«Серый дом» не оставляет попыток надавить на региональные власти, требуя от правительства 1,5 млрд рублей за перевозку льготников общественным транспортом Екатеринбурга. Сегодня депутаты гордумы планировали принять соответствующее официальное обращение к заксобранию Свердловской области, намекая на то, что в противном случае транспортное сообщение в городе будет парализовано. Не получилось – депутаты банально не смогли собрать кворум. Наряду с этим, администрация города представила народным избранникам отчет о расходовании бюджетных средств тремя транспортными МУПами – трамвайно-троллейбусным управлением, муниципальным объединением автобусных предприятий и метрополитеном. Корреспондент «УралПолит.Ru» внимательно ознакомился с документами и выяснил, почему транспортники не зарабатывают, несмотря на рост тарифов. Подробности – в нашем материале.
Только цифры
После многочисленных просьб и ультиматумов администрация Екатеринбурга представила гордуме отчет о финансовой деятельности трех транспортных МУПов. Правда, как отмечают депутаты, воспринимать всерьез эти документы сложно: ни печатей, ни подписей – нет даже фамилий ответственных лиц, их составлявших, и указаний на нормативные акты, на основании которых эти цифры приводятся.
Итак, за 2013 год МОАП перевезло 45 миллионов 726 тысяч пассажиров, ЕТТУ – 127 миллионов 812 тысяч, метрополитен – 45 миллионов 726 тысяч. Все эти люди в сумме купили разовых билетов и проездных на 3 миллиарда 840 миллионов рублей. Расходы же предприятий составили в общей сложности 5 миллиардов 290 миллионов. Нетрудно заметить: разница составляет 1,5 миллиарда, о которых уже полгода на всех углах стенает екатеринбургская мэрия. Удивительное совпадение.
Интересно: несмотря на все заявления мэрии об убыточности предприятий, те вполне успешно перечисляют в городскую казну прибыль (!): ЕТТУ – 70 миллионов (при запланированных на 2013 год 107 миллионах – не все, конечно, удалось заработать), МОАП – 6,4 миллиона (даже больше плана в 4,8 миллиона), метро – 16,6 миллиона (план – 12,1 миллиона). С другой стороны, на прошлой неделе вице-мэр Александр Высокинский совместно с председателем комиссии по транспорту Алексеем Курлыковым заверяли: в значительной степени муниципальные транспортные предприятия терпят убытки потому, что в отличие от частников платят все налоги. Так вот, согласно этим отчетам, при совокупном обороте почти в 4 миллиарда рублей МОАП, ЕТТУ и метрополитен перечислили налогов лишь на 41 миллион рублей – около 1 % (!).
При этом некоторые статьи расходов транспортников вызывают как минимум удивление. Например, согласно отчетам, ЕТТУ потратило на шины для троллейбусов в 2013 году 13,6 миллиона рублей, в 2012-м – 23,8 миллиона. Все можно понять: если трамваи ходят по рельсам, то троллейбусам шины действительно нужны, как и различным аварийно-ремонтным машинам. Вот только МОАП на колеса для всех (!) своих автобусов потратило в прошлом году в полтора раза меньше, чем ЕТТУ, – 8,7 миллиона рублей, а за 2012 год – и вовсе в два раза (10 миллионов).
Согласно отчетам, метрополитен потратил на топливо и горюче-смазочные материалы для электропоездов 2,2 миллиона рублей. ЕТТУ, к слову, – 27,5 миллиона рублей на то же самое для своих трамваев и троллейбусов. Тут, правда, сравнение с МОАП выглядит более логичным: на заправку автобусов, по крайней мере, ушло в десять раз больше – 250 миллионов.
Зато МОАП оказалось рекордсменом по эффективности расходования электроэнергии – затраты по этой статье составили ноль целых, ноль десятых рублей. При этом все эти мастерские, автобазы, контрольные пункты на конечных, видимо, освещаются керосиновыми лампами. И одна из причин, по которым данные отчеты, представленные депутатам в обоснование расходов транспортных предприятий, выглядят «филькиными грамотами», – в настоящей ведомости МОАП такого пробела просто не могло бы быть.
Отдельно стоит обратить внимание на строчку, которая идет во всех трех отчетах под номером 9 – это деньги, которая компания «Исеть» перечисляет транспортным предприятиям за каждого перевезенного пассажира в среднем. При цене билета в 23 рубля: ЕТТУ получает лишь 16,27 рубля, МОАП – 16,63, метрополитен – 19,31 рубля.
Наконец, согласно отчету ЕТТУ, под пунктом «количество транспортных средств» значится цифра 510,3. То есть, согласно логике этого документа, где-то в городе по рельсам бегает треть вагона. При этом, по той же справке, год назад это было 0,4 вагона, но, видимо, поизносились. К слову, в отчетах прочих муниципальных предприятий в этой строке никаких дробных чисел не обнаружилось. Как и положено: у МОАП на маршрут выходит ровно 478 автобусов (при этом за год куда-то делась 21 машина), у метрополитена – 62 вагона.
Депутаты голосуют ногами
Сегодня городская дума Екатеринбурга не смогла рассмотреть ряд вопросов повестки. Кворума не хватило: при необходимости 19 человек набралось только 18. Причем в самом начале их было 20, к середине заседания стало 22, но потом четверо попросту сбежали. Последним был Евгений Боровик, который так спешил пообщаться с неким «важным человеком», что даже не стал слушать увещевания мэра Евгения Ройзмана – выскочил за дверь.
Среди вопросов, которые остались в итоге без внимания, – требование мэрии к областному заксобранию сформировать рабочую группу по выделению городу 1,5 миллиарда рублей для транспортных предприятий.
Примечательно, как вопрос вообще возник в повестке: перед началом заседания промэрский депутат Дмитрий Сергин попросил слова и предложил рассмотреть якобы составленное им обращение к старшим коллегам. «Это обращение к депутатам законодательного собрания по вопросу транспортного обеспечения. На сегодняшний день те цифры, которые озвучивают депутатам на заседаниях рабочих групп, – они ничего не решают. Дополнительные доходы от рекламы, прочей деятельности – это всего лишь десятки миллионов, не более. А надо 1,5 миллиарда», – проговорил деревянным голосом Дмитрий Сергин. Некоторый юмор ситуации при этом заключается в том, что на рабочих группах данного депутата до сих пор не было видно, и откуда он взял все эти цифры – осталось загадкой. Впрочем, как пояснил корреспонденту «УралПолит.Ru» источник в думе, текст обращения, да и речи Дмитрия Сергина, – писался лично Александром Высокинским, депутат нужен был лишь чтобы озвучить его.
Восторга в думе данное заявление, мягко говоря, не вызвало. «Хотя бы даже из этических соображений надо сначала дождаться итогов наших рабочих групп (по образованию тарифов на общественном транспорте – прим. ред.). Как мы можем сейчас выносить какой-то вопрос в обход наших же структур, которые сами же создавали?» – выразил недоумение депутат Константин Киселев. К нему присоединился и единоросс Александр Косинцев: «Это не обращение, а ультиматум какой-то. Вы посмотрите на формулировки: «Отказ от создания рабочей группы (по обсуждению вопроса выделения городу 1,5 млрд на льготников – прим. ред.) поставит транспортные предприятия, жителей города в тупик». Зачем так? Давайте сначала разберемся, а там уже и обращение готовить будем».
Из 19 депутатов «против» так или иначе высказались семеро. Но вопрос в повестку дня был все же включен – простым большинством от присутствующих, из которых 12 послушно проголосовали «за».
К слову, схожую версию о том, что срыв кворума был намеренным, опубликовал после заседания на своей странице в Фейсбуке и депутат-коммунист Вячеслав Вегнер: «И грызет меня мысль, а почему сегодня было сорвано заседание и не были рассмотрены ряд важных вопросов, в том числе и по обращению профсоюзов к депутатам гордумы, к парламентариям области и работе транспорта в городе? В обращении мы предлагаем областным парламентариям озаботиться проблемой перевозок». Правда, по его мнению, депутатов напугал профсоюз работников транспортных предприятий, который решил поддержать требование руководителей о выделении городским чиновникам дополнительно 1,5 миллиарда рублей.
В любом случае, как заявил корреспонденту «УралПолит.Ru» один из депутатов от оппозиции, срыв кворума был очень кстати: «У нас теперь есть еще как минимум неделя, чтобы во всем разобраться. Сегодня мэрия должна прислать конкретные документы, ответы по нашим запросам – вот дальше и будем решать: если пришлют – это один вопрос, если так и не ответят ничего – совсем другой».
© ИА «Экспертный информационный канал «УралПолит.RU» Редакция «УралПолит.Ru»