«Забыть как страшный сон». «Корпорации развития» грозит ликвидация

Спасти ее может возобновление реализации замороженных проектов, однако стоят они десятки миллиардов, а есть и крупные невыплаченные кредиты. О будущем «Корпорации развития» – в материале «УралПолит.Ru»

После того, как генсовет «Единой России» объявил о прекращении десятка партийных проектов, в числе которых оказался «Урал промышленный – Урал Полярный», оказалась под вопросом судьба созданной, в частности, для его реализации, «Корпорации развития». Структура находится в кризисном состоянии, ее сотрясают коррупционные скандалы. Спасти ее может возобновление реализации замороженных проектов, однако стоят они десятки миллиардов, а есть и крупные невыплаченные кредиты. О будущем «Корпорации развития» – в материале «УралПолит.Ru».

В поисках оптимального решения по корпорации члены ее наблюдательного совета провели совещание в Москве. Встреча не афишировалась, но ее подтвердили источник «ФедералПресс» и представители двух уральских губернаторов. Фоном для дискуссии остаются расследование в отношении бывшего гендиректора, критика невыполненных проектов и неэффективность структуры в целом.

По мнению представителя ХМАО в верхней палате парламента Юрия Важенина, корпорацию следует ликвидировать, а попытку реанимации проектов он сравнивает с самоубийством.

«Масштабы бедствия сейчас трудно оценить, думаю, со временем будет дан углубленный детальный отчет. Думаю, раз заведены уголовные дела и известны факты по тому же самому Маслову, наверное, там и не один миллиард потрачен неэффективно <...> Сама программа «Урал Промышленный – Урал Полярный» с выходом на освоение Приполярного Урала была благая. К сожалению, так часто бывает, когда хорошее дело может быть загублено на корню недобросовестными исполнителями <...> Думаю, что как страшный сон нужно забыть о «Корпорации развития», законсервировать и начать с нуля. Я не знаю, кто бы сегодня взялся «заносить хвосты», это надо быть не просто мужественным человеком, а скорее – самоубийцей», – отметил он.

А представитель ЛДПР в Госдуме от Тюменской матрешки Владимир Сысоев выступает за предварительное проведение проверки Счетной палаты. ЛДПР обсуждала эту инициативу сразу после ареста гендиректора Сергея Маслова. Однако в планы на 2017 год такая проверка не вошла. По мнению Сысоева, акционеры, а ими являются субъекты федерации в УрФО, должны создать свою счетную группу, которой предстоит на местах разбираться с тем, что из себя представляет на настоящий момент корпорация и ее «дочки».

Согласно уставу и действующему законодательству, решение о ликвидации корпорации выносит на обсуждение Наблюдательный совет. Он состоит из представителей регионов-акционеров, в основном связанных с управлением госимуществом, но в его составе работает и заместитель полномочного представителя президента России в УрФО Борис Кириллов. Рассматривать инициативу должно общее собрание акционеров – на нем необходимо присутствовие губернаторов регионов-акционеров: Владимира Якушева, Натальи Комаровой, Дмитрия Кобылкина. В случае, если решение будет принято, назначат ликвидационную комиссию, в которую в этом случае должны будут войти «представители комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления».

Таким образом, в комиссию по ликвидации может войти директор тюменского департамента имущественных отношений Андрей Киселев либо глава регионального фонда имущества Оксана Потапских, директор департамента по управлению госимуществом Югры Анатолий Уткин и директор ямальского департамента имущественных отношений Олеся Швагер.

Следующий момент, который стоит принимать во внимание и где могут крыться сложности – урегулирование собственно имущественных и финансовых вопросов. Если акционерное общество на момент ликвидации не имеет кредитных обязательств, то по закону его имущество распределяется между акционерами. Однако обязательства у корпорации все же имеются. Для строительства ТЭС «Полярная» корпорация привлекла в свое время порядка 17 млрд рублей, 70 % из которых – кредит Чешского экспортного банка в виде проектного финансирования.

В то же время губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин крайне критически оценивал в последние годы и сам замороженный объект, и перспективы его реанимирования. По его словам, округ не имел прямой нужды в строительстве такой генерирующей мощности и был связан с будущей электрификацией железнодорожных путей до Сабетты в рамках Северного широтного хода.

«Позиция ЯНАО изначально была такой, что мы не видели экстренной потребности в этой электростанции. Она могла прийти после того, как мы построили железную дорогу. Но нас убедили, что ТЭС нужна. На тот момент Минэнерго подтвердило востребованность генерации в общей сети. Это было давно, мы начали стройку. Но сейчас новый министр говорит о том, что «Полярную» не видят в общей сети генерации, а нам строить на такое количество мегаватт не нужно», – подчеркивал Дмитрий Кобылкин в декабре 2015 года.

В случае, если у корпорации не хватит средств для выплат по кредитам, ее имущество может быть выставлено на торги. Новый гендиректор Сергей Новицкий уже принял участие во встрече с чешскими партнерами и сообщил на днях журналистам о том, что проговаривались вопросы возобновления строительства.

«Это была первая встреча после моего прихода на должность руководителя, и мы уже начинаем находить по этому вопросу взаимопонимание. Выбор ведь важный: или зарыть 12,5 миллиардов рублей в землю, или вложить еще и достроить этот объект, сдать его в эксплуатацию», – уточнил Сергей Новицкий.

Нормы ликвидации акционерных обществ предусматривают распределение средств, находящихся на счетах между кредиторами – на этом фоне заявление Сергея Новицкого о реанимации проекта «ТЭС Полярная» и «Полярный кварц» играет новыми красками: «Моя задача – постараться возобновить строительство тех объектов, которые были приостановлены. Поэтому провожу совещания, встречаюсь с инвесторами, контактирую с Российскими железными дорогами – учитывая, что я там работал, мне проще это делать. То есть время непростое, но я считаю, что, когда есть целеустремленная команда, которая направлена на решение дела, все должно получиться».

Эксперты в свою очередь считают, что инфраструктурные проекты, подобные Северному широтному ходу, реализовываться будут независимо от решений партии. Но воплощение их напрямую будет эффективнее, чем через посредника в виде «Корпорации развития».

«Сегодня ряд проектов, в том числе государственно-частного партнерства, реализуется на Ямале напрямую с федеральным инвестором. Это Северный широтный ход, дорога Бованенково – Сабетта. Такая схема, по понятным причинам, выгоднее РЖД – дорогу строит сразу тот, кто ее будет эксплуатировать. В этом смысле для Ямала вопрос посредников неактуален. С другой стороны – в связи с репутационными издержками компании и кадровой революцией внутри «Корпорации развития», говорить сегодня об их готовности эффективно вести крупные межрегиональные проекты, пожалуй, достаточно сложно», – считает политолог Кирилл Истомин.

Новости партнеров

Погода, Новости, загрузка...