Сбежавшие от войны. «На Украине нас уже никто не ждет»

Как живут в Челябинске украинские беженцы – репортаж «УралПолит.Ru»

​Корреспондент «УралПолит.Ru» посетил расположенный в поселке Старокамышинск под Челябинском профилакторий «Надежда», где живут беженцы с Украины. О том, почему они уехали из своих городов, как их встретил Южный Урал, почему не торопятся на родину и при этом не спешат сдавать украинские паспорта, рассказали журналисту семейные пары с детьми и пенсионеры, сбежавшие от войны.

Корреспондент «УралПолит.Ru» посетил расположенный в поселке Старокамышинск под Челябинском профилакторий «Надежда», где живут беженцы с Украины. О том, почему они уехали из своих городов, как их встретил Южный Урал, почему не торопятся на родину и при этом не спешат сдавать украинские паспорта, рассказали журналисту семейные пары с детьми и пенсионеры, сбежавшие от войны.

Подробности – в репортаже экспертного канала.

«Руки-ноги есть, скажите, куда нам ехать?»

Профилакторий «Надежда» встречает невзрачной металлической оградой с калиткой в форме вертушки. Сквозь ржавчину на табличке поверх ограды проглядывает название учреждения. Неподалеку от профилактория расположена улица Крымская. Есть еще одноименный переулок и магазин «Крымский». На первом этаже прямо на полу возле вахты – гора одежды. Ее местные несут для беженцев.

Галина Пирог – женщина около 50 лет. Приехала на Южный Урал из Харцизска две недели назад. Харцизск – это город чуть восточнее Донецка размером немногим чуть больше нашей Сатки. «Рядом Нижняя Крынка, там недавно нашли массовое захоронение мирных жителей. Слышали, наверное?» – уточняет она.

Комната, в которой мы разговариваем, три на четыре метра. Ламповый телевизор на столе, стиральная машинка в углу, да ковры на полу – привез кто-то из местных жителей. Машинка оказалась нерабочей, но Галина, кажется, не в обиде. Большой чемодан, вокруг которого в беспорядке набросаны вещи, - это все, что Галина привезла с собой из Донбасса. В беседе она часто повторяет, что местные встретили их хорошо и много помогают продуктами, одеждой, а иногда и бытовой техникой.

«Очень по-человечески к нам отнеслись, это правда», – говорит она.

Чуть раньше Галины на Южный Урал приехала дочь Алена с сыном Даней шести лет и дочкой Настей четырех лет.

«А зять у меня – Максим Перепелица. Помните, наверное, такой советский фильм был – «Максим Перепелица».

«Из Харцизска мы выехали 1 августа. Дом дочери к тому времени уже разбомбили. Снаряд попал в дальнее крыло здания, квартира Аленки, конечно, уцелела, но жить там уже было страшно. Когда уезжала, газа и света не было. Ну а зарплату не платили с мая».

Дома Галина работала оператором котельной. В Челябинске пока моет полы. Устроиться на хорошую официальную работу мешает отсутствие статуса беженца.

Галина Пирог перечисляет немногочисленных родственников в России – в Москве, Рязани и Тамбове. Родня не самая близкая, да и особо теплых отношений нет. Потому сразу решили, никого обременять не станут, будут надеяться на себя.

Почему не поехали на запад Украины?

В разговор вступает Денис Целищев. Он и его жена Катя из города Кировское, что тоже под Донецком. Денис говорит о том, насколько сильно развела война украинцев с востока и запада страны. «Они теперь нас всех считают террористами, – горячится Денис. – И прямо говорят, мол, хотите приехать – милости просим: виселиц на всех хватит».

«Мы до последнего отказывались ехать, – продолжает он. – Только когда в нескольких метрах от дома взорвались снаряды, решили, что оставаться опасно».

Денис говорит, что не хочет возвращаться на Украину. «Нас там уже никто не ждет. Нет прежнего дома, а работы в ближайшие месяцы не будет точно». На родине Денис работал на стройке, у него несколько строительных специальностей. Потому надеется, что и в России найдет работу без труда.

Но пока нет официального статуса, на работу его не примут.

«Примут, но только нелегально, – уточняет Алена Перепелица. – Вообще-то по российским законам за это положен штраф, но в администрации нам сказали, что готовы закрывать на это глаза. Понимают, что оформление статуса занимает до 50 дней, а жить на что-то надо».

Те, кто устраивается на работу нелегально, рискуют. Так, на стройке, где сейчас трудится Максим Перепелица, ему и другим беженцам давно обещают выплатить зарплату. Представитель работодателя отсутствие денег объясняет тем, что якобы ждет получения инструкций, как трудоустраивать украинцев.

Информацию о происходящем на родине беженцы получают в основном от родных и знакомых. По их словам, перемирие на юго-востоке Украины не наступило. Продолжаются обстрелы, гибнут люди. А по опустевшим жилым домам ходят мародеры.

Многие украинцы не хотят оформлять статус временного убежища. По их данным, после процедуры подписания документов и официального подтверждения статуса беженца можно потерять связь с родиной – вернуться в течение года на Донбасс не будет возможности. Страхи беженцев обоснованы, так как, согласно правилам, они должны будут сдать паспорт гражданина Украины на хранение в миграционную службу.

Хотя сама Галина прямо не говорит, с ее слов следует, что помощь украинцы получают только от частных лиц. Частные фирмы время от времени организовывают питание для беженцев. Они же привозят продукты.

«А как-то привезли просроченную тушенку. Открыли банку – вроде не пахнет. И на том спасибо». 

Кажется, и такой помощи беженцы рады. В остальные дни украинцы питаются за свой счет, хотя закон формально гарантирует им обеспечение бесплатным питанием.

Игорь и Оксана Кириченко из Авдеевки Донецкой области приехали три дня назад. Оксана рассказывает о том, как получила легкое ранение во время одного из обстрелов. «На соседней скамейке пацана – насмерть, еще четверых ранило, – говорит она. – У меня, слава Богу, просто ожог».

Игорь Кириченко работал на Авдеевском коксохиме и в Челябинск ехал, чтобы найти тут работу по специальности. «Нам не нужно помогать, только работу дайте, – повторяет он. – Руки и ноги у нас есть, скажите только, куда нам ехать». Стабильная хорошо оплачиваемая работа – мечта, которая объединяет большинство собеседников журналиста «УралПолит.Ru».

Другая проблема, которая беспокоит беженцев, – жилье. «Нам сказали, что комната в профилактории – это на месяц-два. Получается, потом нас выселят?» При этом большинство не просят больших гарантий от России, но хотят большей определенности в вопросах получения статуса и медицинской помощи.

«Все проблемы – из-за отсутствия статуса беженца…»

По словам замглавы Копейска Владимира Бисерова, у жителей Донбасса к бывшему шахтерскому городу Южного Урала особый интерес. Многие жители города после войны уехали по оргнабору работать на Донбасс, но сохранили здесь родственные связи. «Когда ситуация на юге Украины обострилась, украинцы приехали сюда к дальним родственникам. Копейчане их принимают, размещают и пытаются участвовать в их судьбе. На сегодня в копейских семьях проживают около 150 таких граждан», – поделился Бисеров.

Конечно, живут беженцы не только в семьях. В Копейске есть два пункта временного размещения – на территории профилакториев завода «Пластмасс» и предприятия «Уралстройсервис» в Старокамышинске живет 50 и около 40 человек соответственно. При этом, по словам Бисерова, в Старокамышинске селят людей, которые приехали в город в начале лета. Чиновник уверен, что большая часть обосновавшихся в профилактории «Надежда» («Уралстройсервис») беженцев уже обустроились на новом месте и нашли работу. Именно поэтому, подчеркивает он, питаются обитатели профилактория в Старокамышинске за свой счет. «Они уже более-менее встали на ноги. Некоторые уже нашли работу и фактически там только живут», – пояснил замглавы.

В профилактории завода «Пластмасс» размещены люди, еще не успевшие оформить документы. Как пояснили «УралПолит.Ru» в региональном министерстве социальных отношений, срок проживания беженцев в пунктах временного размещения не установлен. Но выгонять на улицу в канун зимы, конечно, никого не будут. «Они находятся там до тех пор, пока не пристроятся и не найдут работу», – уточнили в ведомстве.

По словам Владимира Бисерова, власти помогают украинцам быстрее оформить временное убежище. Этот статус позволяет за короткое время найти официальную работу и получать все необходимые социальные гарантии наравне с гражданами России. Однако украинский паспорт беженец должен сдать в миграционную службу. И это требование пугает некоторых из приезжающих в Челябинск с Донбасса.

Убежище дается на год и может продлеваться на 12 месяцев ежегодно.

Заявление украинцев на предоставление убежища согласно постановлению правительства РФ должно рассматриваться в упрощенном порядке в течение трех дней и выдаться им после прохождения медобследования. На деле сроки, по словам беженцев, затягиваются. «Отсутствие статуса временного убежища является достаточно серьезным препятствием для трудоустройства», – рассказывает Владимир Бисеров. Он отмечает, что официально трудоустроена лишь небольшая часть беженцев, основная масса занята на неофициальных временных работах. При этом мэрия готова поспособствовать в трудоустройстве педагогов и работников бюджетной сферы. Заинтересованность в профессиональных кадрах есть и у Копейского машиностроительного завода, и ряда других компаний. «Служба занятости с людьми работает, они сейчас выбирают. Но самое главное – они ждут документов», – подытожил Бисеров.

Проблем с устройством украинских детей в школы в городе нет. Сложнее с детскими садами или яслями. Малышей старше трех лет, чьи родители нашли хотя бы временную работу, устраивают в дошкольные учреждения без проблем. «С детьми меньшего возраста у нас в городе ситуация напряженная, и мы не можем им помочь в этом», – признает Владимир Бисеров.

Альтернатива статусу временного убежища есть, это временное пребывание. 

«Человек зарегистрировался по такому-то адресу и может до девяти месяцев находиться в гостях, официально не работать, и претензий к нему у государства не будет. Но трудоустроиться в местные компании с этим статусом он не сможет официально, – пояснил Владимир Бисеров. – Думаю, такие люди просто пережидают ситуацию. Или у них есть свои материальные запасы, или родственники их поддерживают. Как только ситуация более-менее стабилизируется, они уедут обратно».

А впрочем, статус временного пребывания не предусматривает полного запрета на работу. Но в этом случае украинцам все же придется получить соответствующее разрешение в органах ФМС. Выдадут его только на срок временного пребывания и при наличии в регионе соответствующей квоты на трудовых мигрантов. А при работе без него взыщут штраф и выдворят из страны.

«Из общения с предпринимателями я понял, что официально устроиться беженцам сложно. Бизнесмены и рады бы взять украинцев, но мешают проволочки в УФМС. Вовремя не могут получить вид на жительство и другие документы. Проблемы возникают из-за отсутствия статуса беженца», – подтверждает член «Опоры России» Николай Дейнеко.

К слову, украинцы, приехавшие в Челябинскую область одними из первых, могли по упрощенному варианту поучаствовать в госпрограмме переселения соотечественников и в сокращенные сроки получить российское гражданство, помощь в трудоустройстве, до 20 тыс. рублей подъемных на человека и компенсацию за съем жилья. С начала года этой возможностью на Южном Урале воспользовались уже 500 человек.


Справка «УралПолит.Ru»:

С 1 января на территорию Челябинской области въехали 4 315 беженцев с Украины. В основном это жители юго-востока – самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик.



Мнение волонтера

О длительном оформлении документов беженцами говорит и исполнительный директор регионального Союза женщин Людмила Тяпкина. Эта организация оказывает первую помощь приехавшим в Челябинскую область гражданам Украины. По мнению Людмилы Тяпкиной, в затягивании сроков виновны часто сами беженцы.

«Некоторые приехали и три-четыре месяца думают, прежде чем отдать документы. Но ведь УФМС еще проверить надо сведения, это длительный процесс», – поясняет Тяпкина.

Волонтеры отмечают, что среди граждан Украины есть те, кто сразу же нашли временную работу, сняли квартиру. Но многие продолжают жить в пунктах временного размещения и не торопятся искать подработку. 

«Кто хотел, те уже решили свои проблемы. Предприниматели очень много рабочих мест предлагают с жильем и питанием при зарплате 15 тыс. рублей. Но не могут найти желающих», – недоумевает Людмила Тяпкина.

Она отмечает, что среди приехавших есть семьи, которые твердо решили остаться в Челябинской области. Но большинство все же находятся в раздумьях. «У них мечты куда-то уехать. Вот узнали, что на Севере побольше дают подъемных, говорят: дайте документы, поедем туда. А где нам взять по 15 тыс. рублей каждому на дорогу до Владивостока? Мы предлагаем им искать работу и самим эти деньги заработать», – делится сомнениями руководитель Союза женщин Челябинской области.

Где искать работу

Официальные комментарии о нахождении украинцев в Челябинской области и порядке получения ими статуса, который определяет их положение в России, частично противоречат друг другу.

Так, по словам начальника ГУ по труду и занятости региона Владислава Смирнова, в 2014 году Челябинской области выделено около 10 тысяч квот на привлечение иностранной рабочей силы. Однако украинских беженцев это не касается, заверил чиновник, пояснив, что для них сделали небольшое послабление. Заинтересованному в украинском специалисте работодателю теперь не нужно получать для него разрешение на работу.

Любопытно, что ранее официальные источники в органах исполнительной власти утверждали, что трудоустройство для получивших статус временного пребывания возможно исключительно в рамках квот для трудовых мигрантов.

Между тем, в Главном управлении по труду и занятости Челябинской области на запрос «УралПолит.Ru» уточнили, что отдельно выделенной квоты на трудоустройство украинских граждан в регионе нет. Есть лишь общая квота для трудовых мигрантов. При этом областная служба занятости говорит, что официально трудоустроила 213 украинцев. Всего в центры занятости региона в поисках работы обратились 1197 граждан. На сегодня ГУ по труду и занятости готово предложить украинцам 4528 вакансий, в том числе 1399 с предоставлением жилья. «Из Украины прибывают граждане с самыми разнообразными профессиями. Не всем удается трудоустроиться именно по своей профессии, поэтому предлагаем список наиболее востребованных в области специальностей. Пообщаться с работодателями и узнать, какие есть вакансии, каждый желающий может на ярмарках вакансий, проводимых в городах региона», – прокомментировали в Главном управлении.

Заинтересованность в работниках из Украины высказывают индивидуальные предприниматели и крупные предприятия. Вакансии на ярмарках предложили, в частности: агрофирма «Ариант», Челябинский меткомбинат, «Южуралкондитер», Каслинский завод архитектурно-художественного литья, Катав-Ивановский приборостроительный завод, ЧЭМК, «Хлебпром», часовой завод «Молния», птицефабрика «Равис» и другие фирмы.


Справка «УралПолит.Ru»:

Получить разрешение на работу в Челябинской области могут и те, кто не оформил статус временного убежища. Но в рамках выделенной в регионе квоты на трудовых мигрантов. По данным УФМС по Челябинской области, на сегодня оформлено 154 разрешения на привлечение и использование 5454 иностранных граждан. Еще 8331 разрешение оформлено на право осуществления трудовой деятельности. Всего же в рамках допустимого выдано 6610 разрешений, квота использована на 65 %.


Вместо постскриптума

Среди беженцев, которых журналист «УралПолит.Ru» встретил в профилактории «Надежда», много молодых семей в возрасте до 40 лет. Очень много детей всех возрастов: от младенцев до подростков. При этом условия, в которых сегодня живут старокамышинские украинцы, удручают. Привычных для многих бытовых удобств нет.

«Многие уезжали с одним чемоданом, брали с собой в основном летние вещи». Наступления холодов многие ждут в опаской. В комнатах уже сейчас невысокая температура.

В остальном же беженцы сильно нуждаются и будут рады почти любой поддержке. А нужны теплые вещи, продукты и бытовая техника. Нет обогревателей, бытовой техники и прежде всего стиральной машины и кухонной печки.

Уточнить информацию о том, какая помощь требуется беженцам, можно по телефонам в редакции «УралПолит.Ru».


Справка «УралПолит.Ru»:

Помощь прибывающим в регион гражданам Украины при оформлении документов, а также в сборе необходимых вещей оказывают в Союзе женщин Челябинской области. Телефоны «горячей линии»: (351) 737-15-46 и 8-800-300-74-74.

В Челябинске, по обращениям граждан Украины и их родственников, работает управление по взаимодействию с общественными объединениями администрации города:

пл. Революции 2, каб. 524, 522. Начальник управления Суркова Наталья Алексеевна – (351) 266-62-90, 8-982-319-00-06.

Управление федеральной миграционной службы по Челябинской области занимается постановкой на миграционный учет:

ул. Степана Разина 6-В, каб. 29. Телефон: (351) 239-08-30. Начальник отдела регистрации и виз иностранных граждан Степаненко Татьяна Юрьевна.

За вопросы трудоустройства отвечает Центр занятости населения:

Челябинск, ул. Софьи Ковалевской, 2, кабинет 305. Телефон: (351) 774-56-90, мобильный (351) 233-13-23. Директор Шегуров Александр Александрович.

Также подобрать подходящую работу гражданам Украины помогают в Главном управлении по труду и занятости населения Челябинской области. Телефон горячей линии – 8-800-444-80-88.

Для того чтобы стать участником программы по переселению соотечественников, переселенцам с Украины необходимо обратиться в территориальное Управление федеральной миграционной службы. Телефоны – (351) 239-10-45, (351) 239-10-43, 239-10-46. 

Сергей Блиновских, Дарья Невзорова, Екатерина Гонова

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях