В районах Челябинска в рамках реформы МСУ стартовали публичные слушания по вновь разработанным уставам внутригородских муниципалитетов. Курчатовский район 6 ноября первым в городе и стране в целом прошел через эту процедуру.
В районах Челябинска в рамках реформы МСУ стартовали публичные слушания по вновь разработанным уставам внутригородских муниципалитетов. Курчатовский район 6 ноября первым в городе и стране в целом прошел через эту процедуру. В «основном законе» внутригородского муниципального образования недавно избранные депутаты прописали для себя социальные гарантии и компенсации, а также в обход федерального закона сократили срок контракта для главы администрации. О том, как согласовывали образец устава для последователей муниципальной реформы и как это восприняли участники слушаний, – в материале «УралПолит.Ru».
Публичные слушания по собственному уставу для каждого из семи районов Челябинска – процедура новая. Курчатовскому району в роли первопроходца оказалось сложнее всего – еще нет примеров от коллег из других территорий и резолюций на их уставы министерства юстиции. Зато депутаты соседних райдум, пользуясь случаем, не стеснялись почерпнуть опыта у курчатовских парламентариев и даже специально приехали на публичные слушания в местную администрацию. В частности, среди участников обсуждения был замечен председатель совета депутатов Советского района Владислав Макаров.
Ни журналисты, ни политики больших ставок на районные слушания не делали, предполагая на примере аналогичного обсуждения городского устава катастрофически низкое число их участников и номинальность процедуры. Но ожидания не оправдались: если в голосовании в мэрии Челябинска приняли участие всего 110 человек, то в Курчатовском районе эта цифра оказалась немногим меньше – 60 участников. Провокаций и эксцессов со стороны оппозиции партии власти при этом не последовало – участники единогласно поддержали проект документа.
В президиум слушаний вошли глава района, председатель райсовета Вячеслав Ершов, его зам Ирина Васильева, глава администрации района Ирина Подивилова и начальник управления ЗСО, председатель региональной контрольной комиссии «Единой России» Владислав Крашенинников. Кроме него, от южноуральского парламента больше никого не было. Не посетил знаковое мероприятие и депутат закса Семен Мительман, активно продвигавший реформу МСУ в муниципалитеты Челябинской области.
Напомним, документ, выносимый на публичное обсуждение, депутаты Курчатовского района обнародовали 11 октября. На основе его парламентариям предстояло разработать полноценный устав района, а потому проект был типовым для всех семи внутригородских муниципалитетов. В течение месяца оргкомитет принимал от горожан предложения и поправки в проект. Как рассказала замглавы Курчатовского района Ирина Васильева, в основном предложения поступили от депутатов, чиновников райадминистрации и общественников. А вот рядовые граждане процедуру попросту проигнорировали. «У нас были бурные обсуждения среди депутатов. Поступало много предложений. Но, к сожалению, что хотели внести в Устав – не все соответствует федеральному закону», – пояснила Васильева, добавив, что к внесению в проект были рекомендованы уточнения о статусе Курчатовского района, дате его образования, полномочиях администрации в соответствии с требовании 131-ФЗ, ежегодных отчетах депутатов, избранных в состав Челябинской гордумы, об избрании депутатов в состав ЧГД в случае досрочного прекращения полномочий депутата гордумы, а также о том, что избирательная комиссия Курчатовского района является муниципальным органом, который не входит в структуру органов МСУ.
Высказать свое мнение с трибуны депутаты пригласили представителей общественных организаций. Спикеры то и дело уходили от темы слушаний, пускаясь в эмоциальные размышления, что следовало бы сделать в регионе. «Основные символы Курчатовского района – герб и флаг. Это здорово, он у нас красивый. А давайте еще и гимн напишем! Песня о Курчатовском районе-то уже есть», – предложила председатель районного женсовета Любовь Тарико, пустившись было в цитирование строчек песни.
Председатель совета ветеранов района Гариф Кабиров обратил внимание парламентариев, что они чуть не омолодили Курчатовский район на 28 лет, вписав в уставе вместо даты его образования согласно указу президиума ВС РСФСР, 15 августа 1985 года, – день принятия заксобранием закона о внутригородских образованиях Челябинска, 10 июня 2014 года. «Я высказал рабочей группе 17 предложений по поправкам в проект устава, – подчеркнул Кабиров, отметив, что с принятием устава Курчатовский район сможет самостоятельно решать вопросы жизнеобеспечения своих жителей и распоряжаться своим бюджетом. «Которого нет», – шепотом заметил кто-то из присутствовавших.
Декан факультета РАНХиГС Алексей Ильиных, который, к слову, ранее выступал и на слушаниях по уставу Челябинска, провел скрупулезный анализ предлагаемого документа и выявил ряд несоответствий федеральному законодательству, о чем не преминул сразу же заявить с трибуны. Депутаты критику учли, отметив, что до принятия итогового документа еще доработают его. Как подчеркнул председатель региональной контрольной комиссии «Единой России» Владислав Крашенинников, проект устава района разработан в соответствии с Конституцией РФ, уставами Челябинской области и Челябинска, является основным документом для жителей Курчатовского района и рекомендован единороссами для принятия.
«Работа идет почти ежедневно. Очень много предложений от депутатского корпуса, общественных организаций. Есть желание сделать устав сразу в «боевом» состоянии, но пока мы за какие-то рамки в нем выйти не можем. Идут консультации с минюстом. Многие пункты были изменены, что-то убрано, что-то добавлено. Сейчас все что могли, по максимуму мы в него включили», – поделился председатель совета депутатов, глава Курчатовского района Вячеслав Ершов. Он пояснил, что на сегодня устав составлялся в рамках 13 полномочий, которыми наделили районы: «Многие пожелания мы не можем сейчас учесть, потому что других полномочий за нами пока не закреплено. Дадут больше – будем совершенствовать устав и вносить в него изменения».
Кроме определения функций совета депутатов, главы района и районного менеджера Курчатовского района, устав, состоящий из восьми глав и 60 статей, также включает перечень социальных гарантий, предоставляемых районным парламентариям. Среди них – страхование жизни и здоровья и в случае чего выплата компенсации, возмещение затрат на телефонную связь, проживание в гостинице, проезда по району и иных расходов, связанных с выполнением депутатских функций. Прописан срок ежегодного оплачиваемого отпуска. Правда, только для депутатов, работающих на постоянной основе. Согласно проекту устава, такой в райдуме всего один – председатель совета. Но в дальнейшем планируется ввести еще несколько должностей для его заместителя и председателей постоянных комиссий. Также в уставе закреплено освобождение парламентариев от уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и иные действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечению срока их полномочий. «Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом Курчатовского района были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена действующим законодательством РФ», – уточняется в уставе. Как подчеркивают парламентарии, речи о полной депутатской неприкосновенности в рамках расследования уголовных и иных дел при этом не идет.
Один из ключевых моментов проекта устава – установление минимального срока полномочий главы администрации. Ранее председатель гордумы Станислав Мошаров в комментарии журналисту «УралПолит.Ru» заявлял, что районных менеджеров предполагается назначать на срок полномочий райдум, а сокращение срока контракта потребует поправок в федеральный закон № 131-ФЗ. Но при этом не исключал, что депутаты будут выходить с инициативой в Госдуму об изменении закона. На слушаниях же в Курчатовском районе проголосовали за двухлетний контракт главы администрации. Но дело остается за решением минюста: если ведомство сочтет это нарушением закона, то сроки контракта придется пересмотреть.
Глава администрации Курчатовского района Ирина Подивилова к такому сокращению срока контракта районного менеджера относится скептически, поясняя, что двух лет для работника недостаточно, чтобы проявить себя. «С учетом того, что бюджет у нас верстается на три года, наверное, было бы правильнее, чтобы минимум на этот срок контракт заключался. Чтобы за три года человек те планы, которые он выстроил, успел реализовать и показать, что он умеет работать. Да и каждый раз переназначать нового человека тоже проблемно. Пока он вникает и понимает, чем живет район, – это сложно, вопросов очень много», – комментирует она, отмечая, что решение еще ждет юридическая экспертиза, которая должна оценить, соответствует ли эта норма федеральному закону 131-ФЗ.
Сейчас в райадминистрации ждут следующего шага от областных депутатов – принятия документа о разграничении и делегировании полномочий. Как пояснила Подивилова, администрация района пока исполняет часть государственных полномочий, но на законодательном уровне они за ней не закреплены. «Мы как юридическое лицо в том виде, который есть, действуем до 15 декабря. А к тому времени депутаты, надеюсь, успеют принять все уставы и разделить полномочия, и все начнется по-новому», – отметила она, предположив, что до объявления результатов конкурса по главе администрации, в которых участвует и Подивилова, в районе будет переходный период с исполняющими обязанности.
Еще одним важным моментом устава стало утверждение процедуры отзыва депутата. Отчасти на это повлияла ситуация с депутатом Центрального райсовета Сергеем Новожиловым, которого практически сразу после делегирования в гордуму арестовали по подозрению в даче взятки руководителю УФНС по Челябинской области Александру Путину. Но пока в документе оговаривается только отзыв из районной думы. Процедура предполагает внесение в райсовет инициативы группой граждан до 150 человек, по результатам рассмотрения которой парламентарии должны объявить референдум. Если более половины избирателей депутата проголосуют против него, он покинет ряды народных избранников. Порядок отзыва из Челябинской гордумы пока не рассматривался и не обсуждался. Как пояснил Ершов, для этого должен быть соответствующий федеральный закон. На сегодняшний день норма по отзыву в уставе принята на публичных слушаниях, однако она, скорее всего, будет корректироваться с учетом мнений минюста и прокуратуры района. «Выдвинутые из районных советов депутаты гордумы должны представлять интересы района. Если он работает и отстаивает интересы своей территории, то к нему вопросов тех 25 депутатов, что его делегировали, не будет. А если он этого не делает, зачем он там тогда нужен? И все должны понимать и ценить, что их делегировали в гордуму», – высказывает мнение Вячеслав Ершов.
Кроме того, депутаты подумывают создать в районе собственную Контрольно-счетную палату. Правда, за отсутствием в распоряжении хоть какого-то бюджета, у этой инициативы много противников. Пока парламентарии ограничились внесением в устав статьи о Контрольно-счетной палате, наделяющей их правом образовать такой орган. «Наши юристы сейчас прорабатывают этот вопрос, насколько мы его можем внести в устав. Есть юридические нюансы. Пока нет бюджета, мы не можем такой орган создать. Но, конечно же, хотелось бы, чтобы он появился», – уточнил Ершов. Как пояснила юрист райсовета, если депутаты примут решение о необходимости образования Контрольно-счетной палаты на уровне внутригородского муниципалитета, то потребуются дополнения в устав. Проводить их будут также через публичные слушания.
Отметим, вслед за Курчатовским районом публичные слушания по уставу прошли 6 ноября в Металлургическом районе. В течение двух недель аналогичные процедуры состоятся и в остальных территориях. Принимать уставы районные депутаты будут на очередных заседаниях, которые пройдут после 20 ноября.
© Дарья Невзорова
Вы можете поделиться новостью в соцсетях