Дума, администрация и муниципальное предприятие нарушили закон о конкуренции
Челябинское УФАС уличило городскую думу, управление дорожного хозяйства горадминистрации и МБУ «Городские парковки» в нарушении антимонопольного законодательства. По мнению ведомства, власти и муниципальное предприятие препятствуют развитию конкуренции на рынке, а МБУ использует земли под стоянки незаконно. Депутат гордумы Александр Галкин заявляет, что с момента создания предприятие не заплатило городу ни копейки. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
По данным антимонопольщиков, некоторые утвержденные гордумой положения «Порядка создания и использования парковок в Челябинске» от 19 ноября 2013 года идут вразрез с федеральными законами и могут ограничить конкуренцию на рынке. В 2016 году в УФАС поступили обращения на нелегальные стоянки из прокуратуры города и от возмущенных граждан. Антимонопольщики установили, что организацию и функционирование всех городских парковок, расположенных на муниципальной земле, а также получение прибыли от их работы перешло в ведение МБУ «Городские парковки».
«Помимо такой привилегии учреждение получило возможность использовать в коммерческих целях городскую инфраструктуру, а также содержать стоянки за бюджетные деньги, – уточнила пресс-секретарь Челябинского УФАС Наталья Мартынюк. – Ситуацию усугубило отсутствие в Порядке требований к организации парковок органом местного самоуправления. Утвержденный администрацией перечень мест расположения парковок для платных и бесплатных стоянок не содержит данных о размерах парковки, количестве парковочных мест, порядке подачи хозсубъектами предложений о создании новых парковок».
Управление дорожного хозяйства передало МБУ функции по созданию парковок. Эти полномочия, согласно Закону об общих принципах организации МСУ, находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок распространяется не только на парковки, расположенные на автодорогах общего пользования, но и вопреки закону, на парковки возле зданий и домов.
МБУ «Городские парковки» заключило агентские договоры (порядка 120) и передавало право пользования землей и получения прибыли от парковки. Но орган местного самоуправления не передавал МБУ земельные участки в пользование и не выдавал разрешение на использование этой земли. Однако парковки работали, а предприниматели, не имея законных прав на землю, оказывали услуги.
По мнению Челябинского УФАС, в действиях органов власти и МБУ содержатся признаки нарушения закона о конкуренции. Гордуме направлено предупреждение о внесении изменений в «Порядок создания и пользования парковками», Управлению дорожного хозяйства – об исключении из Устава МБУ «Городские парковки» функций по созданию парковок, а самому МБУ – о расторжении заключенных ранее агентских договоров.
Предупреждения антимонопольщиков должны быть исполнены до 20 марта. Иначе будут возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Примечательно, что руководство МБУ «Городские парковки» претензии УФАС не комментирует. Его руководитель Эдуард Бурлаков, назначенный на должность в конце прошлого года, второй день «на выезде, на совещании». Его заместитель Дамир Утарбеков сообщил, что не уполномочен комментировать от имени директора подобные претензии.
Более словоохотливым оказался куратор проекта «Легальные парковки», депутат гордумы Александр Галкин. Он сообщил, что претензии УФАС заключаются в том, что договоры не отвечал всем необходимым требованиям. Конкурсные процедуры при оформлении договора также не учитывались, и решения зачастую принимались единолично прежним руководителем МБУ Владимиром Петровым. Добавим, что ранее в СМИ Петрова уличали в рейдерских захватах автостоянок. «Осенью мы наложили мораторий на заключение новых договоров, и с тех пор они не заключались», – пояснил депутат. Предписание УФАС отчасти обосновано, и к нему можно прислушаться, решение по нему будет приниматься в гордуме. Никаких серьезных последствий для участников рынка это не повлечет, уверен Галкин. Договоры просто перезаключат с учетом всех замечаний УФАС.
«Когда УФАС говорит, что нужно заключать договоры на основании конкурсных процедур, таких как аукцион, об этом речь может идти, когда парковка размещается впервые, – считает Галкин. – А если речь о ее легализации, как можно говорить об аукционе? Человек решил легализовать свою парковку, собрал документы, но не факт же, что он победит? Зачем тогда выводить ее из тени? А когда он будет понимать, что допустим, он вносит в конкурсную комиссию проект парковки, все разрешительные документы, и комиссия принимает решение коллегиально, то ситуация изменится».
По словам Галкина, комиссия должна быть создана при городской администрации, туда войдут представители администрации и депутаты. Комиссия будет учитывать мнения и жалобы горожан. «Один из самых главных вопросов, который волнует депутатов – до сих пор от МБУ «Городские парковки» в бюджет Челябинска не поступило ни копейки. И эту ситуацию нужно менять, чтобы предприятие приносило в казну деньги».
По данным активистов проекта, в южноуральской столице всего 130–140 легальных парковок и стоянок. От 600 до 1000 объектов установлены незаконно. «Город ежемесячно теряет от нелегальных парковок десятки миллионов рублей», – заключает Галкин.
С нелегальными парковками пытался бороться и прежний градоначальник Сергей Давыдов. Именно при нем было создано МБУ «Городские парковки», призванное вывести парковочный бизнес из тени. Однако этого не произошло. По словам Галкина, в оживленных местах и на газонах начали появляться автопарковки под прикрытием МБУ, некоторые из них уже ликвидированы. В отдельных случаях челябинцы до сих пор судятся за расторжение договоров. Одна из последних жалоб поступила на имя губернатора Бориса Дубровского от жителей микрорайона Паркового, которые сообщили, что под нелегальную стоянку вырубаются деревья. В таких случаях, по мнению депутата, к проблеме должны подключаться правоохранительные органы.
В Челябинской городской думе сообщили, что документы от УФАС получили, но рассматривать депутаты их будут только на февральской сессии. Соответственно, пока никаких комментариев по поводу претензий антимонопольщиков не будет.
© Екатерина Гонова
Вы можете поделиться новостью в соцсетях