В стоп-листе кроме обвиняемого во взятке экс-чиновника – экс-омбудсмен, лидеры оппозиции и журналисты
Формирование нового состава Общественной наблюдательной комиссии Челябинской области началось с кулуарных интриг и скандалов. В распоряжении экспертного канала оказался подготовленный в ГУ ФСИН стоп-лист нежелательных кандидатур. В их числе – представители отнесенных к «иностранным агентам» общественных организаций, действующий руководитель ОНК, экс-омбудсмен области Алексей Севастьянов и даже обвиненный по трем статьям УК РФ бывший вице-губернатор области Николай Сандаков. Свое нежелание видеть этих представителей общественности в комиссии тюремное ведомство, по информации источников канала, продавливает через действующего уполномоченного по правам человека в области Маргариту Павлову. Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».
Срок полномочий действующего состава Общественной наблюдательной комиссии Челябинской области (ОНК) истекает 1 ноября. Организация занимается проверкой соблюдения прав человека в колониях, тюрьмах, следственных изоляторах, ИВС, спецшколах, а также войсковых частях. Формированием структуры в регионах занимается Общественная палата РФ, прием заявок завершен 30 сентября. Выдвинуть своего представителя в комиссию может любая общественная организация, занимающаяся правозащитной деятельностью. Одна организация может делегировать не более двух человек.
Количество и фамилии подавших заявления в Общественную палату РФ хранятся в секрете. Однако, уже сейчас известно, что в челябинскую комиссию – конкурс. «Это означает, что заявок больше 40. Именно столько членов максимально может иметь структура. Официальный список утвержденных членов должен появится в районе 1 ноября», – отметил председатель челябинского ОНК Александр Юрин.
По его словам, новый состав комиссии может претерпеть существенные изменения: некоторые действующие члены не пожелали пролонгировать свой мандат, а часть выдвинулись от организаций, признанных иностранными агентами. «Несколько человек сопоставили затраты времени и ресурсов и приняли решение, что не будут продолжать этим заниматься. Еще несколько общественников отработали уже три состава ОНК и больше выдвигаться не имеют права. В их числе представители регионального отделения Союза ветеранов боевых действий Валентин Артемьев и Сергей Ермаков», – сказал он.
Сам Александр Юрин отправил свой пакет документов от областного Союза журналистов, но утверждает, что второй раз возглавлять структуру не намерен.
Под вопросом находятся и те члены ОНК, организации которых были признаны иностранными агентами. «По слухам, достоверность которых мы не проверяли, существует негласное указание не пускать в ОНК даже в том случае, если человек из инагента выдвинулся от другой организации. Скорее всего, слухи правдивые, – прокомментировал руководитель «Уральского демократического фонда» Николай Щур. – Общественная палата не обязана объяснять, почему та или иная кандидатура не прошла утверждение. Но мы с супругой (Татьяна Щур – прим. ред.) документы подали, так как полностью соответствуем предъявляемым требованиям».
Напомним, что в феврале Минюст включил в число иностранных агентов челябинское общественное объединение «Женщины Евразии», «Уральскую правозащитную группу» и общественный фонд поддержки демократии «Уральский демократический фонд», руководителями которых выступают Николай и Татьяна Щур.
Бывший вице-губернатор собирался стать членом челябинской ОНК
Между тем источники «УралПолит.Ru» рассказывают, что региональный ГУ ФСИН начал предпринимать активные действия, чтобы не допустить переизбрания некоторых действующих членов ОНК в новый состав комиссии. По информации инсайдеров, в сентябре уполномоченному по правам человека в Челябинской области Маргарите Павловой пришел список из 13–15 фамилий правозащитников, неугодных тюремному ведомству. В стоп-листе наряду с действующими членами ОНК, представителем несистемной оппозиции Валерией Приходкиной, общественниками Татьяной и Николаем Щур, Оксаной Труфановой, журналистом Александром Юриным неожиданно были указаны имена бывшего регионального омбудсмена Алексея Севастьянов, которого вместе с правозащитником Алексеем Ковалевым выдвинула «Правовая помощь», и находящегося под домашним арестом по обвинению в мошенничестве, взломе чужой электронной почты и получении взятки бывшего вице-губернатора Николая Сандакова.
«Николай Дмитриевич выходил на влиятельных людей с просьбой посодействовать во включении его кандидатуры в число членов ОНК. Якобы он почти год провел в СИЗО и желает бороться за права заключенных. Но после того, как ему объяснили, что это будет выглядеть на грани абсурда, так как каждый раз, пока идет судебное разбирательство, ему придется отпрашиваться у следователя. А если будет вынесен обвинительный приговор, то он лишится мандата, так как членом ОНК не может быть судимый гражданин. После длительных обсуждений Николай Дмитриевич отказался от этой идеи», – поясняет собеседник экспертного канала.
В свою очередь попавшие в опалу правозащитники опасаются, что избегающая конфликтов с властями и лояльная к ГУ ФСИН Маргарита Павлова могла учесть просьбы тюремщиков и подготовить характеристики на кандидатов в члены ОНК именно в желаемой руководством службы тональности. На момент публикации материала омбудсмен находилась в отпуске и была не доступна для комментариев. В пресс-службе регионального ГУ ФСИН не стали комментировать информацию, пояснив, что ведомство занимает нейтральную позицию в формировании ОНК и работает строго в соответствии с законом.
«В этом созыве 32 человека. Больше 20 из них ни разу не приходили на собрания и не выезжали в колонии. После получения мандата их больше никто никогда не видел. Подозреваю, что именно они и войдут в следующий состав», – предполагает Николай Щур. Он считает, что ГУ ФСИН поставил задачу не допустить активных членов комиссии в новый созыв: «Чтобы если будут бунты, можно было вводить спокойно ОМОН. Мы же не дали в 2012 году [бунт в копейской ИК № 6 – прим. ред.] ввести спецназ и пролиться крови. По нашим данным, в месяц у заключенных вымогалось от 30 до 50 млн рублей. Вскрывшаяся информация и суды над сотрудниками и руководством колонии очень не нравились ГУ ФСИН».
Несмотря на некоторые сложности в отношениях между членами ОНК с руководством тюремного ведомства, внутри комиссии конфликтов в этом созыве не было. «Представители от различных ветеранских организаций практически все не работали. За что мы им и благодарны», – говорит Александр Юрин.
Николай Щур уверен, что ГУ ФСИН просто хочет вывести из состава ОНК самых активных участников
Один из собеседников журналиста «УралПолит.Ru» отмечает, что если в соседней Свердловской области действующий состав ОНК фактически оказался расколот на два лагеря – представителей от ГУ ФСИН и общественников, то в Челябинской области гуфсиновские назначенцы банально самоустранились. «Кроме того, не без прямого участия бывшего уполномоченного по правам человека Севастьянова была разработана система сглаживания конфликтов. Проводилась неформальная встреча без камер и журналистов между представителями ГУ ФСИН, прокуратуры, ОНК и омбудсменом. Обсуждались конфликты и пути их решения, разрабатывались внутренние протоколы дальнейших действий. В результате удалось повысить в несколько раз зарплаты осужденным, запретить полный осмотр. Если на начальном этапе еще вспыхивали конфликты, то в дальнейшем их уже не было», – отмечает наблюдатель.
© Анна Балабуха
Вы можете поделиться новостью в соцсетях