На Южном Урале отменяют прямые выборы мэров. Рабочая версия для СМИ: «Это инициатива с мест!»

О новом законе депутаты городов узнали всего пару дней назад

​Муниципальную реформу, в сентябре 2014 года апробированную на Челябинске, распространяют на города и районы Южного Урала. Фильтр против «случайных людей» во власти установят для городов и районов уже к 2015 году, при этом в 14 муниципалитетах избирателей максимально отдалят от процесса выбора градоначальников, а нескольким мэрам придется задуматься о досрочном сложении полномочий. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Муниципальную реформу, в сентябре 2014 года апробированную на Челябинске, распространяют на города и районы Южного Урала. Фильтр против «случайных людей» во власти установят для городов и районов уже к 2015 году, при этом в 14 муниципалитетах избирателей максимально отдалят от процесса выбора градоначальников, а нескольким мэрам придется задуматься о досрочном сложении полномочий. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Законопроект о новом порядке избрания глав муниципалитетов в Челябинской области и формирования в них представительных органов на днях рассмотрел комитет по законодательству, госстроительству и местному самоуправлению Законодательного собрания региона. Документ на семи страницах включает пять статей, четыре из которых в назывном порядке перечисляют города и районы, которых коснется реформа, еще одна – определяет порядок его вступления в силу.

Закон подразумевает отмену прямых выборов мэров во всех городских округах и введение в них института сити-менеджеров. Эта участь миновала пока только Трехгорный и Троицк, где в сентябре 2014 года избрали новых мэров сроком на пять лет. До истечения полномочий выбранных градоначальников изменения в структуру управления этими муниципалитетами вносить не планируют. Жители же остальных 13 городов с 2015 года участвовать непосредственно в процессе выбора градоначальника не будут. Законодатели лишь оставили за ними право сформировать собрание депутатов. Решать, кто его возглавит и по совместительству станет мэром, парламентарии будут самостоятельно. Они же будут назначать конкурс на должность главы администрации. Выбирать сити-менеджера будут с помощью конкурсной комиссии по принципу, отрепетированному в Челябинске, Миассе, а также в ЗАТО Озерск, Снежинск, Трехгорный и Локомотивный. Половину комиссии сформирует губернатор, вторую – местные парламентарии.

В отличие от них главы муниципальных районов будут избираться на муниципальных выборах и будут возглавлять райадминистрации. Исключение составит только Ашинский район, где руководителя муниципалитета будут выбирать из числа депутатов районного собрания. Он будет также исполнять полномочия председателя районного парламента.

При этом в трех из 27 районов Южного Урала райсобрания депутатов будут формироваться по принципу, утвержденному в Челябинске, когда местные советы депутатов делегируют в представительный орган своих парламентариев. Речь идет об Агаповском, Брединском и Ашинском районах. В остальных 24 районах сохранится старая схема, согласно которой районных депутатов будут избирать местные жители. Глав сельских поселений, которые возглавят и местные администрации, будут выбирать жители.

«Очень хорошо, что три района захотели попробовать такую схему. Посмотрим, как она будет работать. Если успешно, распространим дальше. Плохо – значит, больше ее не будет», – прокомментировал вице-спикер заксобрания Семен Мительман.

По его словам, муниципальная реформа, к которой главы изначально относились с опаской, сейчас среди них находит все большее одобрение. «Сегодня подавляющее большинство руководителей городских округов воспринимают новую схему положительно. И насколько я знаю, они ходили к губернатору и просили сделать одноглавую схему управления. Хотя еще месяц назад мнения разделялись», – отмечает Мительман.

Парламентарий подчеркнул, что мнения южноуральцев в решении этого вопроса представляют главы и члены советов депутатов, которых они избирали. «Надеемся, что подбор, выдвижение и избрание руководителей в органы исполнительной власти будет усилен. И схема будет направлена на то, чтобы случайные люди в органы власти не попадали», – комментирует рассматриваемую инициативу спикер заксобрания Челябинской области Владимир Мякуш.

Он уточнил, что при проведении реформы в городах и районах депутаты будут опираться на мнение жителей и руководства муниципальных образований. «Будем учитывать личности тех руководителей, которые возглавляют представительные органы – главы района и председателя собрания. И конечно, социально-экономическую обстановку, трения между элитами. В каждом муниципальном образовании есть несколько групп элит. Мы настроены на то, чтобы находить компромисс между всеми представителями элит и выдвигать того человека, которого поддержит большинство населения. И конечно, будем проводить социологические исследования», – пояснил Мякуш, добавив, что сразу после принятия необходимых нормативных актов в регионе начнется опрос жителей по тем кандидатам, которые могут быть выдвинуты на должности глав районов и депутатов различных уровней.

«Закон позволяет нам дифференцированно к каждому району подходить. При принятии решений мы исходили из того, какие условия в этих районах существуют и кто их возглавляет. Все зависит от личности. Если, к примеру, Литовченко в Увельском районе эффективный глава, ему народ доверяет, и он хочет заручиться поддержкой большинства своего района, то почему не поддержать?» – рассуждает Мякуш.

На сегодня прямые выборы мэров на Южном Урале бессмысленны, уверен политолог Андрей Лавров. «Все равно вертикаль власти заточена совершенно четко, и если ты в нее не встроился, то не сможешь реализовать то, что наобещал людям. Когда 80 % бюджета малых городов дотируется из областной казны, то понятно, что с их глав спрашивают за то, как они эти деньги расходуют. В данном случае должны быть профессионалы, которых просто нанимают. Нафига козе баян? Для простых людей все равно отвечать за все будет Дубровский – и если нет воды в кране, и если беспорядок в городе», – комментирует он.

При этом кандидату, претендующему на пост градоначальника, при новом раскладе понадобятся не столько вложения в избирательную кампанию, сколько хорошие отношения с областной властью. Преимущество будет у тех, кто договаривается и предварительно согласовывает кандидатуры, как в случае с челябинской кампанией.

Сохранение выборов глав районов при этом Лавров считает разумным: «Это классическая ситуация: где в селе 4-5 тыс. человек и все друг друга знают, там нужны прямые выборы. И избиратели там будут доверять конкретному человеку. В городе такая ситуация невозможна».

Предполагается, что закон вступит в силу уже в 2015 году и распространится на избирательные кампании большей части муниципалитетов региона. При этом в вопросе выборов мэра в ряде городов возникает коллизия – полномочия собраний депутатов в них истекают в 2015 году, а вот глав – в 2016-м, а то и 2017-м. В частности, такая ситуация сложилась в Копейске, где в 2011 году на пять лет выбрали Вячеслава Истомина, и в Златоусте, где в мае 2012 года мэром стал Вячеслав Жилин.

К слову, городские и районные депутаты о планах по принятию закона узнали буквально пару дней назад. Сейчас разработчики нормативного документа совместно с депутатом ЗСО Семеном Мительманом проводят в муниципалитетах круглые столы с участием территориальных избиркомов, глав и председателей собраний. Инициативу во многих территориях встречают с откровенным негативом. Но представители заксобрания дали всем понять, что закон все равно будет принят и муниципалитетам придется его исполнять.

«Это худшая схема. Федеральный закон 136-ФЗ дает право субъекту выпустить свой закон и указать, кому и как работать. В Копейске неизвестно, кто будет сити-менеджером, а мэр вообще никем становится – он занимается только представительскими функциями и ведет заседания собрания депутатов. Все городское хозяйство, вся работа и права будут у сити-менеджера», – возмущается председатель Собрания депутатов Копейска Владимир Емельянов, подчеркивая, что сегодня во многих территориях глава города совмещает должность сити-менеджера. Если же мэр будет председателем собрания, то потеряет рычаги управления: «Даже бюджетный кодекс изменился, и сейчас, к примеру, утверждение целевых программ осуществляет глава администрации, а не мэр».

По его словам, мнением копейских депутатов перед включением города в список округов, где выборы пройдут по новой схеме, никто не интересовался. Многие его коллеги до сих пор не знают, что их ждет. «Федеральный закон подразумевает несколько вариантов, но, к сожалению, Законодательное собрание области выбирает для городов вариант, который сейчас в Челябинске реализуется. Такая принудительная система. Но в областном центре люди немного привыкли к такой схеме, а Копейск привык выбирать, поэтому будет очень много жалоб», – рассуждает Емельянов.

Он пояснил, что согласно предложенной областными властями схеме, в Копейске коллизии с выборами удастся избежать за счет временного избрания председателя собрания. В течение года, пока не истекли полномочия действующего мэра, председатель будет временно возглавлять городской парламент, после чего внутри собрания депутатов пройдут выборы нового главы и по совместительству председателя. Далее уже по согласованной схеме назначат конкурс на должность сити-менеджера. При этом парламентарий не исключает, что при желании областных властей главам как Копейска, так и Златоуста могут предложить досрочно сложить полномочия уже в 2015 году.

Как заверяет мэр Копейска Вячеслав Истомин, такой перспективы пока не рассматривается. «У меня полномочия истекают в 2016 году. Трудно загадывать – будем смотреть на другие территории. Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Об отставке пока речи не идет. Еще год есть – мы посмотрим и проанализируем», – прокомментировал он.

При этом он подчеркнул, что новая система предполагает формирование качественного состава депутатов, которым предстоит выбирать из своих рядов главу города, а затем и главу администрации.

Добавим, в первом чтении южноуральский парламент рассмотрит законопроект уже 23 октября. К ноябрю, как предполагают городские и районные депутаты, после внесения всех поправок документ окончательно примут во втором и третьем чтениях. В течение трех месяцев после его вступления в силу почти 40 муниципалитетам предстоит провести публичные слушания и переписать уставы.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях