Уже на следующей неделе в Челябинске вновь подорожает гречка. Цены на нее с 1 ноября уже подскочили на 30–150 % в зависимости от фасовки и вида продукта, а с понедельника, 24 ноября, южноуральцев ждет новый ценовой сюрприз.
Уже на следующей неделе в Челябинске вновь подорожает гречка. Цены на нее с 1 ноября уже подскочили на 30–150 % в зависимости от фасовки и вида продукта, а с понедельника, 24 ноября, южноуральцев ждет новый ценовой сюрприз. Производители пока не говорят, насколько поднимется ценник, но намекают, что новое подорожание будет существенным. В обозримом будущем мука и макароны также прибавят в цене. Рис за месяц уже подорожал на 7 рублей. С прилавков сети «Пятерочка» на Южном Урале гречка пропала еще две недели назад. В других сетях по старой цене распродаются остатки. Пока сельхозпроизводители обращаются к властям с призывом о помощи, в региональном минсельхозе советуют не паниковать и дождаться спада ажиотажа. Ждать, судя по всему, придется несколько месяцев. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Волнующее многих подорожание, а в некоторых случаях исчезновение из магазинов гречки, обсуждалось сегодня, 21 ноября, производителями и ритейлерами в Челябинском УФАС. По данным антимонопольного ведомства, в последнее время в управление поступило 10 жалоб граждан на подорожание и дефицит гречки в Челябинской области. Как отметил замминистра сельского хозяйства региона Александр Раевский, «дефицита не было и нет». Скорее, наблюдается противоположная картина. По последним данным, профицит гречки в России составляет 200 тысяч тонн, а в Челябинской области – 1,5 тысячи тонн. «При потребности в 12,2 тысячи тонн и норме 3,5 килограмма на человека намолочено 13,8 тысячи тонн гречихи. По данным на 31 октября, средняя закупочная цена составляла 12 тысяч рублей за тонну, сейчас она равна 14 тысячам», – пояснил Раевский.
По словам директора компании «Ресурс» (торговая марка «Увелка») Владимира Зяблина, закупочные цены на гречку за последние полтора месяца выросли в три раза. Компания снизила объемы производства крупы в мягкой упаковке, сейчас в магазинах продаются запасы по старой цене. Представитель компании связывает подорожание с небольшими объемами закупок и желанием производителей придержать товар в ожидании дальнейшего роста цен. Несмотря на озвученные Раевским цены в 14 тысяч за тонну, в Самарской области компании предлагают купить гречку за 24 тысячи, а на Алтае — за 27 тысяч рублей.
«В некоторых регионах указываются неверные данные об объемах собранного урожая. В документах указаны одни цифры. Приезжаем на место, гречки нет. В Челябинской области мы уже купили все, что могли», – пояснил Зяблин.
Финансовый директор «Макфы» Светлана Захарова рассказала, что с 1 ноября компания уже повышала цену на гречку на 5,8 %. Причины – низкий урожай и невысокое качество крупы. С 24 ноября планируется еще одно повышение. Какое именно, представитель компании не уточнила, но отметила, что оно будет «существенным». Гречка в мягкой упаковке продается сетям по 47 рублей за 0,8 кг. На нее ритейлеры «накидывают» еще 10–20 %.
Представитель «Союзпищепрома» акцентировал внимание на том, что с 28 октября все компании-поставщики расторгли с предприятием контракты. Это объяснялось неурожаем гречки на Алтае. «Реальных поставок гречки пока нет, все, что можно было купить, мы купили в начале октября. Наш гречезавод временно остановлен, обязательства перед сетями мы не выполняем в полном объеме и получаем штрафы. Производитель при нынешней ситуации старается придержать товар, чтобы сохранить свои деньги в гречке», – пожаловалась представитель компании. «Союзпищепром» с 24 ноября планирует поднять цены на муку, с 1 ноября она уже подорожала на 10 %.
«Макфа» тоже подняла цены на муку с 1 ноября, прирост составил 10 %. С 24 планируется еще одно подорожание. Макароны с октября прибавили в цене 5 %, в ближайшее время они могут подорожать еще на 10–15 %. Рост цен обусловлен подорожанием зерна практически в два раза и низким урожаем по сравнению с прошлым годом.
Тем временем в торговых сетях наблюдается настоящий ажиотаж. В одних магазинах гречка исчезла с прилавков, в других люди скупают грозящий стать дефицитным товар в огромных количествах. По словам коммерческого директора сети «Союз» Сергея Кийко, за два дня гречка компании «Астра» подорожала с 44 до 62 рублей за килограмм. У других поставщиков крупа прибавила в цене от 118 до 150 %. «Мы не успеваем закупать гречку, полки просто остаются пустыми. Люди вывозят гречку и муку из магазинов тележками», – сообщил Кийко.
Руководитель отдела закупа сети «Проспект» Наталья Богатова подтвердила слова коллеги. По ее словам, с 1 по 9 октября гречка в магазинах сети подорожала на 58 %, резко подскочил объем продаж и полки опустели. В магазинах закончилась гречка в мягких пакетах. Вторая волна ажиотажа пришлась на 10-17 октября, когда покупатели смели всю гречку в пакетах. Алтайская гречневая крупа в магазинах сети подорожала на 93 %, а южноуральские производители лишь незначительно подняли цены.
На прилавках южноуральских магазинов «Пятерочка» гречка отсутствует уже две недели. По словам представителя ритейлера, последние поставки были три недели назад. В магазинах SPAR гречка подорожала на 30–150 % в зависимости от вида и фасовки. Средняя цена пакета гречки весом 800 граммов в челябинских магазинах приближается к 60 рублям.
Замруководителя Челябинского УФАС Елена Семенова призвала южноуральцев не поддаваться панике и дождаться снижения цен. Как отметил замминистра сельского хозяйства Александр Раевский, на рынке создается искусственный ажиотаж. Аналогичная картина наблюдалась три года назад, когда цены на гречку резко подскочили, а к февралю опустились до 30 рублей за упаковку. В это раз все будет так же, уверен замминистра.
«Помогите нам! – обратилась представитель «Макфы» Светлана Захарова к Раевскому. – Власть ведь должна поддерживать производителей». В ответ заместитель министра рассказал о планируемых государством интервенциях, которые призваны сбить цены на гречку, а замруководителя УФАС озвучила пожелание антимонопольного органа – торговать гречкой напрямую, без посредников.
© Екатерина Гонова
Вы можете поделиться новостью в соцсетях