Ушли на темную сторону рынка

В Курганской области области «потеряли» 322 тысячи работников

Правительство не имеет данных о том, чем занимаются 20 млн работников в стране, признается Ольга Голодец.

Управлять регионом без достоверной статистики невозможно. Но и официальные отчеты Росстата не отражают реальности. Сегодня, 20 октября, об этом громко заявили члены областной комиссии по вопросам отплаты труда и соблюдению трудового законодательства.Число трудоспособных в Зауралье вдвое превысило базу данных плательщиков в Пенсионный фонд и ФОМС. Где и как трудятся остальные, никому неизвестно. Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru.

Борясь за доходы бюджетов и фондов, чиновники Курганской области следят за данными официальной статистики. Она вроде бы учитывает все: число трудоспособных, среднюю зарплату по области, долги по заработной плате, базы данных налоговых агентов и плательщиков в ПФР и ФОМС, и очень многое другое. Но сегодня, анализируя свежие данные о долгах по зарплате, заместитель губернатора, директора департамента экономического развития, торговли и труда Игорь Ксенофонтов засомневался: «У нас есть только одно предприятие-должник – ФГУ «Восход» из Далматовского района, его долг перед 53 работниками 1 млн 779 тыс. руб.? Разве это так?». Его волновало, как идет легализация заработной платы в регионе, ведь НДФЛ стал главным источником доходов бюджета.

Замначальника облуправления труда Владимир Менщиков заметил, что на самом деле горячая линия управления других ведомств, в том числе госинспекции труда, регулярно выявляет десятки организаций-должников и нарушителей. Их в оперативном порядке шерстят на разнообразных межведомственных комиссиях, руководителей наказывают и добиваются хоть какой-то реакции.

Мобильные группы УФНС только в этом году выявили 75 фактов приема на работу людей без оформления договоров и с оплатой труда меньше МРОТ, установленного соглашением о соцпартнерстве с 1 января 2014 года. Зарплата в конвертах, как признают контрольные органы, становится все более распространенным явлением, и найти управу на это не удается.

Но, по мнению замруководителя управления ПФР в Курганской области Владимира Мухортикова, проблема гораздо глубже. Сегодня он сравнил данные по числу трудоспособных в Курганской области, которых оказалось 640 тыс., и число работников, за которых работодатели перечисляют взносы в ПФР и ТФОМС – их 322 тыс. человек.«Кто и где остальные 322 тысячи, мы не знаем», – признался Мухортиков. И напомнил недавнее селекторное совещание, на котором вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что правительство не имеет данных о том, чем занимаются 20 млн работников в стране.

Владимир Мухортиков пояснил, что с 1998 года ПФР начал ставить на учет всех работников, выдавая им свидетельства СНИЛС. И сегодня вне учета оказались несколько категорий работников. Это те, кто уехал с 1998 года из области. Это также вахтовики, которые работают на Северах, и которых никто ни разу достоверно не считал, хотя по экспертной оценке их около 40–50 тысяч. Налоги они платят по месту работы, а не в Курганской области. «Нет никаких данных о работниках фирм, которые зарегистрированы в других субъектах Федерации, но имеют в Курганской области свой персонал. А каков он, мы не знаем», – продолжал Мухортиков. Не учитываются в полной мере, по его мнению, и самозанятые граждане.

Пока же Управление ПФР констатирует сегодня, что из области уходят крупные и дисциплинированные плательщики пенсионных взносов и взносов в ТФОМС, такие как отделение РЖД, Сбербанк, Ростелеком и другие. Как сообщил руководитель управления ПФР, в фонде нет данных также по таким структурам, как Вооруженные силы РФ, МЧС, ФСБ и другие силовые ведомства, по их работникам, имеющим СНИЛС. Его вывод был таков: нужна комплексная оценка сводной базы данных всех министерств, служб и ведомств. По горизонтали и вертикали. И помощи в этом управление ПФР просит у правительства области.

При этом сегодня прозвучало немало упреков в адрес разнообразных муниципальных комиссий по пополнению бюджетов и взысканию долгов, потому что, как выяснилось, от них почти не поступают материалы о неплательщиках ни в ПФР, ни в Госинспекцию труда, как и данные о нарушениях трудового законодательства. Об этом говорил, например, руководитель инспекции Олег Антропов, отметив, кстати, что и отраслевые департаменты здесь тоже отмалчиваются. А Федерация профсоюзов Курганской области, как заявил заместитель ее председателя Сергей Кузнецов, «всегда выступала за объективную картину в экономике, показывая положение работников как оно есть»

«Статистика пока не дает нам полной картины происходящего в реальнойжизни. Ситуация-то совсем иная», – подытожил обсуждение Игорь Ксенофонтов, подчеркнув, что комиссия, которую он теперь возглавил, будет менять подходы в своей работе.


Павел Овсянников

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров