О том, как будут использоваться наработки для заявки на ЭКСПО, о том, импульс для развития каких сфер даст Универсиада и о судьбе долгожданной второй ветки метрополитена рассказал в эксклюзивном интервью «УралПолит.Ru» сенатор, бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий.
Сегодня в Неаполе было официально озвучено, что Екатеринбург станет столицей летней Универсиады в 2023 году. Для Екатеринбурга это решение было особенно важным – с одной стороны, после двух неудачных попыток завоевать право на ЭКСПО, положительное решение по проведению глобального спортивного события стало вознаграждением за годы проектной работы, с другой – это оригинальный подарок на 300-летие столицы Среднего Урала и возможность преобразить город с участием федеральных миллиардов. О том, как будут использоваться наработки для заявки на ЭКСПО, о том, импульс для развития каких сфер даст Универсиада и о судьбе долгожданной второй ветки метрополитена рассказал в эксклюзивном интервью «УралПолит.Ru» сенатор, бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий.
– Екатеринбург, наконец, становится столицей крупного международного события – Универсиады 2023 года. Можно ли сказать, что жители, да и власти города получили, наконец, свой утешительный приз за две попытки победить в конкурсе за ЭКСПО, реальный результат усилий?
– Я бы не стал говорить, что это «утешительный приз». Это развитие той стратегии, которая была выбрана, в том числе, связанная с проведением крупных мероприятий мирового уровня, который должны обеспечивать раскрутку города, обеспечивать привлечение инвестиций, создание соответствующей среды. В стратегическом плане, который проектировали 15 лет назад, записано, что Екатеринбург должен приобрести черты мирового города. Эта стратегия и реализуется поэтапно.
– Наработки, которые использовались в заявке на ЭКСПО, будут ли они учитываться, на ваш взгляд, в первую очередь, какие-то инфраструктурные проекты, дороги, развязки, комплексное освоение территории?
– Нужно не забывать, что объекты которые нужны для ЭКСПО и объекты, необходимые для проведения Универсиады – разные. Но с точки зрения развития городской инфраструктуры, естественно, что те планы и стратегии, которые вырабатывались, будут использоваться. И самый главный вопрос: когда мы делали Генплан 15 лет назад – его делали без привязки к каким-то крупным мероприятиям. Просто мы достаточно масштабно проводили осмысление перспектив города – каким образом он будет развиваться. Поэтому, основа всего того, что сегодня происходит с точки зрения планировочных решений, дорог, инфраструктуры – это генеральный план развития.
– Ряд спортивных объектов мирового уровня у нас есть, игры чемпионата мира по футболу показали, что Екатеринбург дружелюбен к иностранным спортсменам и болельщикам. Тем не менее, можно ли говорить, что Универсиада может дать толчок развитию не только спорту высоких достижений, но и массовому спорту?
– Эффекты будут в разных направлениях. Это, конечно, и строительство спортивных объектов. Кстати, отдельные объекты, которые готовились к предыдущим соревнованиям могут и должны быть использованы, в том числе, для проведения Универсиады. Но речь не только о спортивных объектах. «Олимпийская деревня» – это большое количество жилых помещений и предполагается, что это обеспечит базу общежитий для Уральского федерального университета. Это чрезвычайно важный момент, потому что УрФУ борется за лидерские позиции среди крупнейших вузов страны и наличие качественного современного кампуса для него очень важно. После Универсиады мы такой кампус получим. Инфраструктура гостеприимства тоже будет развиваться. Огромное количество гостей, которые знают, как обеспечивается прием туристов в главных мировых туристических центрах, заставит нас действовать в этом направлении. Услуги индустрии гостеприимства будут на самом высоком уровне.
– Про вторую ветку метро говорили и обещали много. На ваш взгляд, наконец, исполнится ли эта мечта екатеринбуржцев?
– То, что вторая ветка метро будет когда-то построена – не сомневаюсь. Успеют ли к Универсиаде? Здесь принципиально важно – какая площадка будет окончательно выбрана для размещения студенческого городка – олимпийской деревни. Есть несколько вариантов. Нужно исходить из тех потенциальных затрат, которые необходимо сделать для раскрутки новой площадки, в первую очередь, затрат на инженерную, дорожную инфраструктуру.
Эти два вопроса параллельно будут развиваться. Насколько я знаю, сегодня в бюджете Екатеринбурга предусмотрены первые деньги на финансирование проектирования второй очереди нашего метро, причем это было сделано безотносительно того, будет принято решение о проведении Универсиады или нет.
– В течение июня волонтеры опрашивали горожан и, в отличие от того же ЭКСПО-2020, практически только каждый десятый не поддерживал проведение турнира в Екатеринбурге. Почему мнение горожан оказалось таким более позитивным и монолитным?
– Самый главный вопрос – время проведения опроса по ЭКСПО-2020 – это был 2012 – 2013 годы. За это время очень многое изменилось. Например, за эти годы ряд очень крупных спортивных событий в Екатеринбурге прошел, люди получили положительные эмоции от проведения этих событий, город получил определенное развитие и никакого негатива в связи с проведением этих событий в городе не возникло. Поэтому, что такое крупное спортивное событие город уже знает. Что такое ЭКСПО, город, естественно, не знает, потому что ни в России ни в СССР ЭКСПО никогда не проводилось. И потом, я не стал бы слишком доверять данным по отношению горожан к выставки ЭКСПО-2020. Думаю, в значительной степени, эти данные отражали политическую конфронтацию, которая была в тот момент. Иногда, у некоторых манкирование общественным мнением является инструментом в решении политических задач. Поэтому, я не могу сказать, что доверяю тем данным, которые были в 2012-2013 году. Мы прекрасно знаем, что эти данные не соответствуют жизненным реалиям. В 2017- 2018 годах все более позитивно, поскольку уже не было пресловутого политического фактора.
– Можно ли сказать, что Екатеринбург в целом стал реальным международным спортивным центром, узнаваемым в мире?
– Наверное, об этом можно говорить, имея определенные статистические данные, у меня таких данных нет. Но учитывая свое субъективное ощущение – узнаваемость города в десятки раз выросла по сравнению с тем, что было в советское время или даже в 90-е годы.
Использованы фотографии с сайтов FISU и губернатора Свердловской области
© Сергей Табаринцев-Романов
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях