Нафик Фамиев, перестав быть депутатом заксобрания Свердловской области, удивительным образом не ушел из политической повестки. О нем продолжают ходить самые разные и неправдоподобные мифы: то ли он правая рука Ройзмана, то ли левая рука Тунгусова… Политическая мифология этой недели и компетентные прогнозы – в новом проекте «УралПолит.Ru» – «Прогнозы от Фамиева».
Нафик Фамиев, перестав быть депутатом заксобрания Свердловской области, удивительным образом не ушел из политической повестки. О нем продолжают ходить самые разные и неправдоподобные мифы: то ли он правая рука Ройзмана, то ли левая рука Тунгусова… Политическая мифология этой недели и компетентные прогнозы – в новом проекте «УралПолит.Ru» – «Прогнозы от Фамиева».
Дивиденды Навального и дивиденды Путина
Похоже, протестные акции выгодны всем, кроме Дмитрия Медведева, парламентской оппозиции в лице КПРФ, ЛДПР, СР и дежурных политологов/политтехнологов «володинского призыва». Есть, конечно, опасность, но она не критическая, для команды куратора внутренней политики АП Сергея Кириенко.
Алексей Навальный извлек свои дивиденды, монополизировав право на оппозиционный протест в России. Он застолбил за год до президентских выборов место главного оппонента Владимира Путина, нивелировав до уровня плинтуса всю парламентскую оппозицию во главе с «парламентскими старцами» Геннадием Зюгановым, Владимиром Жириновским и Сергеем Мироновым. Они больше не существуют. Есть только Путин и Навальный.
Президент РФ Владимир Путин тоже получил «плацдарм» для своей будущей избирательной кампании. Думаю, из внешней политики он возвращается во внутреннюю, кампания «Россия в кольце врагов» будет перетекать в кампанию «Враг рядом». Тезисы об «арабской весне» – это только прелюдия. Парламентская оппозиция теперь даже формально не оппоненты, а союзники президента, и готовы присягнуть ему принародно.
Получил Владимир Путин и свободу действий в решениях о судьбе своего «либерального» правительства, отношения с которым выстраивались на договоренностях с Дмитрием Медведевым, достигнутых в далеком сентябре 2011 года. Когда Путин его поменяет, в угоду «борьбе с коррупционерами», – вопрос политической тактики.
Выгодна эта ситуация и многочисленным «башням Кремля», о которых ходит упорная молва. По сути, преемники Путина образца 2007 года в лице Сергея Иванова и Дмитрия Медведева низложены, и открылся новый призыв на «святые места» председателя правительства, лидера партии «Единая Россия», на министерские и прочие кресла. «Социальный лифт» открывает новые возможности для целого ряда фамилий: Собянин, Матвиенко, Володин, Шойгу, Сечин, Кудрин (можете самостоятельно продолжить).
Ах, да. Политтехнологов накормят после присяги Сергею Кириенко, и у последнего все наладится.
Новые технологии Навального
Алексей Навальный не дурак. Неважно, чей он был проект (думаю, в разное время сотрудничал с разными людьми), сегодня он начинает свой проект. Проект политика № 2 со своим электоратом. И подходы его представляют интерес.
Во-первых, проект Навального не политический (не левый, не правый), а мобилизационный (за все хорошее, против всего плохого). Не случайно объектом атаки избрана коррупция, которая раздражает 90 % населения и 67 % сторонников Путина. Расчет прост: загрести весь возможный электорат ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР, пользуясь никчемностью лидеров этих партий. И расчет этот правильный.
Во-вторых, Навальный не размазывает свои силы и ресурсы по всей России. В первую очередь, его интересуют регионы с низкой поддержкой действующей власти. Это 49 регионов из 86, где «Единая Россия» на парламентских выборах не набрала большинства в 50 %. И это правильно, зачем распахивать чужое поле?
В-третьих, его интересуют регионы с низкой явкой, т.е. регионы со скрытым протестом. Это 27 регионов, где явка не достигла 40 % и 30 регионов, где явка составила не более 50 %. Его новый базовый электорат – это те, кто давно не ходил на выборы (разочарованные), и те, кто еще не ходил на выборы (молодежь). Последние события показали, что у него это получается.
Особый интерес Навального в ближайшее время – это 14 регионов (включая Свердловскую область), где 10 сентября пройдут губернаторские выборы. Именно на них мы увидим отработку технологий Навального.
Остается главный вопрос: для чего это Навальному? Верит ли он в возможность своего участия в президентских выборах 2018 года в качестве официального кандидата? Конечно, не верит – мы же договорились, что он не дурак. Тогда зачем ему такой «пул» своих избирателей? Это самый сложный вопрос, на который еще предстоит искать ответы.
Утомленные ожиданием
На этом фоне политическая тусовка Свердловской области никак не может оседлать главное событие года – выборы губернатора. Томится в прогнозах и ожиданиях.
Позиция Кремля по затягиванию оформления указа президента о назначении и. о. губернатора раздражает многих, возможно, и действующего губернатора Евгения Куйвашева, но объективно выгодна последнему, так как обездвижила его возможных соперников. Нет указа, нет «врага» – значит, нет оппонентов, нет войны, нет ресурсов, нет пострадавших. С вероятностью 99 % могу предполагать, что указ подготовлен, проходит канцелярские коридоры и может выйти на подпись президента хоть завтра. Объективно, самое выгодное для Евгения Куйвашева, чтобы он вышел между первомайскими шествиями и торжествами по случаю дня Победы. Но повлиять на это невозможно.
Указ о назначении Куйвашева исключит из предстоящей кампании целый ряд потенциальных конкурентов: Сергей Носов, Денис Паслер, Игорь Холманских, Аркадий Чернецкий, Андрей Альшевских, Игорь Баринов, Виктор Шептий. Принцип здесь простой: «Одна партия – один кандидат», а самовыдвижение в законодательстве нашего региона не предусмотрено. Из этой «весовой категории» интересны лишь позиции Александра Буркова и Евгения Ройзмана, не связанных с партией «Единая Россия».
Александр Бурков «сам себя высек». Именно его фракция в союзе с «Единой Россией» установила непреодолимый ни для кого, кроме выдвиженцев партии власти, «муниципальный фильтр» в 7,9 %. Променяли на должности в областном фонде капремонта жилья и ГУП «Фармация», пришло время расплачиваться. Единороссы, конечно, соберут подписи для кандидатов от КПРФ, ЛДПР и СР, но это будут явно непроходные персоны.
Заявление Сергея Миронова о том, что Бурков может стать единым кандидатом от партий парламентской оппозиции, можно отнести к возрастным и весенним проблемам человека.
Интрига остается только вокруг кандидатуры Евгения Ройзмана, заявившего о готовности участвовать в выборах и победить в них при условии его регистрации кандидатом. Но проблем здесь не меньше. Какая партия решится выдвигать Ройзмана? Как преодолеть тот же «муниципальный фильтр»?
Думаю, заявление Евгения Ройзмана на сегодня – это, в большей степени, обращение к Кремлю. Мол, если хотите интересных и содержательных выборов, то я готов. Услышат ли наверху, есть ли какие-то резоны для Кремля в таких выборах с учетом предстоящих президентских выборов – время покажет.
Лично я думаю, что участники выборов и их результаты уже известны.
Немного из истории
Последние губернаторские выборы в Свердловской области проходили 13,5 лет назад, в сентябре 2003 года. Выросло целое поколение людей, не участвовавших в них ни разу. Да и те, кому довелось, вспоминают не факты, а мифы об их демократичности и непобедимости Эдуарда Эргартовича Росселя.
Освежу немного нашу память. Да, Свердловская область имеет опыт выборов губернатора, и проводились они трижды, в 1995, 1999 и 2003 годах. И так же, как сейчас, проводились в летне-осеннее время, в августе-сентябре. Но ни разу они не были увенчаны легкой и безоговорочной победой Эдуарда Росселя.
Во-первых, все эти выборы дались Росселю нелегко. Каждый раз он побеждал лишь во втором туре, в 1995 году – Алексея Страхова, в 1999 году – Александра Буркова и в 2003 году – Антона Бакова. Причем, в схватке с Алексеем Страховым отрыв Эдуарда Росселя в первом туре был всего 2,5 %.
Во-вторых, все победы Росселя совершены в условиях низкой явки. Средняя явка по шести голосованиям составила лишь 35 % и только однажды она превысила 40 %. Причин этому много, включая тонкий расчет Росселя, знание им своей реальной поддержки и достаточно «грязные» технологии тех выборов.
И, наконец, для тех, кто верит в мифы, что Россель был губернатором всех уральцев. В шести голосованиях с участием Эдуарда Росселя уровень его поддержки был в пределах от 9,73 % до 23,73 % от общего числа избирателей Свердловской области. Таким образом, Росселю ни разу не удалось заручиться поддержкой даже четверти избирателей Свердловской области.
Таким образом, не питайтесь мифами, думайте головой!
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях