Чем на самом деле для жильцов могут обернуться прямые платежи ресурсникам, есть ли передел на рынке управляющих компаний, и почему он происходит именно сейчас, нужно ли продолжать лицензировать в новых условиях управляющие компании, рассказал в интервью «УралПолит.Ru» депутат Государственной думы от партии «Справедливая Россия», уральский политик, автор программы «Справедливое ЖКХ», Дмитрий Ионин
Сегодня в Госдуме будут рассматривать в первом чтении законопроект о переходе на прямые платежи с ресурсными компаниями. От фракции «Справедливая Россия» документ будет представлять Дмитрий Ионин. Накануне министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень озвучил детали перехода на прямые договоры жильцов с подрядчиками. Глава ведомства уверен, что переход на прямые расчеты с поставщиками ресурсов не вызовет трудностей для жильцов – первый же выставленный счет будет считаться началом договорных отношений с потребителем. Заключать договоры можно напрямую с ресурсными организациями, если долг управляющей компании составляет два и более месяца и есть судебное решение.
Чем на самом деле для жильцов могут обернуться прямые платежи ресурсникам, есть ли передел на рынке управляющих компаний, и почему он происходит именно сейчас, нужно ли продолжать лицензировать в новых условиях управляющие компании, рассказал в интервью «УралПолит.Ru» депутат Государственной думы от партии «Справедливая Россия», уральский политик, автор программы «Справедливое ЖКХ», Дмитрий Ионин.
– Как вы считаете, какая главная роль на сегодняшний день отводится УК и ТСЖ?Какие задачи ставятся перед ними в первую очередь, а каких полномочий их, возможно, стоит лишить?
– Управляющие компании и ТСЖ можно избавить только от того, чтобы они мучиться перестали. Сегодня все говорят, что надо забрать у «злобных УК» прямые расчеты с ресурсниками, и наступит счастье людям. Нет, не наступит. Я думаю, у управляющих компаний нужно забрать расчеты с ресурсниками, чтобы не было соблазна взять чужие деньги. Только ведь многие УК давно стараются не манипулировать деньгами ресурсников, с радостью скинут с себя бремя посредника и перекрестятся. На сегодня более важно, чтобы переход на прямые договоры не сказался негативно на конечных потребителях – жителях многоквартирных домов.
– Вас можно поздравить с началом работы в комитете по жилищной политике и ЖКХ, последние годы в Екатеринбурге вы занимались этой же темой. По мнению многих экспертов, уральский рынок ЖКХ находится в состоянии передела, главными бенефициарами которого считают бизнесменов, связанных с так называемым бывшим ОПС «Уралмаш». Приметами этого передела являются вполне криминальные события – давление на ТСЖ и их активистов, поджоги машин, двойные квитанции, рейдерские захваты домов. Намерены ли вы как депутат Госдумы отреагировать на это? Как именно?
– Когда две УК бьются за один дом, я никогда не лезу, это вопрос жителей, депутат не может туда лезть. И ту, и другую УК мы будем заставлять работать максимально законно. Мы будем помогать жильцам создавать советы домов, будем помогать в случае, когда надо достучаться до ГЖСН, Роспотребнадзора, надо – поможем идти в суд, но это вне зависимости, какая УК будет на доме.
– Каким образом можно защитить от деятельности недобросовестных управляющих компаний как жильцов, так и другие УК, которые планируют по-честному вести свою хоздеятельность?
– Нет ни хороших, ни плохих УК, они все живут в нынешнем законодательном поле, где ни одна управляющая компания не будет прибыльной. Соответственно, если бизнес планово убыточный, то ты либо фанатик-идеалист, раз этим занимаешься, либо ты как-то будешь вытаскивать оттуда деньги, т.е. ты потенциальный нарушитель закона.
– Есть мнение, что «уралмашевцы» собирают новый жилой фонд для «москвичей»: довести свою долю до монопольной, чтобы продать компании вместе с жилым фондом и выйти из этой отрасли. Такими «москвичами» может быть компания «ПИК-комфорт» (на сайтах по поиску работы можно обнаружить вакансии от «ПИК-комфорт» в Екатеринбурге). Может ли рынок ЖКХ перейти «москвичам», как в таком случае будут развиваться события в уральской столице и области?
– Передел есть во всей России, сравнить можно с ситуацией с магазинами. В свое время было много маленьких магазинов, потом появились местные игроки, которые начали скупать и сбивать какие-то сети, пришли федералы, местные игроки выгодно им продали свои торговые сети. С управляющими компаниями – такая же история. По сути, на сегодня это единственный крупный рынок, в котором есть живые деньги в стране, который фактически не подмят крупными структурами. Структуры группы «Альфа», господина Михаила Абызова, ГК «ПИК» Михаила Гуцериева и другие будут покупать УК на рынке крупных городов и платить дорого за «входной билет». Этот процесс объективен, соответственно, сейчас главные бенефициары рынка ЖКХ в Екатеринбурге собирают все активы, чтобы продать задорого.
Региональный рынок ЖКУ перейдет какому-то крупному игроку: москвичам или не москвичам – уже не принципиальный момент. Например, структура Абызова, которая занимается коммунальными платежами, базируется в Новосибирске.
Насколько я знаю, цены (на управляющие компании в перерасчете на квадратный метр) растут благодаря этому ажиотажному спросу. Передел происходит, глупо это отрицать. Многие понимали, что есть смысл покупать УК, что они сильно недооценены. Существует и одно «но»: по сути, чтобы заниматься административным и финансовыми ресурсами одновременно, обладает достаточно ограниченное количество игроков
– Лицензирование компаний в сфере ЖКХ вместо регулирования рынка привело к активизации борьбы их бенефициаров. Минстрой РФ еще год назад признал, что лицензирование управляющих компаний фактически провалилось на Урале, информация об этом была отправлена для ознакомления президенту РФ Владимиру Путину. Почему в Екатеринбурге случилась эта история, с чем это связано?
– Это провалилось во всей стране, не только в Екатеринбурге. За полтора года лишены лицензий были две УК во всей стране! Одна – в Поволжье, вторая – из Москвы, которая управляла одним домом. Закон о лицензировании не работает. Его надо либо менять, либо вообще отменять, признать, что идея не сработала, либо ужесточить.
Я считаю, что его можно было бы попробовать ужесточить, но многие коллеги в Госдуме пытаются меня убедить, что нет никакой проблемы, если жители недовольны своей УК, поэтому ничего не надо ужесточать. Вот я бы с удовольствием этих коллег свозил бы, допустим, в микрорайон ЖБИ или на Ботанику в Екатеринбурге, и пусть попробуют в этих огромных домах поменять УК. К сожалению, теория с практикой расходятся. Я – практик и прекрасно понимаю, что законодательство, которое есть, несостоятельно, а теоретики считают, что проблем нет. Раз так, давайте вообще отменим лицензирование, потому что на сегодня это становится лишней бюрократической процедурой.
– В проблемах, связанных с подготовкой к осенне-зимнему периоду, часто обвиняют УК и ТСЖ. Согласны ли вы с этим и почему?
– Если виновата управляющая компания, то замерзает один дом, в котором они не промыли систему, но обычно у нас замерзают «кустами», значит, это вопрос к сети, он не относится ни к УК, ни к ТСЖ. Возможно, половина «управляшек» и ТСЖ – жулики, и, с точки зрения обывателя, хорошо бы половину пересажать, чтобы вторая половина испугалась. Из УК и ТСЖ создали врага и пытаются свесить все на них, как будто владельцы теплотруб ни в чем не виноваты, а как же модернизация теплотрассы?
– Министерство строительства и ЖКХ РФ разработало законопроект, который предусматривает прямую оплату коммунальных услуг поставщикам ресурсов в обход управляющих компаний, которых Минстрой винит в повышении долгов по ЖКХ в стране до 1,2 триллиона рублей. По мнению ведомства, эти деньги оседают в УК и не доходят до ресурсоснабжающих организаций. По мнению самих УК, переход на прямые платежи «ресурсникам» грозит еще большим ростом задолженностей, большим количеством ошибок в начислениях. А вы как думаете?
– Раньше была большая проблема, УК массово крутили деньги ресурсников, где-то откровенно воровали, а где-то пользовались определенными схемами: пока суды рассматривали дела по неплатежам «ресурсникам» (три месяца подачи в первую инстанцию, затем вторая инстанция, потом доходило до мировой – все это можно на сайте арбитража посмотреть), в общей сложности полгода, деньги в этом время крутились, и «управляшкам» это было выгодно. Это было негласной договоренностью между УК и «ресурсниками», потому что ресурсные компании освобождались тоже от многого: от необходимости вести абонентский отдел, выставлять квитанции, вести претензионную работу. А тут за них это делала УК.
Следующий момент: у нас такое хитрое законодательство, что за качество ресурса отвечает УК, хотя мне очень интересно, как УК может отвечать за температуру воды, она ее где-то подогревать должна внутри дома,с горелкой стоять? Не может УК влиять на температуру воды, но по закону отвечать должна УК, «ресурсникам» это было выгодно, потому что все штрафы и шишки летели на УК. «Ресурсник» не заморачивался за то качество, которое оно поставляет. Это был негласный баланс, который всех устраивал.
На сегодня логично, что УК должна быть в первую очередь обслуживающей компанией. Но нынешнее законодательство по вопросу перехода на прямые платежи с поставщиками нельзя принимать впопыхах. Его надо очень четко продумать. Об этом я написал в апреле в 2014 году в блоге (статья про прямые расчеты: «за» и «против»). Еще никто не говорил про прямые расчеты, но сейчас – тема на слуху. Президент Владимир Путин поддержал идею перехода на прямые договоры, и наша задача, в Госдуме, выстроить новый закон таким образом, чтобы уйти от тех минусов для потребителей, о которых я предупреждал три года назад.
Еще один момент. Постановление № 344 об ограничении платежей по общедомовому расходу ресурсов. На данный момент есть ограничение – не больше норматива должна быть «общедомовка» (это не свет, не лампочки в подьезде, не вода из краника , чтобы уборщица помыла полы). «Общедомовка» – это то, что воруется, счетчик не туда крутится, воду пользуешь целыми днями, и то, что в дырявых трубах теряется. При прямых расчетах такой нормы нет, она не действует. Мы вернемся к огромным счетам за «общедомовку», это первое. И вот это надо каким-то образом отрегулировать, оставить действие Постановления № 344, чтобы жители не «попали на деньги» при этих расчетах. Второе, у «ресурсников» очень хитрые системы учета, не везде есть приборы учета, они считают по какой-то дикой формуле, счет выставляется УК. В УК есть бухгалтеры – специалисты, которые почитают термин «старнирование», которым они оперируют. Они считают и говорят: «Вы, товарищи, не 100, а 60 поставили», провели совместные сверки и подытожили: пришли к общему итогу, 70, допустим. При переходе на прямые платежи управляющие компании в этом процессе не будут участвовать – будем я, ты, Марья Ивановна, и выставят нам «ресурсники» огромный счет от щедрот, и что мы будем делать? Мы будем нанимать бухгалтеров, юристов и будем судиться с «ресурсниками», с огромными олигархическими структурами, условно, Вексельберга или Фридмана, говорить: «Ну что вы, я не мог столько тепла потребить». Вопрос в том, что индивидуальные счетчики на тепло в квартирах сегодня практически по законодательству не применяются. Много таких нюансов. И мы видим это сейчас. Есть люди, которые платят напрямую, и что, лучше стало? Давайте съездим в Старопышминск: у человека прибор учета, а на столбе в 5 метрах другой прибор учета, который, правда, никто не показывает, и вот там ровно в два раза больше сумма, по которой и выставляют счет. Кому не лень, ходят в ГЖСН, отбивают платежи, и потом начинается все сначала, а остальные просто платят.
Чем структуры олигархов лучше, допустим, какого-нибудь бывшего ЖЭКа, который возглавляет бывший руководитель ЖЭКа? Как отвечал товарищ Сталин на вопрос «кто хуже: этот или тот? Оба хуже». Не то, что одни негодяи, а другие – святые. И те, и другие хотят на вас с нами нажиться. И здесь надо баланс в сторону людей делать: да, принимать надо, но когда урегулируется вопрос по общедомовым начислениям и вопрос вообще по начислениям.
В принятии этого закона я сейчас принимаю участие и, на основе конкретных живых примеров Екатеринбурга, Березовского, Артемовского и так далее (а у нас сегодня уже есть те, кто перешел на прямые расчеты добровольно, есть те, кого перевели незаконно) демонстрирую коллегам и представителям Правительства России те тонкие моменты, которые надо учесть, чтобы закон реально был на благо потребителям.
Марина Тайсина
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях