«Все думают, что импортозамещение – это раз, проснулся и сделал». Министр Михаил Копытов о бедах и надеждах уральских аграриев

«УралПолит.Ru» поговорил с министром АПК области о том, как сельское хозяйство выживает без средств и в плохую погоду.

Свердловская область никогда не славилась сельским хозяйством так, как, например соседняя Курганская. Средний Урал всегда считался промышленным регионом, «опорным краем державы», однако в последние пару лет из-за кризиса, санкций и, как следствие, необходимости делать свои продукты, уральские аграрии стали цениться не меньше, чем инженеры и сталевары. С одной стороны, губернатор каждые пару месяцев отчитывается за стабильно растущие надои, с другой стороны, бюджет министерства АПК выглядит до смешного маленьким рядом с бюджетами других ведомств и проектов (меньше выделяют только на культуру). «УралПолит.Ru» поговорил с министром Михаилом Копытовым о том, как сельское хозяйство выживает без средств и в плохую погоду.

Главный вопрос, которые беспокоит всех в последнее время, – это импортозамещение. Как идет этот процесс в Свердловской области?

Все думают, что импортозамещение – это раз, проснулся и сделал. Смотрите, с 2009 года мы увеличиваем объемы производства молока – это импортозамещение. У нас есть программа строительства и реконструкции ферм, мы идем своим путем. Сейчас просто в этот процесс включится федерация и будет давать нам немного денег. А так уже много лет и по мясу, и по яйцу мы занимаемся импортозамещением.

Самая скандальная и проблемная ситуация в свердловском сельском хозяйстве была с птицефабриками (в июле Среднеуральская птицефабрика была признана банкротом – прим. ред.). Как сейчас обстоят дела на этих предприятиях?

Среднеуральская птицефабрика под банкротством, потенциальных инвесторов мы нашли, будем с ними обсуждать. Надеемся, что мы ее удержим. Первоуральскую подключили к огромной Свердловской птицефабрике, она сегодня является управляющей компанией, сегодня там все в рабочем режиме. «Агросевер» – у ней были со Сбербанком нерешенные вопросы, они заключили соглашение о реструктуризации долга по годам. Рефтинская работала и работает, там идет большая реконструкция. Она была на 28 тысяч тонн мяса, а в этом году даст 70 тонн на этих же площадях.

Мы потихоньку растем. Сегодня Среднеуральская птицефабрика – наша боль, остальные работают в нормальном режиме. У нас наработки есть, но пока на словах, на прошлой неделе у председателя снова были встречи по этому предприятию. Мы потихоньку сходимся, завязаны ведь не только правительство и инвесторы, завязаны банки, мы же должны их удобоваримо свести, должны сложить их, как пазлы, и тогда сможем обсуждать конкретику.

Как проходит уборочная кампания? Отразились ли на урожае плохие погодные условия, которые были этим летом?

Погода повлияла на все в этом году, тем более она у нас такая второй год. Мы в прошлом году собирали урожай под снегом. Нам пришлось очень много покупать семян, чтобы поднять качество. В этом году та же история, нам придется снова зимой искать семена, чтобы посеять, чтобы получить урожай.

Опять же, из-за того, что не было солнышка, энергия корма может быть ниже. Условно, корова съела килограмм силоса и давала 300 грамм молока, сейчас, съев его, она может дать только 280 грамм, потому что в нем энергии меньше. Вы можете съесть килограмм огурцов, можете съесть килограмм мяса. Если посчитать по энергии, то должно быть одинаково, но после огурцов мы, наверное, только лежать сможем. И корова таким же образом – если она съест плохой корм, она не даст литр молока.

Кормов мы заготовим достаточно, тут вопросов нет. Качество их не такое плохое, как я боялся, но не такое хорошее, как когда было солнышко. Но я думаю, что мы вопрос будем решать. Мы уже давно сеем рапс, из него мы делаем жмых – это шоколад для коровы и энергия корма. Мы к силосу подсыпаем его, и вкусно становится. Мы начали сеять кукурузу, гибриды, которые дают початок, его можно варить и даже есть. Понятно, что не до конца она созрела, но уже появился хлеб. Энергия у кукурузы абсолютно другая, коровы другие, технологии другие. Поэтому мы кормами обеспечены.

Но коровам тоже нужно солнышко. Чем меньше солнышка, тем они чаще болеют, за ними надо все время смотреть. А мы из них доим все, что можем.

А если третий год будет такая же погода?

Ну давайте о хорошем думать. Я утрирую, но я 40 лет в сельском хозяйстве, лет в 17 туда пришел. Мы прошлый год впервые в жизни убирали зерно по снегу. Комбайны пошли, я не представлял, что такое возможно. Убрали примерно 17 % урожая по снегу. Мы тренировались, так как не шли комбайны на картошке. Такое ощущение, что комбайны поняли, что надо копать, и теперь они в грязь копают. Наша задача – все равно убирать. Это деньги, без которых хозяйство жить не может, эти деньги, они в посевной не приготовятся, а мелкие фермеры могут вообще с рынка уйти. Поэтому они убирают, сутками, бывает, работают, пока можно. К людям вопросов нет, и к технике вопросов не стало. Единственное, что с такой нагрузкой техника начала чаще ломаться. Нагрузка страшная. КамАЗ вытаскивает на стальном  тросе трактор с пашни, в нем зерна 20 тонн. Трос крепкий, сертифицированный не ломается- http://stalenergo-96.ru/kanat-stalnoi- но иногда не выдерживает подвеска техники.  На комбайн нагрузка тоже другая,  приводные цепи часто рвутся из-за перегрузок, поэтому бывают простои.

Затраты увеличились, и время мы теряем. Часть зерна мы раньше не сушили или сушили в быстром режиме. Сегодня не получается, надо сушить его раз или два. Это время и большие деньги. Так как мы два раза сушим, сушилки не справляются. Комбайн намолотил, а сушилка не успевает.

Зерна мы на сегодняшний день убрали 87 %, в прошлом году было 69–70 % в это время, здесь мы идем впереди. Урожайность примерно 90 % к тому году, потому что солнышка не было. Ну и потери в этом году больше, мы все зерно убираем в сырую погоду. Картошки примерно 78 % – здесь мы отстаем процентов на 15, потому что начали копать позднее, она просто была еще не созревшая, ну и погода с 1 сентября плохая. По овощам примерно 47 %, здесь процентов на десять отстаем. Урожай свеклы и морковки выше, чем в том году (10 % и 20 %), а капусты – на 30 % меньше. Ей нужно солнце в конце и в начале августа, она должна «завязаться», опылиться. Так что если вы капусту любите, завтра идите и сразу все купите.

Началось формирование бюджета, хватает ли министерству средств, запланированных на программы по сельскому хозяйству?

Денег никогда не хватает. Когда их будет хватать, их отменят. Будет больше денег – просто будем быстрее модернизироваться. Ферм построили 20, а могли бы 25. Тракторов купили 50, а могли бы 70. А на текучку будет не хватать всегда, тем более с такой погодой.  

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Персоны:

Версия для печати:

Новости партнеров