На скамье подсудимых – бизнесмен, державший в страхе целый город
В Свердловском облсуде стартовал судебный процесс над авторитетным бизнесменом Николаем Смовжем, известным у себя в Ревде как Палыч. По данным одних источников «УралПолит.Ru», Смовж вхож в круг сторонников погибшего лидера преступного мира Деда Хасана, по словам других – близок к ОПГ «Центр». За решеткой Николай Смовж оказался благодаря признательным показаниям своего бывшего охранника. Подробности истории криминального авторитета, державшего в страхе город, – в материале «УралПолит.Ru».
У 55-летнего Николая Смовжа серьезные проблемы с глазами. Материалы следствия и судебные документы он читает через толстую лупу, сидя в так называемом «аквариуме» в зале Свердловского областного суда. Скамью подсудимых с ним делит Павел Козлов, когда-то трудившийся у Смовжа охранником. Оба мужчины провели в СИЗО почти полтора года – столько следователям понадобилось на сбор доказательств.
Согласно обвинительному заключению, по приказу авторитетного бизнесмена Палыча с 1994 года по 2007 годы в Ревде были убиты четыре человека. Так, по версии следствия, двух молодых людей, с которыми конфликтовал Смовж, расстреляли в местном кафе. Еще одного Палыч застрелил из карабина лично, в присутствии многих свидетелей. По версии следствия, Николай Смовж жестоко расправлялся не только с обидчиками, но и конкурентами. Так, в 2000 году он заказал поджог пункта приема металла, принадлежавшего его конкуренту. В результате того поджога погиб охранник помещения и сам исполнитель. А в 2007 году люди Палыча, следуя его указаниям, напали на двух местных жителей. Одного они забили битой, отчего через несколько дней он скончался в больнице. Другого пытались вывезти на водоем, чтобы утопить, но ему удалось сбежать. Кстати, в участии в этом преступлении и обвиняется охранник Смовжа Павел Козлов.
«6 февраля 1994 года около 19 часов, находясь около кафе «Европа», Насрыев и Утюмов, выполняя указание Смовжа, действуя умышленно, группой лиц по предварительному сговору, совместно и согласованно между собой с целью убийства Агалакова и Фаршатова, будучи вооруженными огнестрельным оружием, надели на головы шапочки-маски с прорезями для глаз и вошли в помещение кафе, где произвели не менее пяти выстрелов в Агалакова и не менее одного выстрела в Фаршакова. Смерть Агалакова наступила на месте в результате огнестрельного ранения в грудную полость. Смерть Фаршатова наступила на месте происшествия в результате сквозного ранения головы», – огласила подробности одного из эпизодов гособвинитель Елена Данилова.
Поприсутствовать на заседании суда сегодня прибыл отец погибшего Константина Агалкова Григорий. В 90-е он занимался продажей строительной фурнитуры, а сын был его заместителем.
«В кафе зашли эти ребята и без предупреждения начали стрелять. Первым убили Эдика Фаршатова. А Костя взял стол и, прикрываясь им, пошел на них. Ему в правую сторону шесть пуль всадили, а седьмую уже в сердце из обреза. А сейчас следователи говорят, что только пять пуль в него попало. Почему все это произошло, я не знаю. Николай Смовж приезжал к нам в гости. Я не знал, что у них были какие-то трения. Молодежь, все скрывали», – споминает Григорий Агалков.
Выйти на преступления Палыча следователям удалось благодаря признательным показаниям подчиненного Смовжа Антона Пупкова. В июле текущего года суд Ревды признал его виновным в эпизоде с избиением битой двух местных жителей, в ходе которого один погиб, а другой сбежал. Тогда Пупков и сдал своего руководителя, пытаясь облегчить свою участь.
Между тем сам Николай Смовж отрицает свою причастность ко всем преступлениям и настаивает на невиновности.
«Сторона следствия относилась подозрительно лояльно к свидетелям обвинения. Как только эти свидетели заявили о том, что боятся участников уголовного судопроизводства, сразу же их данные были засекречены. В настоящее время подсудимые не могут даже задать вопросы этим свидетелям и понять, знакомы ли они вообще. Между тем после того, как один из свидетелей стороны защиты дал показания, которые являются не совсем удобными для стороны обвинения, сразу же на этого свидетеля было совершено нападение. Однако правоохранительные органы никак не отреагировали на этот факт», – заявил «УралПолит.Ru» адвокат Смовжа Антон Косачев.
По мнению следствия, Палыч являлся «смотрящим» за Ревдой, поставленным на этот пост «вором в законе» Тимуром (Темури Мирзоев, скончался в Москве) и был причастен ко всем разборкам в городе. По другой версии, он был вхож в ОПГ «Центр». Так или иначе, но гособвинитель Елена Данилова, оглашая заключение, неоднократно повторяла: «Смовж пользовался авторитетом среди криминальных кругов Ревды».
«Тот факт, что Смовж является якобы криминальным авторитетом, в ходе следствия не подтвердился. Было вынесено постановление Свердловского областного суда, где формулировка «криминальный авторитет» была убрана», – уточнил адвокат Косачев.
© Дмитрий Антоненков
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях