Проблема чистой питьевой воды в Екатеринбурге и городах-спутниках достаточно остро стоит уже не менее десятилетия. Каждую весну разговоры вспыхивают с новой силой, возникают новые проекты, делаются новые предложения, но к лету, обычно, проблема теряет остроту. Вопрос зависает, чтобы ожить снова следующей весной. О том как проблема стоит в городе-спутнике Екатеринбурга - Первоуральске в материале ИА «УралПолит.Ru».
Проблема чистой питьевой воды в Екатеринбурге и городах-спутниках достаточно остро стоит уже не менее десятилетия. Каждую весну разговоры вспыхивают с новой силой, возникают новые проекты, делаются новые предложения, но к лету, обычно, проблема теряет остроту. Вопрос зависает, чтобы ожить снова следующей весной. О том как проблема стоит в городе-спутнике Екатеринбурга - Первоуральске в материале ИА «УралПолит.Ru».
Проблемы с чистой питьевой водой в Первоуральске схожи с проблемами соседнего Екатеринбурга. Однако дефицит воды здесь острее, а зависимость водоснабжения от погодных условий – выше.
Как сообщил ИА «УралПолит.Ru» начальник первоуральского отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области Иван Хованов, в январе 2017 года в Первоуральске была зафиксирована вспышка заболеваемости острыми кишечными инфекциями. На первом месте стоял ротавирус, а подавляющее количество заболевших были дети до 6 лет! Когда масштаб заболеваемости стал очевиден, местная администрация решилась на экстренные меры: образовательные учреждения города поочередно закрывались на «промывку».
В обезлюдевших школах и детсадах работники местного «Водоканала» промывали трубопроводы с хлоркой. Это дало свои результаты – заболеваемость в Первоуральске в феврале острыми кишечными инфекциями резко пошла вниз. Правда карантин по «острым респираторным вирусным инфекциям», объявленный ещё в декабре 2016 года, мэрия решилась отменить только в середине марта 2017 года.
Вспышка ротавирусной инфекции нынешнего января в Первоуральске, самая мощная в этом десятилетии, привлекла к себе внимание в основном только местных СМИ по несколькими причинам: во-первых, никто не гарантировал существования связи между плохим качеством водопроводной воды и ростом заболеваемости. Во-вторых, январский рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями в Первоуральске – дело привычное. Иногда повышенная заболеваемость держится почти до самого конца весны.
Во много ситуация зависит от погоды и правильных расчетов работы «Водоканала». Нужно угадать так поддерживать уровень в пруду, чтобы после малоснежной зимы не выпустить из пруда слишком много воды даже если таяние идёт бурно, а после многоснежной зимы не выпускать воду слишком долго, даже если таяние идет медленно.
Первоуральск получает воду в основном, из трех источников: нижнесергинского водозабора, Верхне-Шайтанского пруда, а часть воды закупается у «Водоканала» Ревды. Из Ревды и Нижних Серег город получает воду относительно чистую, в прошлом году были установлены мембранные установки . Но этой воды не хватает. Поэтому её смешивают с грязной водой Верхне-Шайтанского пруда и получают «коктейль», который, по словам руководства «Водоканала» соответствует СанПиН.
Однако в 2015 году суд вынес решение, что на тот период вода не соответствовала нормативам и даже обязал сделать перерасчет потребителям.
Решение проблемы городские власти Первоуральска ищут давно. Прожекты как в случае с Екатеринбургом имеются в изобилии от масштабных, до относительно небольших по масштабам, но всё равно впечатляющих по цене.
Лет пять-шесть назад в мэрии была популярна идея строительства второй «нитки» водовода 64-километровой длины из Нижних Серег. По сообщениям СМИ якобы был проект, и якобы были истрачены серьезные суммы, но потом всё затихло. Почему затихло – никто не объяснял.
Потом возникла идея «подцепиться» к водоводу который пойдет с Шишимо-Дарьинского гидроузла. Сейчас не все помнят, что ещё совсем недавно Екатеринбург всерьез рассматривал план строительства плотины на крохотной речке Шишим. Водовод от запруды должен был пойти для снабжения водой Екатеринбурга, а Первоуральск планировал к этому водоводу «прицепиться».
Самым последним прожектом была идея найти на территории городского округа семь новых источников воды и полностью обеспечить чистой водой не только Первоуральск, но продавать ежегодно воду в том числе и в Екатеринбург на миллиард рублей в год! Но и этот план остался лишь на бумаге.
Поэтому власти вернулись к самому простому – реконструкции насосно-фильтровальной станции на Верхне-Шайтанском водохранилище. К самому простому, но не дешевому. По словам исполняющего обязанности главы администрации Первоуральска Валерия Хорева весной 2016 года был проведен конкурс и стоимость реконструкции насосно-фильтровальной станции определена в 370 млн. рублей.
В начале этого года и.о. директора первоуральского «Водоканала» Юрий Калина в интервью муниципальной газете сообщил, что «к концу 2017 года из тех 27 тысяч кубометров воды, которые подаются в город, будет отфильтровываться – как на старом, так и на новом оборудовании – около 14 тысяч кубометров, (…) и к 2019 году мы планируем прогонять через новые мембраны весь забираемый с Верхне-Шайтанского водохранилища объем воды».
То есть, в город, ещё долгие годы будет подаваться коктейль из грязной и относительно чистой воды. Можно ли будет считать, что проблема решена? Вряд ли! Дело в том, что согласно планам стратегического развития Первоуральска до 2030 года жилищное строительство и население города должны довольно быстро расти.
В Первоуральске принята, поддержана местным Советом директоров и губернатором Свердловской области программа «Первоуральск 300». Предполагающая увеличение численности населения почти в два раза. Если эта программа будет осуществляться так как она задумана, то даже после введения новой насосно-фильтровальной станции на полную мощность городу чистой воды не хватит.
Для справки: В сутки Первоуральск потребляет 50 тыс. кубометров воды из трех источников: Нижнесергинского, Ревдинского и Верхне-Шайтанского. При этом вода лишь из двух источников – Ревдинского и Нижнесергинского – может претендовать на звание «вода». То, что качают из Верхне-Шайтанского водохранилища, а это – 25 тыс. кубометров в сутки, больше походит на жижу кофейного цвета. Проблема – в насосно-фильтровальной станции, которая ежесуточно способна обеспечить очистку лишь 8 тыс. кубометров воды.
Анатолий Гусев
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях