Куйвашев сдержал обещание и начал эпическое наступление на Тунгусова
В мэрии и гордуме Екатеринбурга паника: депутаты разбегаются не только с заседаний комиссий но и, по некоторым сведениям, вообще из города, от греха подальше. После двух лет подготовительной работы губернатор начал новое наступление на «серый дом» и умудрился застать команду Тунгусова врасплох. В ход пошло все: угрозы, шантаж, интриги. Главной целью назначен глава администрации Александр Якоб. Но на самом деле задача масштабной кампании, по информации «УралПолит.Ru», совершенно не в отставке сити-менеджера. Подробности – в нашем материале.
События, происходящие в эти дни в Екатеринбурге, похожи на шахматную партию. Два года игроки расставляли фигуры и две недели назад начали их двигать. Губернатор Евгений Куйвашев против вице-мэра и «серого кардинала» Владимира Тунгусова. Приз в этой партии – миллиарды долларов.
История войны за независимость чиновников мэрии Екатеринбурга от губернатора насчитывает уже два десятка лет, из которых три – при действующих составах команд. В какой-то момент даже начало казаться, что наступил мир: два года глава региона воздерживался от серьезных шагов по изменению сложившегося баланса. Однако, как показывают события, сдавать историю в архив еще рано. На минувшей неделе депутат гордумы, а по совместительству директор Фонда капитального ремонта Александр Караваев официально предложил отправить в отставку сити-менеджера Александра Якоба. С этого момента война вернулась в «горячую» фазу.
Краткая хроника боев
Первая масштабная битва за Екатеринбург развернулась между командами Куйвашева и Тунгусова два года назад. Сначала – на выборах, где в итоге победил Евгений Ройзман, активно поддерживаемый «серым домом». Тогда беспартийные и лояльные городу единороссы сформировали большинство в думе, обеспечив мэрии контроль над ней.
Сразу после, на первом же заседании гордумы, команда губернатора пошла в наступление. Тогда часть депутатов, возглавляемая представителями «Справедливой России», попыталась сорвать кворум, поставив под вопрос законность избрания Евгения Ройзмана. Одни просто сбежали, другие устроили митинг в коридоре, сделав ряд громких заявлений.
Сторонников мэрии Екатеринбурга в думе тогда оказалось 19 человек – большинство, что обеспечило легитимность всех принятых решений. Чтобы добиться поставленных целей, команде протестующих тогда не хватило буквально двух депутатов. При этом стоит отметить, что не для всех в этом раскладе решающее значение имели деньги и власть – с обеих сторон баррикад были те, кто действовал из любви к городу. Одни остались в зале, считая, что срыв заседания станет катастрофой, другие присоединились к митингу, считая, что избрание Евгения Ройзмана мэром – уже катастрофа, и настало время спасать Екатеринбург любой ценой.
Первую битву губернатор проиграл. За что получил нагоняй от Владимира Путина. Формально – за длительные сроки согласований подключения к инженерным сетям в Екатеринбурге. Но, как отмечают эксперты «УралПолит.Ru», по факту речь шла немного о другом: не для того президент откупался должностями и гарантиями от экс-губернатора Эдуарда Росселя и экс-мэра Аркадия Чернецкого, чтобы в столице Среднего Урала все оставалось по-прежнему. Речь ведь даже не о бюджете города, по сравнению с теневым оборотом Екатеринбурга это копейки. Речь о деньгах, сравнимых с бюджетом небольшого государства, утекающих и мимо кармана екатеринбуржцев, и мимо федеральной казны. «Некоторые из горадминистрации не стесняются говорить, что их состояние – более 2 миллиардов долларов. Или вот, чиновник один из мэрии тут, слышал, жаловался: год был неудачный, «всего» 90 миллионов евро заработал», – рассказал на первом осеннем заседании заксобрания коллегам депутат Владимир Коньков.
Наши дни
Время для нового наступления настало две недели назад. Собственно, многие шаги этой партии прошли у всех на виду, просто их скрытый смысл оказался для большинства наблюдателей непонятен, как, собственно, это часто бывает с последствиями глубинных интриг большой политики.
Еще весной губернатор проанонсировал, что в осеннюю сессию Екатеринбург будет лишен ряда полномочий. В первую очередь – градостроительных, а если начнет упираться – еще и здравоохранения с образованием. Началось: на первом осеннем заседании заксобрания депутаты первый пункт утвердили, приняв соответствующий законопроект.
Вообще, если посмотреть на бюджет Екатеринбурга, то приоритеты должны быть иными: половина расходов в нем – медицина и образование. Но это если смотреть на официальную часть. Теневая же экономика города, как объяснял коллегам Владимир Коньков, выглядит совершенно иначе. «Все ведь зависит от инициативы застройщика. От того, к кому с какой инициативой он подойдет», – объяснял в свое время, будучи вице-мэром по строительству в команде Аркадия Чернецкого, сегодняшний депутат гордумы Владимир Крицкий, почему одни получают разрешение на строительство за считанные дни, а другим на это не хватает и пары лет. И с тех пор мало что изменилось.
Но тут есть тонкость: градостроительные полномочия – это не только нормативные акты, которые регулируют, где, что и как согласовывать, но еще и тонны архивной документации, и десятки специалистов, на которых держится весь строительный рынок города. Те самые люди, к которым нужно подходить с «инициативами». По плану губернатора, рассказали «УралПолит.Ru» источники в резиденции, они должны остаться на своих местах. Просто задачи будут поступать из резиденции, а не из мэрии. Для этого необходимы два условия. Команда губернатора через минстрой получает возможность регулировать зарплаты чиновников, а если придется, то и обращаться в прокуратуру для возбуждения уголовных дел – это обеспечивается полномочиями, переданными законопроектом заксобрания. Но этого недостаточно: люди могу и просто разбежаться, и тогда весь сектор экономики окажется парализованным. Особенно если на них надавят в мэрии угрозами отнять должности в «своих» стройкомпаниях. Чтоб этого не произошло, Евгению Куйвашеву потребовался весомый аргумент.
Подготовка к атаке губернатора велась все лето. В мэрии о ее деталях узнали слишком поздно, в результате чего команда «серого дома» оказалась по попросту парализована. В частности, как отмечали наблюдатели, несмотря на то, что работа по лишению города градостроительных полномочий в открытую велась с начала сентября, мэрия перешла к заявлениям лишь накануне заседания заксобрания. Отчасти потому, что чиновники не понимали, чем, собственно, губернатор планирует их пугать, отчасти – были слишком уверены в своих позициях.
И лишь накануне заседания в горадминистрации узнали, что все лето резиденция вела переговоры с гордумскими депутатами. В первую очередь – с позиции силы. «За каждым ведь что-то есть, каждому есть, что припомнить. Особенно во фракции «Единой России», – рассказал «УралПолит.Ru» один из депутатов суть их переговоров, попросив не упоминать его имени.
В последний момент мэрия попыталась дать «своим» депутатам знак, что не только губернатор контролирует прокуратуру. Напомним, неделю назад надзорное ведомство заявило о некомпетентности прогубернаторского депутата, эсера Александра Караваева, занимающего пост главы регионального Фонда капремонта. При этом юридически данное заявление выглядело абсурдно, поскольку делалось со ссылкой на не вступивший в силу нормативный акт.
Но особого эффекта не последовало. «Нет никакой войны между городом и областью. Как область может воевать с Екатеринбургом и зачем? Есть борьба с чиновниками», – объявил губернатор по итогам своего бюджетного послания заксобранию. А в это время Александр Караваев вручал Евгению Ройзману депутатскую инициативу об отзыве с поста главы города Александра Якоба. С одной стороны, это заявление можно рассматривать, как официальное уведомление о начале войны, с другой – не слишком-то оно и серьезное: мэр имеет право похоронить данную инициативу на три месяца в недрах своей канцелярии. Поэтому на него, в общем-то, не обратили внимания.
Но на следующий день к вопросу о власти в городе пришлось вернуться. На заседании комиссии гордумы по местному самоуправлению Александр Караваев снова поднял вопрос об отставке сити-менеджера и предложил внести его в повестку заседания. «И тут большая часть депутатов начинает голосовать за – остальным приходится бежать, чтобы сорвать кворум», – делился позже впечатлениями с корреспондентом «УралПолит.Ru» один из участников событий в неофициальном разговоре. Главной неожиданностью при этом стало то, что инициативу поддержал председатель комиссии Анатолий Шарапов – он до последнего считался одним из надежнейших сторонников мэрии, единственный депутат, несколько лет получающий в гордуме зарплату. «Это возмутительно: «Единая Россия» контролируется «Справедливой Россией» и голосует так, как та ей скажет», – негодовал позже на экстренном брифинге межфракционной группы гордумы промэрский депутат Вячеслав Вегнер.
И тут в горадминистрации начали лихорадочно считать голоса. При этом о том, что идет некая «расторговка», там знали. В частности, именно поэтому «завис» мандат Виктора Ананьева, который уже месяц пытается сложить полномочия. «Участвовать в этих драках он не хочет. Он вообще пришел в гордуму для того, чтобы в следующем году принять участие в выборах в Госдуму. Вот в «Справедливой России» ему и предложили место в партийном списке в обмен на сдачу мандата, который они передадут нужному человеку, голосующему строго как им нужно», – рассказал «УралПолит.Ru» один из членов мэрской команды суть интриги. Однако к ситуации, когда большая часть единороссов оказалась в руках губернатора – там оказались неготовы. И больше всего, как поясняют источники «УралПолит.Ru», пугает неизвестность: комиссия по местному самоуправлению – это лишь небольшая часть депутатов, а сколько всего переметнулось за лето – выяснится лишь завтра, на заседании гордумы, когда снова будет поднят вопрос об отставке Александра Якоба.
Дело дошло до того, что Евгений Ройзман и вице-спикер Виктор Тестов отказались участвовать в экстренном брифинге промэрской межфракционной группы. Официально им срочно понадобилось ехать на заседание Совета муниципалитетов, причем обоим. Неофициально мэр сбежал в Москву, откуда затем постил в фейсбук селфи с Навальным, а позже поехал в Челябинск. Куда делся его зам – неизвестно.
Расклад перед боем
Окончательно расклад сил станет ясен во вторник. Но уже сегодня самое время вспомнить, с чего все начиналось и как менялись настроения депутатов, а также оценить их готовность бороться за интересы того или иного лагеря в течение этих двух лет.
Напомним, два года назад расклад выглядел следующим образом. Всего в думе 36 депутатов плюс мэр, тоже имеющий право голоса. Для контроля необходимо иметь на своей стороне 19 депутатов. Как показала произведенная с самого начала перепись, лагерь губернатора насчитывал 13 голосов, лагерь мэрии – 17. Осталось шесть неприсоединившихся. С тех пор кто сел, кто сбежал, некоторые даже отправились на войну – максимально далеко от свердловских разборок.
По сложившейся традиции, в нашем списке красным показаны сторонник мэрии, синим – губернатора, серым – те, чьи позиции сейчас не ясны.
Лагерь губернаторских:
Изначально насчитывал 13 человек – те, кто поддержал митинг протеста против утверждения Евгения Ройзмана на первом заседании.
1. Александр Караваев – получил должность главы Фона капремонта, с его подачи началась история инициативы по отставке Александра Якоба.
2. Евгений Боровик – за неимением других подходящих кадров с начала года раскручивается командой Владимира Тунгсова как спикер, способный выступить с громкими заявлениями в оппозиции к Александру Караваеву.
3. Илья Лобов – с начала года его плотно опекает промэрский депутат Елена Дерягина, вплоть до того, что лично поднимает ему руку, когда нужно голосовать, и тот, что показательно, не сильно сопротивляется. С другой стороны, слишком многое связывает его с Александром Караваевым. Кому в конечном счете останется лоялен Илья Лобов в решающий момент – вопрос открытый.
4. Антон Швалев – ни разу не дал за это время усомниться в своей лояльности. Собственно, он и на заседания гордумы ходит исключительно вместе с Александром Караваевым.
5. Норицын Александр – остался лоялен команде губернатора. Вопрос в другом: еще весной он перешел в заксобрание, и поэтому физически теперь не может быть причислен ни к одной из группировок в гордуме.
6. Олег Хабибуллин – в лагере губернатора просто ввиду отсутствия выбора. Показательно: на прошлой неделе Олег Хабибуллин пытался встретиться и пообщаться с промэрским депутатом в заксобрании Нафиком Фамиевым. Закончилось все издевательской заметкой на одном из новостных ресурсов о том, то «депутат гордумы ходит по заксобранию и подсматривает в замочные скважины» – ясный сигнал о том, что мэрия к себе в команду его не возьмет ни при каких условиях вообще.
7. Михаил Гаранин – как и Антон Швалев, ни разу не дал повода с начала года усомниться в своей лояльности.
8. Лариса Фечина – как и Александр Норицын, своих взглядов не поменяла, но просто ушла в Госдуму. Ее место в гордуме сейчас занимает Ирина Овчинникова. Но с ней все сложно: с одной стороны, мэрия все лето пыталась помешать Овчинниковой вступить в должность, с другой – ранее она уже работала в гордуме, как раз в команде горадминистрации, да и при вручении ей мандата было объявлено, что некие договоренности все же были достигнуты.
9. Александр Косинцев – с начала года был одним из немногих, кто явно выступал против инициатив мэрии.
10. Игорь Пехотин – неизвестно. С начала года депутат придерживается строго нейтральной позиции при обсуждении всех ключевых вопросов. Впрочем, именно этим и опасен для мэрии – проголосовавшие за обсуждение инициативы Караваева члены комиссии по местному самоуправления вели себя до сих пор точно так же.
11. Роман Шадрин – еще одна потеря в команде. В его лояльности никто не сомневается, он даже до сих пор числится депутатом гордумы. Вот только год уже находится в ДНР и возвращаться пока не собирается. Приедет ли на судьбоносное заседание – просто неизвестно.
12. Игорь Володин – одно время считалось, что мэрии удалось переманить его на свою сторону. После этого, как рассказывают источники «УралПолит.Ru», в сентябре его пригласили в прокуратуру пообщаться.
13. Николай Смирнягин – единственный вопрос по данному депутату заключается в том, придет ли он вообще: Николай Смирнягин не часто бывает на заседаниях. В остальном сомнений в его лояльности также нет.
Итого: из 13 депутатов один перешел в лагерь мэрии, трое вообще ушли из гордумы, осталось девять. Это своеобразный костяк команды – основной вопрос заключается в том, как изменился расклад в команде мэрии.
Лагерь горадминистрации:
Перепись своих сторонников мэрия произвела в начале работы гордумы текущего созыва дважды. Сначала – на первом заседании, из тех, кто на него вообще пришел. Затем было издано специальное коллективное письмо «в защиту Чемпионата мира по футболу в 2018 году», подписанное лишь строго определенными лицами. Всего в нем насчитывалось 17 из тех, кто был в списке с самого начала. Кроме того – еще шесть, это «нейтралы», которых удалось либо переманить, либо нейтрализовать. Всего же – 23 депутата, обеспечивающих принятие любого решения, как предполагалось еще летом.
Евгений Ройзман – мэр, потому стоит немного особняком от списка. После его бегства к Навальному, он, по информации «УралПолит.Ru», заручился поддержкой оппозиционера на выборах в Госдуму. Это освобождает Ройзмана от власти команды Владимира Тунгусова, вопрос о его лояльности мэрии остается открытым.
1. Виктор Тестов – вообще, поводов сомневаться в его лояльности горадминистрации нет. В конце концов именно его в мэрии назначили опекать Евгения Ройзмана в качестве вице-спикера. Но, опять же, после его бегства и отказа участвовать в брифинге межфракционной группы, вопрос о его лояльности остается открытым.
2. Виктор Ананьев – неизвестно. Как ожидается, скорее всего он просто не придет на заседание. Однако, не исключен и вариант, что ради шанса попасть в Госдуму может и рискнуть.
3. Николай Антонов – собственно, одна из тех «темных лошадок», кто ничем себя за это время не проявил, и чья лояльность теперь вызывает сомнения.
4. Алексей Бородин – поводов усомниться в его лояльности мэрии за это время не возникало: активно участвовал, активно голосовал и высказывался. Правда, суть интриги ведь в том и заключается, что до конца сейчас горадминистрация ни в ком не может быть уверена.
5. Вячеслав Вегнер – один из спикеров прошедшего на прошлой неделе брифинга межфракционной группы.
6. Михаил Вечкензин – изначально считался нейтральным депутатом. В настоящее время – один из сторонников мэрии. Как и Вячеслав Вегнер, один из участников брифинга «межфракционной».
7. Дмитрий Головин – фактически друг Евгения Ройзмана. И, соответственно, сейчас его голос во многом зависит от результатов встречи мэра с Александром Навальным.
8. Елена Дерягина – как и Вячеслав Вегнер, один из участников брифинга «межфракционной».
9. Юрий Дозорец – единоросс, член комиссии по местному самоуправлению, поддержавшей инициативу Александра Караваева.
10. Олег Кагилев – неизвестно.
11. Константин Киселев – один из тех депутатов, кто обеспечил срыв заседания комиссии по местному самоуправлению. Однако, как и в случае с Головиным, все не однозначно и зависит от того, с чем вернется Евгений Ройзман.
12. Сергей Ковальковский – неизвестно, поскольку ничем себя не проявил.
13. Николай Косарев – неизвестно. Изначально его лояльность мэрии строилась на поддержке его кандидатуры на выборах в Госдуму. Однако амбиций таких у депутата больше нет, а вместе с тем – и основания для сотрудничества.
14. Владимир Крицкий – один из старейших членов команды горадминистрации.
15. Сергей Мелехин – неизвестно, ничем себя не проявил.
16. Александр Мяконьких – именно благодаря мэрии он стал номинальным главой фракции «Единая Россия» в горудме. С другой стороны, именно о предательстве фракции сейчас больше всего и говорят в команде администрации.
17. Александр Найданов – неизвестно, ничем себя не проявил.
18. Игорь Плаксин – с одной стороны, неизвестно. С другой: член фракции «Единая Россия», а также совета подконтрольной резиденции организации НП СРО «Гильдия Строителей Урала».
19. Дмитрий Сергин – один из спикеров прошедшего а прошлой неделе брифинга межфракционной группы. Да и вообще с горадминистрацией его связывают давние отношения.
20. Александр Смолин – будучи представителем «Справедливой России», мог бы считаться и членом прогубернаторского лагеря. Однако на первом заседании отказался поддерживать митинг против Евгения Ройзмана. Как поступит сейчас – неизвестно, но, по мнению экспертов «УралПолит.Ru», скорее всего, как и Ананьев, просто постарается прогулять заседание.
21. Светлана Учайкина – единоросс, член комиссии по местному самоуправлению, поддержавшей инициативу Александра Караваева.
22. Сергей Шадрин – состоит в КПРФ, коммунисты традиционно за мэрию.
23. Анатолий Шарапов – председатель комиссии по местному самоуправлению и главный на сегодняшний день повод для шока в мэрии Екатеринбурга.
24. Олег Кинев – в общем-то, в его лояльности мэрии или по крайней мере лично Евгению Ройзману никто и не сомневается. Вот только депутат обвиняется в убийстве пенсионерки ради квартиры, и даже на столь важное голосование из СИЗО его никто не выпустит.
Итого: из 23 «своих» депутатов мэрия может с большой долей уверенности на сегодняшний день рассчитывать лишь на восемь. Что еще хуже: трое бывших сторонников уже явно выступили на стороне губернатора, как поступят остальные – станет известно завтра на заседании гордумы, где у них появится возможность проявить себя.
© Игорь Чукреев
Вы можете поделиться новостью в соцсетях