Следующий цикл публикаций в рамках спецпроекта «Города Урала» посвящен Ирбиту
«УралПолит.Ru» продолжает масштабный спецпроект, посвященный городам Урала. Сегодня мы начинаем цикл публикаций, посвященному городу с большой историей, слава о котором 400 лет шла от Китая до Европы, но со временем он утратил свое торговое значение – Ирбит. В первой части читайте рассказ о достопримечательностях, которые определяют архитектурный образ и историческую память.
Официально считается, что селение с таким названием основано в начале 1630-х годов на Бабиновской дороге, ведущей из Пермской губернии на восток. Впрочем, по данным археологов, человеческие поселения здесь были практически всегда – это были и сибирские татары, предки нынешних манси в 13 веке, есть даже находки, датированные бронзовым веком. Через примерно 10 лет, около 1643 года здесь стала проводиться Ирбитская ярмарка, которая стала одним из двигателей развития будущего города и проходила на ежегодно на протяжении почти трех столетий.
5 достопримечательностей Ирбита
1) Ирбит не зря в советское время называли мотоциклетной столицей страны. В начале 1940-х годов сюда был эвакуирован Московский мотоциклетный завод, сюда же были отправлены немецкие мотоциклы BMW P-71, ставшие прототипами военных M-72 и, по большому счету, легендарных «Уралов». Несмотря на то, что завод сильно сжался в размерах и объеме производства, в Ирбите действует единственный в России государственный музей мотоциклетной техники. Во многом, здесь представлены «местные» разработки, но есть и тот самый BMW, иностранные мотоциклы разных эпох.
Для любителей техники и мотоциклов , в частности, этот музей относится к категории обязательных к посещению. Завод сегодня работает, фактически, в режиме сборочного ручного производства – большая часть комплектующих имеют импортное происхождение, неизменными остались только элементы кузова.
Между тем, «Уралы» активно поставляются на экспорт, розничная цена на базовую модель мотоцикла из Ирбита стартует от 14,5 тыс. долларов.
2) Как в большинстве малых городов, в числе достопримечательностей города непременно оказываются ритуальные сооружения, в первую очередь церкви и храмы. Один из храмов, который чаще всего бывает на изображениях Ирбита – Церковь Троицы живоначальной. Церковь начали строить в 1836 году, главный храм был освящен в 1842 году. В отличие от многих дореволюционных храмов, этот комплекс продолжал функционировать и в советское время. В 2011 году церковь была признана памятника архитектуры регионального значения.
3) Еще одна архитектурная доминанта – Церковь Сретения Господня, также внесена в реестр памятников архитектуры регионального значения. Это сооружение еще более старое – первый храм на этом месте был построен еще во второй половине 18 века, но сгорел в 1781 году. В 1786 начато строительство каменного храма, но не было закончено из-за ошибок в проектировании.
В итоге, основную часть храма достроили только спустя 60 лет. В 1930 году храм получил статус кафедрального собора ирбитских обновленческих архиереев. В 1932 году храм закрыт, богослужения прекращены, а само здание сменило профиль и использовалось как заводская котельная при автоприцепном заводе. Спустя еще 76 лет храм вновь начал использоваться по назначению – в декабре 2008 года архиепископ Викентий провел здесь первое богослужение.
4) В Ирбите, как и практически в любом райцентре есть ряд государственных и муниципальных музеев. В этом смысле, Ирбит не уникален, но помимо стандартного набора большой популярностью пользуется частный музей народного быта, завоевавший за свою недолгую пока жизнь большую популярность среди туристов. В нем расположена огромная коллекция предметов быта , в частности, коллекция самоваров, включая самый большой в мире – более, чем на 400 литров.
В одном из помещений здесь есть копия крестьянского дома с русской печью, в которой по желанию могут испечь блины и напоить чаем. Здесь же собрана приличная коллекция сельскохозяйственной утвари, чучела уральских животных и многое другое. К слову сказать, государственный музей изобразительных искусств в Ирбите тоже стоит посетить – за 40 лет здесь собрана выдающаяся коллекция гравюры и рисунка, в том числе, из мастерских ван Дейка и Рубенса – директор музея десятилетиями собирал их уникальную коллекцию по всему миру. При этом, несколько лет назад неожиданно в фонде картин ГМИИ был обнаружен подлинник картины Рубенса «Кающаяся Марина Магдалина с сестрой Марфой».
Картина была передана в дар музей от Эрмитажа в 1970-х и считалась копией картины, которая находится в Вене, однако во время подготовки к реставрации выяснилось, что это, скорее всего, первый вариант картины с этим названием – данные всех экспертиз подтвердили время создания картины – начало 17 века, а определенные элементы были характерны только для кисти легендарного фламандского живописца.
5) А вот в отличие от большинства городков, в Ирбите сохранился, как говорят в Италии, Centro storico – историческая часть города или Старый город. Здесь остался целый комплекс зданий 18 и 19 веков, полуразрушенные храмы, церкви и разнообразные помещения.
Многие из них пришли в запустение после революции, восстановить все не дошли руки и у советской власти, а у нынешней – тем более. Земля здесь менее привлекательная, чем в том же Екатеринбурге или, скажем, Нижнем Тагиле, поэтому застройщиков не особо интересует, а у муниципалитета нет средств на реконструкцию особняков и церквей. Поэтому, в этой части Ирбита можно прикоснуться к реальной истории Урала, вот только с каждым годом она все сильнее ветшает. Неподалеку от этой части города стоит памятник Екатерине II, которая пожаловала Ирбиту статус города в 1776 году.
Продолжение цикла читайте завтра
Фотографии: Екатерина Молодых специально для «УралПолит.Ru», а также с сайтов государственного ирбитского мотоциклетного музея, hramst.ru, www.7ural.ru, irbit.info
© Сергей Табаринцев-Романов
Вы можете поделиться новостью в соцсетях