«Дело решал» может развалиться из-за побега основного свидетеля
Накануне приезда в Екатеринбург генерального прокурора Юрия Чайки в недрах свердловской правоохранительной системы зреет грандиозный скандал. Источники в среде силовиков рассказывают о том, что один из ключевых обвиняемых, давших ценные признательные показания на свердловских судей и следователей по резонансному «делу решал», несмотря на домашний арест, покинул территорию России. Корреспондент «УралПолит.Ru» попытался найти ценного свидетеля.
Эльнара Салманова стала известным адвокатом после того, как оперативники свердловского УФСБ задержали ее с поличным при передаче взятки полицейскому следователю. Пытаясь смягчить свою участь, она поведала следователям о схеме решения проблем обвиняемых при помощи взяток правоохранителям и судьям – «УралПолит.Ru» подробно рассказывал об этом. Эльнара указала известные ей факты передачи денег и фамилии участников. Дело сразу же стало резонансным, а ход расследования взял на карандаш лично генеральный прокурор Юрий Чайка.
В четверг, 15 октября, в Екатеринбурге ожидают его приезда, а источники в среде свердловских силовиков с ужасом сообщают, что Эльнара Салманова, находящаяся под домашним арестом, пропала: «Она деактивировала специальные браслеты, выехала с территории РФ и сейчас находится в Азербайджане, – рассказал собеседник «УралПолит.Ru», знакомый с ходом следствия. Причем разговоры о ЧП с побегом идут и в полицейском главке Свердловской области, и в Следственном комитете. Несколько собеседников «УралПолит.Ru» подчеркивают, что не гарантируют правдивости информации, однако утверждают, что побег на полном серьезе обсуждают в кабинетах силовиков.
До визита генпрокурора остались сутки
«Накануне приезда Чайки – это скандал! Полетят высокие погоны!» – волнуется источник. Планируется, что Юрий Чайка проведет 16 октября в Екатеринбурге совещания с представителями прокуратур УрФО, Сибирских и Дальневосточных округов. Но также он проинспектирует состояние дел на Урале. Учитывая большой резонанс вокруг «дела решал», реакция генпрокурора может быть жесткой.
В Свердловском ГУФСИН, в чью ответственность входит контроль над лицами, находящимися под домашним арестом, отрицают саму возможность подобного побега. «Можете не волноваться, ее контролирует уголовно-исполнительная инспекция ФСИН, – пояснили «УралПолит.Ru» в пресс-службе ГУФСИН по Свердловской области. – Домашний арест осуществляется при помощи специальных технических средств – СЭМПЛ (система электронного мониторинга за поднадзорными лицами), так называемыми браслетами. Сам браслет одевается на ногу человека, а в его квартире устанавливается специальное устройство. Если человек покидает границы помещения, то устройство срабатывает и передает сигнал сотруднику уголовно-исполнительной инспекции, закрепленному за этой территорией. Если человек попытается снять браслет – устройство тоже отправит сигнал. Ни снять браслет, ни сломать его незаметно невозможно».
Ранее некоторые эксперты уже заявляли о том, что любой арестант при помощи плоскогубцев или ножниц может снять браслет, не подав сигнал тревоги. «Для несанкционированного избавления от браслета не нужны никакие приспособления, достаточно перерезать ремешок обычными ножницами», – поясняют эксперты газеты «Известия». Конструкторы запланировали, что устройство будет подавать сигнал в случае нарушения целостности ремешка, однако ремешок легко разобрать и перепаять контакты так, чтобы удлинить ремень и снять браслет.
Эльвира Салманова давно не заходила в соцсети: под домашним арестом пользоваться средствами связи запрещено
Как только «клиент» снимает браслет и тот остается длительное время без движения, оператор по идее должен получать сигнал. Однако, как подчеркивают специалисты, такого сигнала аппаратура не передает. В ходе испытаний браслет оставался на месте в течение почти трех суток, однако ни одного сообщения об этом на пульт дежурным не пришло. Это не дает возможности понять, находится ли браслет на человеке или уже давно снят, а сам арестованный подался в бега.
Старший помощник руководителя следственного управления СК РФ по Свердловской области Александр Шульга отказался как-либо комментировать дело Эльнары Салмановой. «Со всеми вопросами обращайтесь в пресс-службу федерального следственного комитета», – коротко ответил он.
Корреспондент «УралПолит.Ru» попытался лично связаться с героиней. Однако ее контактный телефон, указанный на сайте Свердловской коллегии адвокатов, оказался отключен. Как выяснилось, по адресу прописки Салманова тоже не проживает. Квартиру в доме по улице Новгородцевой адвокатесса сдает в аренду, так же известно, об аренде производственных помещений в Петербурге, где Салманова указана собственником.
«Я видел ее около месяца назад, когда отвозил деньги. Они живут где-то тут же, на ЖБИ», – пояснил нынешний обитатель квартиры Салмановой корреспонденту «УралПолит.Ru». В это время подследственный адвокат уже находилась под домашним арестом.
Куда разговорчивей оказалась консьерж дома. «Я с ней – с Элей – общалась. У меня сына как-то посадили. Обвинили в том, что он цепочку сорвал с кого-то на берегу Шарташа. Эля узнала об этом и предложила за 20 тысяч рублей его отмазать. Это лет десять назад было. Тогда это были очень приличные деньги. Я ей деньги отдала, его и выпустили. А где она сейчас живет, я не знаю. Вроде где-то неподалеку квартиру купила», – рассказала она.
Найти Эльнару Салманову так и не удалось. Зато получилось связаться с ее супругом Михаилом: «Плюньте в лицо тому, кто распускает эти слухи. Не знаю, как так получилось, но после того, как к нам в гости приехала ее мама, откуда-то стали появляться сплетни про то, что Эльнара сняла браслет и уехала. Это не так. Мама приехала и уехала, а слухи стали расползаться. Видимо, кому-то они нужны».
Предоставить доказательства пребывания Эльнары Салмановой в Екатеринбурге или передать ей трубку он отказался.
«Технически побег вполне возможен. Так, например, в Москве были нередки случаи, когда выяснялось, что браслеты, устанавливаемые там, не обладали необходимой технической начинкой. Позже это стало одном из фактов, вмененных в вину Реймеру . А кроме того, СМИ постоянно будоражат сообщения о двойниках таких арестантов. Если есть слухи, их нужно проверять. Например, при помощи дактилоскопии», – считает бывший следователь прокуратуры, а ныне член Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Дмитрий Рожин.
Фото из социальных сетей
© Олег Орлов
Вы можете поделиться новостью в соцсетях