«Снести ступы – это как пролить кровь Будды»

Земля. Суд. Переезд. Снос. Как монастырь на горе Качканар стал эпицентром конфликта

Вторую неделю в Свердловской области не угасает скандал вокруг буддистского монастыря «Шад Тчуп Линг», который по решению суда должны снести уже этой весной. В деле множество сторон, у каждого своя позиция: департамент лесного хозяйства вынужден защищать федеральные леса, Качканарский ГОК – разрабатывать карьер, чтобы спасти свое предприятие, приставы – выполнять решения суда, а буддисты – терпеливо ждать, надеясь, что решения чиновников не будут исполнены. За несколько дней история успела обрасти множеством эмоциональных подробностей. «УралПолит.Ru» разобрался, как буддийские ступы стали причиной сложного и затяжного конфликта и почему российские буддисты не спешат поддержать уральскую общину. Подробности – в нашем материале.

Земля

Постройки буддистской общины, возводимые на горе Качканар с 1995 года, должны быть снесены до 1 марта 2016 года. На днях с таким заявлением выступили судебные приставы Свердловской области. Суд, принявший решение в пользу Департамента лесного хозяйства, состоялся еще в 2014 году, все это время община не выполняла требования по исполнительным документам, поэтому приставам пришлось выступить с последним предупреждением.

Буддисты с таким решением категорически не согласны. Мини-поселение на горе Качканар 20 лет назад организовал бывший спецназовец КГБ Михаил Санников, которого теперь называют Лама Докшит. Как рассказывает представитель общины Василь Абузаров, учитель получил указания от своего учителя с подробным описанием необходимой местности, нашел такое место на горе, поставил там первое жилище и пошел узнавать, как оформить землю в собственность.

«В 2000 году образовалась община, мы зарегистрировали организацию и направили обращение, чтобы оформить все в правовом поле. Мы получили ответ из департамента природных ресурсов, что наш участок на 200–300 метров в стороне от границы контура запасов. Мы спокойно продолжили строительство и оформление документов. Из лесничества нам ответили, что участок на каменистых россыпях, то есть леса нет, это просто камни. Следующий наш шаг – получить разрешение у местной администрации, что они не против. Они почему-то запросили разрешение у ГОКа, хотя мы считаем, что основания для этого не было. ГОК ответил, что, оказывается, наш участочек находится в непосредственной близости (30–50 метров) от контура запасов. Это был 2002 год. Администрация нам отказала», – рассказал Василь Абузаров.

С тех пор община никак не могла договориться о получении всех документов ни с администрацией, ни с «Евразом». При этом Качканарский ГОК всегда аргументировал необходимость переезда буддистов разработками Собственно-Качканарского месторождения титаномагнетитовых руд. Как рассказали в пресс-службе предприятия, в 20102011 годах границы карьера после доразведки были расширены (видимо, тогда они и приблизились к буддистскому храму на небезопасное расстояние). Согласно доразведке, запасы месторождения составляют 8,2 млрд тонн руды, чего хватит на 140 лет работы. На ГОКе также активно апеллируют к положению предприятия и города: «Качканар – классический моногород. Из 45 тысяч жителей около 10 тысяч зависят от работы ГОКа: 4 тысячи сотрудников самого комбината, остальные работают в «дочках» и аффилированных структурах, порядка 10 тысяч составляют пенсионеры». Стоит отметить, что сейчас на предприятии активно ведутся переговоры об антикризисных мерах, среди которых рассматриваются массовые сокращения или переход на неполную рабочую неделю.

Суд

История с выселением буддистов началась в 2011 году, когда Департамент лесного хозяйства и прокуратура Качканара по просьбе «Евраз КГОК» организовали проверку в районе горы и обнаружили «самовольное занятие лесного участка». В 2012 году департамент подал иск в отношении интересов Российской Федерации об освобождении участка, в 2013 году суд выиграл, но после решения суда община ликвидировала свою религиозную организацию как юридическое лицо. Как объяснил Василь Абузаров, решение было принято из-за того, что у буддистов нет ресурсов заниматься юридическими вопросами. Департамент не сдался и подал иск уже в отношении руководителя общины Михаила Санникова, который выиграл в 2014 году и по которому буддисты должны уехать с горы, а постройки будут снесены, чтобы вернуть горе первоначальный вид, рассказал заместитель директора департамента лесного хозяйства Свердловской области Алексей Пажетнов. На вопрос, почему больше 15 лет никто этого не замечал, чиновник отметил, что сначала постройки считали временными, а забеспокоились только тогда, когда они стали капитальными и начали расти с каждым годом.

В 2012 году община написала письмо президенту, его администрация перенаправила жалобу обратно в область, и в 2014 году состоялся круглый стол с вице-премьером Яковом Силиным, на котором департаменту было настоятельно рекомендовано найти буддистам другой участок. «Мы подобрали участок. Санников и глава Качканара ездили на место, на гору Мохнатка, оно было одобрено. В конце года мы зарегистрировали договор аренды и Михаилу его вручили. Все, что было обещано, мы выполнили перед всеми сторонами», – заявил Пажетнов.

Переезд

Как рассказала начальник отдела организации исполнительного производства УФССП России по Свердловской области Кристина Кашина, должника (то есть Михаила Санникова) неоднократно предупреждали о необходимости выполнить решение суда и съехать с участка на горе. Теперь, когда у общины официально есть новая земля, вопрос формально стоит только о переезде. Буддисты уже заявили, что самостоятельно не справятся, потому что дорога до соседней вершины пролегает через чащу. «Евраз» согласен оказать общине помощь в переезде, «если поступит соответствующее обращение».

Сейчас община, по словам Абузарова, готовит специальный список необходимого для жизни на горе Мохнатка. «У нас на этом месте есть искусственный водоем, там ничего этого нет, там жить невозможно. Мы планируем составить перечень согласно договоренности того, что нам необходимо. Никто яхты, виллы не заказывает. Нам нужна вода, дорога до туда», – отметил представитель общины. «Евраз» дал буддистам две недели на подготовку бумаги, пока она не готова, так как это «комплексный документ».

По его словам, буддисты уже готовят документ в суд с просьбой отсрочить переезд, потому что до 1 марта выехать в лес у них «физически не получится». При этом, судя по позиции Василя Абузарова, община верит в устные договоренности, которые у них когда-то были с мэрией, представителями предприятия и другими лицами, и считают их едва ли не сильнее закона.

Мохнатку буддисты получили в пользование на 49 лет для религиозной деятельности, но даже там они не смогут сразу строиться. По словам Пажетнова, община должна разработать проект строения, сдать его в лесной департамент на экспертизу, если она будет положительной, то буддистам дадут право возводить там сооружения. Решение принимается в течение 30 дней после подачи документов.

Снос

В зависимости от того, дадут буддистам отсрочку или нет, приставы должны будут объявить конкурс на работы по сносу незаконных строений на горе. Сносить будут все, включая культовые постройки, так как у чиновников есть задача «привести участок в первоначальный вид». Выигравшая организация будет подниматься в гору либо пешком, либо на вертолете. Разбирать строения скорее всего будут руками, но пока никакой сметы у приставов нет.

При этом в общине искренне не верят, что их буддистские ступы могут снести. Буддисты считают, что ГОК «когда-то закончится, и мы вернемся и будем на этом месте продолжать развивать учение буддизма на территории Урала». Община уверена, что Качканарский ГОК не начнет разработку карьера ни сейчас, ни позже, так как, несмотря на обещания, нигде до сих пор нет проекта разработки. На предприятии отметили, что такой проект готовится.

Среди защитников общины и монастыря звучали предложения действовать по закону «О защите прав верующих», ведь буддизм – одна из крупнейших мировых религий. Однако сами буддисты в различных интервью называют свою конфессию не религией, а скорее учением.

На Мохнатке община согласна строить максимум жилье для 7–11 постоянных членов общины, но никаких религиозных построек там не будет. «Наша община хотела бы оставить строения, которые уже есть, включая культовые ступы, которые нельзя ни переносить, ни сносить», – отметил Василь. По вере общины, тех, кто поднимет руку на религиозные постройки, ждет наказание: «Мы будем принимать все меры, отговаривать [от сноса]. Если снесут, это будут проблемы у тех, кто снесет. Это равноценно пролитию крови Будды. Просветленное существо, ни в коем случае не бог, человек, который просветлен, живет только для блага других существ, чтобы помогать нам всем, и пролить его кровь... Последствия будут». В любом случае в рамках своего учения буддисты готовы ждать: «Уже восемь директоров ГОКа сменились, а Санников – нет. Терпения у нас точно хватит».

При этом представители федеральной буддистской общины рассказывают, что каждому местному ламе нужно получить разрешение высокого ламы на постройку ступы. Есть ли у Михаила Санникова такое разрешение – неизвестно. Собеседник «УралПолит.Ru», знакомый с ходом конфликта, рассказывает, что в январе 2013 на публичной лекции в Екатеринбурге на вопрос, знает ли он ламу Мишу из Качканара и что может сказать о его деятельности, лама Оле сказал, что с ламой Мишей он не знаком и буддисты традиции Карма Кагью к нему отношения не имеют.

Ольга Балюк  

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях