Одной из главных интриг прошлого года, да и начала текущего была история с акциями аэропорта «Кольцово», которые находятся в собственности областного правительства. Сначала их тайно чуть не продал экс-гендиректор КРСУ, но поднялся скандал: глава корпорации бросился в бега, заксобрание и правительство области несколько месяцев забрасывали друг-друга обвинениями и заявлениями и даже генпрокуратура начала расследование этой истории. Потом часть акций все же продали, и даже деньги за них, пусть и не сразу, но в бюджет получили. Казалось бы: можно успокоиться. Но, как оказалось это не так: условием продажи акций были гарантии реализации инвестпроекта на 5 миллиардов рублей в 2015 году. Но все меняется. Подробности — в материале «УралПолит.Ru».
Одной из главных интриг прошлого года, да и начала текущего была история с акциями аэропорта «Кольцово», которые находятся в собственности областного правительства. Сначала их тайно чуть не продал экс-гендиректор КРСУ, но поднялся скандал: глава корпорации бросился в бега, заксобрание и правительство области несколько месяцев забрасывали друг-друга обвинениями и заявлениями и даже генпрокуратура начала расследование этой истории. Потом часть акций все же продали, и даже деньги за них, пусть и не сразу, но в бюджет получили. Казалось бы: можно успокоиться. Но, как оказалось это не так: условием продажи акций были гарантии реализации инвестпроекта на 5 миллиардов рублей в 2015 году. Но все меняется. Подробности — в материале «УралПолит.Ru».
О том, что сейчас происходит с аэропортом, в правительстве стараются лишний раз не вспоминать. Никто не понимает, что делать в сложившейся ситуации и пока идет поиск решения, все молчат. Сама тема всплыла случайно: на прошлой неделе на промышленном комитете заксобрания, после оживленной дискуссия, депутаты, расслабившись, между делом поинтересовались у замглавы министерства инвестиций Дмитрия Нисковских: пришли ли деньги на развитие аэропорта «Кольцово», которые инвесторы по условиям заключенного ранее соглашения должны были предоставить до 1 июня. Тот не смог дать вразумительного ответа: «Мы ведем юридическую переписку», - сообщил замминистра.
С этого момента тема сразу стала переходить в политическую плоскость: ее начал раскручивать депутат Андрей Альшевских.«Сейчас я планирую писать запрос на имя председателя правительства. Я не исключаю, что этих денег мы так и не увидим. Я помню, как обсуждение сделки велось в заксобрании, как нас убеждали. Я не исключаю, что сделка изначально совершалась лишь с целью передачи акций конкретному лицу, и что так в конечном счете и может получиться, если не заострять на ней внимание», - пояснил Андрей Альшевских корреспонденту «УралПолит.Ru».
В распоряжении редакции «УралПолит.Ru» оказалось письмо Дениса Паслера, направленное в свое время депутату Денису Носкову, в котором упоминается суть дополнительного соглашения с ОАО «Аэропорты Регионов». В данном документе подтверждается главное: инвесторы брали на себя определенные обязательства. Речь шла о том, что в 2015 году компания проведет допэмиссию акций аэропорта на 5 миллиардов рублей и эти средства пойдут как раз на реализацию инвестиционной программы. К слову, угроза допэмиссии была как раз и одним из факторов, решивших в конце прошлого года дело в пользу продажи акций правительства.
Тем не менее, допэмиссии сейчас не будет — она откладывается на неопределенный срок: «Допэмиссия не является самоцелью или панацеей. Она фигурировала как инструмент, гарантирующий, что инвестиции будут происходить в аэропорт Кольцово. Она обеспечивала гарантию, что в результате продажи пакета акций мы сможем завести деньги внутрь, чтобы использовать их в дальнейшем. Потому что была реальной ситуация, что пакет покупает кто-то другой и после этого начинает блокировать принятие решений, связанных с дальнейшими инвестициями», - сообщил корреспонденту «УралПолит.Ru» директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты Регионов» Евгений Красиков
При этом отметил немаловажный факт: причина не только и не столько в решениях инвесторов. Вопрос во многом зависел от Центробанка — именно он согласует вопрос эмиссии ценных бумаг. Но там дело затянули, что в условиях экономического спада и привело к необходимости искать теперь новые решения.
«Эмиссия изначально не состоялась не по нашей инициативе. Ценробанк, выступающий в качестве основного регулятора на рынке, отказал нам в ее проведении. Теперь мы вынуждены пересматривать планы и считаем, что это не очень актуальная задача. Мы купили пакет и обладаем необходимым количеством голосов, чтобы принимать решения. У нас нет риска, что инвестпрограмма будет блокирована. В соглашении с областью написано, что сумма инвестиций в 6 миллиардов зафиксирована, но там говориться, что все инвестиции реализуются на принципах экономической целесообразности, то есть если в них есть необходимость. Когда это было год назад, необходимость виделась», - пояснил Евгений Красиков.
Стоит отметить, что гендиректор КРСУ Дмитрий Попов, его корпорация отвечает за инвестпроект со стороны области, согласны с позицией УК «Аэропорты регионов»: «Речь, ведь, шла о допэмиссии. Процедура это сложная. Требует регистрации, согласований — возникли ряд сложностей. В результате мы немного выбились из сроков утвержденного инвестплана. Сейчас этот вопрос обсуждается. Итоги этих обсуждений будут озвучены позже», - сообщил корреспонденту «УралПолит.Ru» Дмитрий Попов.
При этом Евгений Красиков подчеркивает: сложившаяся ситуация вовсе не означает сворачивание программы развития аэропорта. Меняются лишь отдельные условия ее реализации: «Речь идет не о реконструкции аэропорта, а о его дальнейшем развитии в случае, если будет расти пассажиропоток. На тот момент, когда программа создавалась, был понятный прогноз, но год назад ситуация кардинально отличалась от нынешней. Сегодня мы можем фиксировать не только то, что роста нет, но что происходит откат пассажиропотока, мы откатываемся почти на три года назад», - рассказал Евгений Красиков корреспонденту «УралПолит.Ru».
По Указу президента аэропорт должен привлечь инвестиции в размере 30 миллиардов рублей до 2030 года, при этом уже привлечено 19 миллиардов, из них 12 миллиардов частных инвестиций, уточняет эксперт.
Во время скандала 2014 года одним из депутатов, поднимавших шум вокруг пропажи акций был Денис Носков. С тех пор он вошел в наблюдательный совет КРСУ — у него и попытались выяснить, что же в действительности происходит сейчас. В этом году он резко поменял позицию: «Я слышу, что развиваются сейчас слухи, что опять деньги потерялись. Считаю, что это преждевременно: у меня есть ответ председателя правительства — там эти инвестиции расписаны на несколько лет вперед — еще попросту не пришло время проверять. Конечно, я вхожу в наблюдательный совет КРСУ и мы будем спрашивать и смотреть, что происходит, следить, чтобы условия сделки исполнялись. Но считаю, что сейчас идет происходящее сейчас — это просто попытка отдельных лиц пропиариться на этой теме, путем раздувания из мухи слона», - озвучил корреспонденту «УралПолит.Ru» позицию заксобрания по сегодняшней ситуации Денис Носков.
Напомним, история инвестпроекта «Кольцово» на 1 миллиард долларов и принадлежащих правительству акций аэропорта тянется уже несколько лет. В 2011 году, когда губернатором области был Александр Мишарин, регион получил из федеральной казны в собственность 34,56% акций аэропорта для привлечения правительством региона инвестиций на развитие «Кольцово». В октябре следующего года кабмин утвердил схему продажи пакета основным собственникам аэропорта под гарантию привлечения инвестиций через «Корпорация развития Среднего Урала». В конце 2012 года Александр Мишарин попал в аварию, о сделке долго ничего не было слышно, пока в 2014 году не появилась информация о том, что гендиректор КРСУ Сергей Филиппов тайно продал акции двум компаниям. Сделку едва успели отменить, самим фактом заинтересовалась генпрокуратура, а глава корпорации в итоги бросился в бега. Историю обсуждали весь год, в том числе и долго искали сами акции — те едва не потерялись на счетах одной из финансовых структур.
© Игорь Чукреев
Вы можете поделиться новостью в соцсетях