О том, каким станет среднестатистический уралец и что волновало парламентариев на последнем заседании сессии – в материале «УралПолит.Ru»
Свердловская область входит в новый год с новым главным документом – это не бюджет, это основополагающая стратегия, в соответствии с которой регион должен жить до 2030 года. Документ уже был одобрен чиновниками и губернатором, последнее слово осталось за депутатами. В стратегии, которая может обойтись региону в 4 триллиона рублей, народные избранники, как им и положено, были не всем довольны и нашли противоречия и недоработки. О том, каким станет среднестатистический уралец и что волновало парламентариев на последнем заседании сессии – в материале «УралПолит.Ru».
Стратегию-2030 – ключевой документ, который на ближайшие 15 лет станет для Свердловской области даже важнее бюджета – депутатам представил министр экономики региона Дмитрий Ноженко. Документ, по словам главы ведомства, принципиально отличается от многочисленных уже разработанных и принятых отраслевых стратегий. В этот раз он строится на приоритетных направлениях, «позволяющих справиться с вызовами, стоящими перед областью».
Три направления – новое качество жизни, новая индустриализации, территория для бизнеса и жизни – уже ранее были презентованы на заседании правительства и на совещании у губернатора, где были подробно рассмотрены и одобрены. Парламентарии также рассматривали документ на комитетах. Сегодня министр специально для депутатов напомнил некоторые основные показатели и цели стратегии.
Основой для стратегии стал третий (базовый) сценарий плана социально-экономического развития до 2030 года. По этому варианту предполагается увеличение доли обрабатывающих производств, наукоемких видов услуг, доли машиностроения, химического комплекса и ежегодный рост ВРП. По стратегии Свердловская область за 15 лет должна стать привлекательной для глобальной экономики, конкурентоспособной территорией. Развитию инноваций должно способствовать создание Уральского технополиса (на базе УрФУ), а также регион должен войти в пятерку субъектов России по инвестиционной привлекательности.
В центре всей стратегии стоит человек, жизнь которого должна год от года только улучшаться. «Житель Свердловской области в 2030 году – это здоровый, образованный, мотивированный на создание семьи человек. Средняя продолжительность жизни должна увеличиться на 11 % – до 77 лет за счет снижения смертности от болезней системы кровообращения и новообразований. Рост реальных доходов населения должен составить 32 %, а зарплата увеличится в два раза», – заявил Дмитрий Ноженко.
Для составления стратегии эксперты проанализировали опыт 2007–2014 годов, в том числе кризисного периода. За основу был взят экономический прогноз России, где есть прогноз b по мировым странам. «При формировании данного законопроекта был жаркий диалог по показателям. Это выстраданный документ, он является компиляцией многих документов», – рассказал министр. В дальнейшем, по словам спикера заксобрания Людмилы Бабушкиной, стратегия станет основой для формирования областных бюджетов, еще не приняв, ее использовали для определения доходов и расходов региональной казны на 2016 год.
Несмотря на объяснения и многочисленные обсуждения на комитетах, у депутатов по-прежнему оставались вопросы к стратегии. Анатолий Павлов, в частности, посчитал, что некоторые цели из документа просто невыполнимы: «За счет чего машиностроение должно встать на ноги и пойти вперед? Станкостроения у нас нет и не предвидится». На это Ноженко ответил, что «можно было принять первый вариант прогноза и сидеть ничего не делать». «Но чтобы стоять на месте, надо очень быстро бежать», – философски заметил министр.
Многих депутатов интересовали достаточно узкие вопросы и то, как на их решении отразится принятие стратегии. Сергей Семеновых спросил о доступности дорог с твердым покрытием между муниципальными центрами, Андрей Альшевских – о газификации и пробках в Екатеринбурге, Олег Исаков – про закон о лоббизме для поддержки предпринимателей. На все вопросы министр экономики ответил по-разному, например, что все населенные пункты области никогда не газифицируют, но суть в том, что стратегия – это базовый документ, по которому будут разрабатываться конкретные планы и задачи. Работа над ними уже идет, и в январе планируется начать публичное обсуждение. «План мероприятий должен быть утвержден в первом квартале 2016 года правительством области, затем будут откорректированы госпрограммы. Стратегия краткая, она показывает только цели, план мероприятий будет емким документом», – отметил Ноженко.
Такое положение вещей не устроило депутата Андрея Альшевских. Он попросил правительство немедленно предоставить те наработки по подробным планам, которые есть у чиновников, даже если они не до конца готовы. «Стратегию принимать надо, но контроль снимать нельзя, надо предложить правительству не ждать полный пакет плана мероприятий. У вас там уже написано, что понадобится 4 триллиона рублей. Куда они пойдут, такие деньги? Если у вас мероприятия не прописаны, а циферки уже прописаны, значит, вы или деньги с потолка взяли, или у вас есть план, просто вы стесняетесь его показать», – заявил парламентарий.
По мнению депутата Олега Исакова, даже те показатели, которые известны, говорят о том, что большинство вопросов, поставленных в стратегии, нельзя будет решить без вмешательства федеральных чиновников. Черту под спорами подвел содокладчик Владимир Терешков, который заявил, что документ разрабатывался с апреля 2015 года, и каждый депутат мог принять участие в этой работе, но заинтересовались только четыре человека – члены бюджетного комитета.
«Разработчикам документа удалось не свалиться в очередной промфинплан, а определить долгосрочную политику, где будет ежегодный план мероприятий по реализации. Ежегодно до 1 июля мы [депутаты] со Счетной палатой сможем анализировать ход исполнения стратегии», – отметил Терешков.
В результате депутаты проголосовали за стратегию. В третьем чтении 33 были за, четверо – против, двое воздержались.
Ольга Балюк
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях