КРСУ умерла ради «Нового уровня жизни уральцев»

В истории с ликвидацией Корпорации развития Среднего Урала оказалось несколько интересных вопросов

С наследием Александра Мишарина предстоит разбираться Евгению Куйвашеву.

У каждого из Свердловских губернаторов была своя «корпорация развития». У Эдуарда Росселя – Монетный щебеночный карьер, использовавший новаторскую технологию перевозки щебня дорогими спорт-карами и его хранения в московских квартирах. У Александра Мишарина – «Корпорация развития Среднего Урала», через которую в неизвестном направлении были слиты, как теперь уже докладывают генпрокурору Юрию Чайке, пять с лишним миллиардов рублей. Скорая кончина структуры предрешена, вопрос в другом: что будет дальше. Ответ - на «УралПолит.Ru».

Уже неделю в Свердловской области бушует скандал, начавшийся после визита в регион сопредседателя ОНФ Александра Бречалова и связанный с представленным ему докладом о деятельности региональной «черной дыры» – Корпорации развития Среднего Урала, через которую в неизвестном направлении исчезло пять с лишним миллиардов бюджетных денег. Новость вызвала у московского гостя заметное негодование – тот сразу же заявил, что берет это дело под личный контроль и напишет заявление в генпрокуратуру. И написал. «Такие факты обязаны получать широкую огласку, и разбирательство должно быть проведено. Контроль за госзакупками напрямую относится к исполнению указов президента России, а в данном случае факт невыполнения налицо», – прокомментирует он позже данную ситуацию РИА «ФедералПресс». Далее события развивались стремительно: за неделю в компании полностью сменился состав совета директоров, после чего негласно было объявлено о ее скорой ликвидации.

В Свердловской области новость встретили достаточно сдержанно. «О необходимости роспуска КРСУ мы говорили давно. Но Евгений Куйвашев пока ограничивался полумерой: с момента своего назначения он лишь остановил финансирование, что позволило избежать новых расходов. А вот с тем, что произошло с уже вложенным, надо разбираться, и ответ, что во всем виноват бывший гендиректор Филиппов, никого не устраивает. Не вижу никакого смысла в существовании КРСУ, и у нынешнего руководства области нет никакого желания его сохранять, наоборот: есть прекрасный повод показать свою готовность бороться с растратами», – рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» депутат Дмитрий Ионин. «С КРСУ разобраться надо было давно, больше ничего не могу сказать на эту тему», – ответил председатель финансового комитета Владимир Терешкова.

Корпорации развития Среднего Урала хорошо удавалось казаться, но не получилось быть

Тут есть одна странность. Казалось бы: такой повод громить правдой нерадивых чиновников и зарабатывать политические очки. Однако, как это ни странно, вот желания-то громить как раз ни у кого и не возникает. Особенно в этой части показателен комментарий Владимира Терешкова. Осторожность демонстрируют и его коллеги. Складывается впечатление, что депутаты сейчас стараются не говорить на эту тему.

«Тема КРСУ сейчас воспринимается, как болезненная точка для губернатора. И депутаты просто не хотят, чтобы их фамилии «светились» в этом контексте. Мало ли – это с одной стороны. С другой: это ведь только на словах у нас депутаты и бизнес живут отдельно – на самом деле у многих есть самые различные интересы, по которым им еще дружить и дружить с министрами, которые входили в состав совета директоров КРСУ. И это тем более причина не комментировать ничего – чтобы никого не обидеть, многим просто неудобно критиковать министров», – негласно объяснил корреспонденту один из собеседников такую вот осторожность.

Пока корпорацию не хоронят - лишь намекают на это. «Неправильным в КРСУ было то, что в совет директоров входили министры, а теперь замминистры, то есть такие же должностные лица. Налицо конфликт интересов. Нужна ли корпорация? Именно эта – нет. Но нужна структура, которая бы зарабатывала деньги для бюджета. И тогда все вопросы отпали бы: если по итогам года компания приносит прибыль в, скажем, 10 миллиардов – она нужна, а если только убытки – значит нет. А для этого необходима прозрачность: публикация отчетов, общественные обсуждения проектов, общественный и депутатский надзор и так далее», – обрисовал ситуацию в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» глава фракции ЛДПР в заксобрании Денис Носов. С ним в целом согласен представитель ОНФ: «Институты развития нужны – иначе у правительства просто нет институтов для инвестирования средств в экономику. И такие институты создаются и работают в каждом регионе. Другой вопрос, что необходимо усиливать парламентский и общественный контроль за данными институтами. В том числе вводить и практику публичного обсуждения проектов, обязательно массового объяснения важности и механизма получения прибыли. В конце концов, если люди действительно собираются делать что-то на благо области, людей – такие люди всегда открыты и испытывают желание говорить о своих проектах, а когда начинается замалчивание – появляются вопросы. И мне кажется, губернатор сейчас зря дистанцируется от ситуации – самое время создавать рабочие группы по расследованию деятельности КРСУ, инициировать новые проверки и вообще сделать все, чтобы показать реальную борьбу с коррупцией. В том числе и с тем, чтобы после победы с этим опытом потом создавать уже полностью прозрачный и открытый институт развития региона», – уверен депутат Евгений Артюх.

Сейчас даже логотип КРСУ намекает: деньги уходили неизвестно куда

За этими разговорами нужно помнить о том, что сейчас занимает пост гендиректора КРСУ. Именно с момента назначения Игоря Визгина появились первые слухи о готовящейся ликвидации компании, намеченной на осень. Сам он, правда, такую версию развития событий отрицал: «Я всегда, где бы ни работал, получал годовые бонусы за прибыль, полученную компанией», – заверил он корреспондента «УралПолит.Ru» во время беседы на эту тему, намекая, вероятно, что получит и бонус за 2014 год. И тем не менее: осень наступила и корпорация ликвидируется, и уже в общих чертах видно, что придет ей на смену.

В неофициальных разговорах депутаты оказались более словоохотливы. «Что такое ликвидировать КРСУ? Это означает, что тут же нужно создавать новое. Не существует других механизмов инвестирования в долгосрочные проекты. Значит, вскоре появится что-то другое: «Инвестиционное агентство» или «Агентство развития Урала» или вот, покрасивее: «Институт будущего Урала», – поделился соображениями один из депутатов. И тут в истории ликвидации КРСУ неожиданно возникла новая сторона: а ведь, в Свердловской области скоро уже год как создается подобный институт, причем с похожим в общем-то названием – речь идет о проекте «новое качество жизни уральцев». Да, пока это только концепция, но очевидно, что для ее реализации потребуется финансирование, причем огромное, и структура, через которую проект будет реализовываться. 

Какой она будет, до сих пор непонятно, но полтора года назад, выступая на расширенном заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей майских Указов Президента РФ, Евгений Куйвашев сделал описал ее глобально: «Нам не нужна просто «ещё одна программа», рожденная в кабинетах чиновников. Нам нужен комплексный, масштабный, научно обоснованный и экономически выверенный документ, руководствуясь которым мы будем добиваться реального повышения качества жизни людей на всей территории Свердловской области. <…> Результатом нашей общей работы должна быть удовлетворенность населения качеством жизни, чтобы каждый житель области мог сказать: «Мне нравится здесь жить! Я никуда отсюда не уеду!».

Главное, чтобы не вышло как у Александра Мишарина, чья идея решить транспортную проблему обернулась проектом «Кокаиновые дороги Единой России», который ему припоминают до сих пор.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров