«УралПолит.Ru» и Институт стратегических коммуникаций и социальных проектов сделали то, на что не решились авторы реформы
Внедрение новой схемы движения общественного транспорта в Екатеринбурге остается ключевой и самой острой темой городской общественной дискуссии. Через пять месяцев в столице Урала будет ликвидировано более сотни привычных маршрутов, которые соединяют разные части города. В качестве альтернативы разработчики предлагают создать более короткие маршруты, предполагающие пересадки. Работа над изменениями в системе движения транспорта, которые, без сомнения, коснутся каждого горожанина, велась с 2015 года. Однако до сих пор ни авторы проекта, ни администрация Екатеринбурга не принимали во внимание мнение жителей уральской столицы. Учитывая масштабную дискуссию, которая развернулась вокруг предполагаемой концепции работы общественного транспорта, «УралПолит.Ru» совместно с Институтом стратегических коммуникаций и социальных проектов провели масштабное исследование мнения жителей города о текущей работе общественного транспорта и предлагаемых изменениях. О том, готовы ли екатеринбуржцы к радикальным изменениям привычной транспортной системы – в нашем материале.
1 июля жители Екатеринбурга проснутся в новых реалиях городской жизни. Привычная схема движения всего общественного транспорта, формировавшаяся десятилетиями, перестанет существовать. По инициативе администрации Екатеринбурга (формально заказчиком проекта стало муниципальное предприятие «Трамвайно-троллейбусное управление») фонд «Город.PRO» разработал новую схему движения общественного транспорта. Работа над проектом заняла порядка девяти месяцев, после чего он был представлен на стенде Екатеринбурга в рамках международной выставки «Иннопром-2016». Авторы проекта оптимизации маршрутной сети поясняют, что новая схема движения позволит обеспечить доступность транспортной сети для горожан с минимальными затратами.
Ее суть проста: с улиц уральской столицы исчезнут 87 существующих автобусных маршрутов (вместо них будет внедрено 45 новых). Также планируется отменить 18 из 30 трамвайных и 8 из 19 троллейбусных маршрутов. Реформа в первую очередь направлена на борьбу с избыточными маршрутами: транспорта в городе станет меньше, однако изменится сама маршрутная сеть и частота движения. За счет этого, по мнению городских властей, екатеринбуржцы смогут добираться из пункта «А» в пункт «Б» быстрее, хоть и с пересадками. «Интуитивно кажется, что прямой маршрут от вашего дома до места, куда вам нужно, довезет вас быстрее всего, но это не всегда так. Сеть очень частых маршрутов, даже если она требует пересадок, позволяет доезжать до нужных мест быстрее, чем низкочастотный прямой маршрут», – убеждены разработчики концепции.
Этап создания концепции новых транспортных маршрутов завершен: администрация Екатеринбурга приступила к ее внедрению. На прошлой неделе было опубликовано постановление главы администрации города Александра Якоба, в котором были перечислены все отмененные маршруты и представлена новая схема движения автобусов. Обновленную схему движения трамваев и троллейбусов чиновники обещают опубликовать чуть позже. Постановление произвело эффект разорвавшейся бомбы, особенно среди пользователей интернета. Согласно схеме, добраться до центра города без пересадок не удастся даже жителям относительно близких к нему районов Екатеринбурга. Кроме того, в некоторых микрорайонах единственным видом общественного транспорта останется трамвай. Руководство города в неофициальных разговорах признает, что недовольство горожан изначально было вполне ожидаемо, однако замеры общественного мнения на старте реализации проекта не проводились.
После публикации первого постановления мэрии «УралПолит.Ru» совместно с Институтом стратегических коммуникаций и социальных проектов изучил мнение жителей Екатеринбурга о готовящейся реформе. Опрос проводился 14–15 января методом личного интервью на улицах Екатеринбурга и в городском общественном транспорте. Исследование охватило все семь административных районов города, для его проведения использовалась квотная выборка по возрастным группам, всего было опрошено 856 человек в возрасте от 18 лет, что в соответствии со стандартами опросов делает исследование репрезентативным. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе. Уровень погрешности составил 1,6 %, уровень доверия – 99 %.
Респондентам предлагалось ответить на шесть вопросов:
- Какую оценку вы поставите работе городского общественного транспорта?
- Устраивает ли вас нынешняя схема маршрутов городского общественного транспорта?
- Слышали ли вы о том, что в Екатеринбурге готовятся изменения в работе городского пассажирского транспорта, новая схема движения транспорта?
- Откуда, из каких источников информации вы знаете об этой реформе?
- Изучили ли вы предлагаемую новую схему движения общественного транспорта, имеете ли представление о том, что изменится в вашей жизни с ее внедрением?
- Поддерживаете ли вы инициативу о разработке и внедрении новой схемы маршрутов и движения городского общественного транспорта?
Примечательно, что в целом жители Екатеринбурга оценивают действующую систему маршрутов позитивно. Так, оценку «удовлетворительно» поставили 45,6 % опрошенных, «хорошо» работу транспортников оценила треть респондентов – 33,6 %. Категорически недовольны работой общественного транспорта 11,7 % опрошенных.
Больше всего недовольных работой общественного транспорта среди старшего поколения – группа респондентов в возрасте 60 лет и старше: 16 % опрошенных поставили оценку «неудовлетворительно». При этом наименьшее количество респондентов этой группы оценили работу транспорта на отлично – лишь 3,3 %. В среднем почти половина опрошенных во всех возрастных группах оценивает работу городского транспорта удовлетворительно.
Большая часть участников опроса подтвердили, что действующая схема маршрутов устраивает их в полном объеме – 45,4 %. Еще треть респондентов признались, что существующие маршруты лишь частично удовлетворяют их потребности – 39,8 %. Категорически недовольны существующими маршрутами 8,6 % горожан, еще 6,2 % затруднились ответить на вопрос.
Обсуждение новой схемы маршрутов с разной степенью интенсивности ведется с лета 2016 года – с того момента, как ее проект был представлен на выставке «Иннопром». Тем не менее активное обсуждение началось уже в новом году, после публикации постановления администрации об отмене маршрутов. Большинство респондентов признались, что о предстоящей реформе узнали из СМИ – 57,9 %, на втором месте среди источников информации о грядущих изменениях – слухи и разговоры – 20,7 %. Благодаря социальным сетям, где в последние дни разворачиваются настоящие баталии, о грядущих преобразованиях узнали лишь 20,4 % опрошенных.
Согласно данным опроса, почти четверть жителей Екатеринбурга вообще не слышали о готовящихся глобальных изменениях. Примечательно, что в контракте на проектирование новой схемы маршрутов как одно из требований было прописано широкое информирование горожан и грядущих изменениях. Из тех жителей Екатеринбурга, кому известно о грядущей реформе транспортной системы (73,8 %), подробно ознакомились со схемой предложенных маршрутов 14,2 % опрошенных, а 39,5 % вообще не вникали в суть предложений, 41,9 % изучили схему частично.
При этом почти половина горожан признались, что не поддерживают предлагаемые изменения транспортной схемы – 45,3 %, тогда как за нововведения высказались 31,6 %. Больше всего противников предложенных изменений в возрастной группе 18–24 лет – 51,9 % и 50–59 лет – 51,5 %. Больше всего сторонников в группе 60 лет и старше – 37,8 %.
Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод, что в большинстве своем жителей Екатеринбурга устраивает действующая система маршрутов общественного транспорта. Подавляющее большинство горожан знают о предложенной реформе, частично знакомы с новыми маршрутами, но не готовы поддержать столь революционные изменения.
Редакция «УралПолит.Ru» направит полные результаты исследования в администрацию губернатора Свердловской области и администрацию города Екатеринбурга.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях