Е2 – Е4: Тунгусов начал долгоиграющую партию в гордуме за контроль над бюджетом

На кону: миллиарды рублей, земля в центре города и реформа МСУ

Сегодня в гордуме депутаты реализовали свое желание «посмотреть в глаза кандидатам в члены счетной палаты». Рядовому, в общем-то, событию при этом предшествовал целый ворох двусмысленных вопросов, говорящих о хитрой игре, начатой в «сером доме».

Сегодня в гордуме депутаты реализовали свое желание «посмотреть в глаза кандидатам в члены счетной палаты». Рядовому, в общем-то, событию при этом предшествовал целый ворох двусмысленных вопросов, говорящих о хитрой игре, начатой в «сером доме». Снова поминали землю и губернатора, намекали на референдум по МСУ. Кроме того, неожиданно обсудили самые интимные вещи: подробности начисления зарплат чиновникам в мэрии и женские тайны одной из кандидаток. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

На сегодняшнем заседании комиссии по местному самоуправлению, самой многочисленной в гордуме, было немало знаковых моментов. Во-первых: пришли все, состоящие в ней депутаты, что случается нечасто. Да еще и Евгений Ройзман пришел. Ждали, что и «серый кардинал» Владимир Георгиевич явится, но вот он как раз так и не появился. Зато глава финдепартамента Андрей Корюков, до сих пор приходивший на заседания думы лишь в крайнем случае, в этот раз сидел, комментировал, а один раз даже встал со зрительского места и накричал на депутатов. Наконец, сама повестка как бы намекала, что все не просто.

Прежде чем приступить к самому интересному, важному вопросу, от которого зависит жизнь Екатеринбурга на ближайшие годы и, что еще важнее, принятие бюджета на следующий год, депутаты рассмотрели еще четыре. Начали с концепции развития ЦПКиО. Повторимся, речь идет о комиссии по местному самоуправлению, развитием же парков, как и прочим благоустройством, обычно занимается комиссия по городскому хозяйству. Да и сам доклад выглядел несколько странно. «А почему расходы на оплату труда совмещены с коммунальными расходами», – удивился в частности депутат Константин Киселев, вчитавшись в представленные документы. А дальше выяснилось, что в финансовой отчетности, приложенной к концепции, вообще бардак: расходы и доходы указаны не полностью, а лишь очень выборочно, да еще и даны вперемешку. И сама концепция развития показалась несколько странной. «Это будет не какой-то там «диснейленд», а семейный парк культуры и отдыха», – с вызовом в голосе обозначила докладчик, первый замначальника управления культуры горадминистрации Наталья Смирнова. «У нас Екатеринбург – город семейной жизни, вся Россия – страна семейно ориентированная. Это стратегия развития что ли?», – ошарашенно парировал на это Константин Киселев.

В целом, доклад депутатам не понравился. Они его даже утверждать не стали. «Давайте никакого решения выносить не будем. Проголосуем, что выслушали и отпустим с миром», – предложил депутат Александр Косинцев. Так и поступили.

В тоже время доклад содержал в себе и довольно интересный тезис. «Есть проблема: мы не можем сюда никакого инвестора даже завести. Земля нам не принадлежит в силу действующего законодательства», – неожиданно вступился за доклад Евгений Ройзман. С учетом того, что мэр традиционно находится в конфликте с управлением образования, его слова прозвучали довольно странно. С другой стороны, тем самым глава города невзначай напомнил о давнем конфликте за контроль над землей в городе между областными и муниципальными властями, шумевшем два года назад. Ту войну мэрия проиграла, а тут, получается, решила устами Евгения Ройзмана намекнуть на возможный реванш — в настоящее время территория ЦПКиО находится на балансе областных властей, а городским передана в безвозмездное пользование. Это сделано в том числе и для того, чтоб ни у кого не возникло желания неожиданно сократить площадь парка под очередную застройку в центре города, как это бывало в прошлом с иными зелеными угодьями.

Впрочем, в конечном счете, Анатолий Шарапов объяснил корреспонденту «УралПолит.Ru», как вопрос о ЦПКиО попал в повестку заседания возглавляемой им комиссии: «У нас ведь комиссия по местному самоуправлению и культуре». А затем добавил: «И вообще, депутаты неверно рассмотрели вопрос. Речь лишь шла о концепции. И о том, что только там. Где есть помощь региональных властей – есть развитие. Сколько денег – столько песен», – неожиданно закончил свою мысль Анатолий Шарапов цитированием губернатора.

Отправив ни с чем восвояси Наталью Смирнову, депутаты перешли к следующим вопросам. Не менее двусмысленным. При этом вышла заминка.

«А я докладчика по третьему вопросу не вижу. И по следующему тоже», – растерянно произнес председательствующий Анатолий Шарапов. Депутаты озадаченно переглянулись, заговорили на тему: так, может, пропустить? Но тут вбежала сотрудница аппарата думы: «Идет, идет! По ступенькам поднимается!». «А много там ступенек?», – озадаченно поинтересовался кто-то из депутатов. За неимением другого дела начали считать, прикидывать среднюю скорость. Но развить мысль не успели – через пару минут в зал заседания уже вернулись докладчики по следующим вопросам – председатель избирательной комиссии города Илья Захаров и глава финансового департамента Андрей Корюков. Заседание продолжилось.

Доклад главы финансового департамента был посвящен изменению штатного расписания чиновничьего аппарата мэрии. Точнее, изменению порядка формирования фонда оплаты труда будущей счетной палаты. Чтобы, значит, депутаты знали, какие зарплаты будут у их избранников. К слову, назвал любопытную цифру: «Оклад председателя счетной палаты – 30550 рублей. Обычно рассчитывается 21 оклад на год, то есть 1,8 оклада в месяц в среднем, поэтому вместе со всеми надбавками и премиями выходит порядка 50 тысяч рублей. Но это теоретически, фактически это может быть и 60, и 65 тысяч рублей», – рассказал Андрей Корюков. Тут также надо пояснить: это едва ли не первый случай в истории мэрии Екатеринбурга, когда открыто называется зарплата главы ведомства. Вопрос обычно считается настолько щекотливым, что его можно было бы сравнить с публичным обсуждением цветовых особенностей нижнего белья вице-мэров. Да еще и рассматривался непосредственно перед знакомством с теми, кто на эти зарплаты претендует.

Доклад же Ильи Захарова был и вовсе больше похож на скрытую угрозу. Летом, при обсуждении способов противодействовия президентской реформе органов местного самоуправления, гордума Екатеринбурга с подачи мэрии придумала провести своеобразный агит-опрос: составить анкету, показать ее примерно 300 тысячам жителей города, чтобы, отвечая на специально подготовленные вопросы, те воспылали нелюбовью к грядущим переменам. Затем губернатор пообещал отложить вопрос о реформе – мэрия отозвала свою инициативу. А тут решили напомнить о ней: Илья Захаров предложил впредь для облегчения процедуры предоставлять избиркому право организовывать опросы в любой момент и без согласования с думой. Вопрос вызвал оживление, депутаты стали обсуждать: почему именно избиркому? И вообще: может, пусть лучше опросы проводит какая-нибудь частная организация. Но тут неожиданно вскочил задержавшийся Андрей Корюков: «Не позволю! Не имеем право передавать функцию главного бюджетного распорядителя кому-либо. Только дума, избирательная комиссия или городская администрация», – выговорил он очень эмоционально. В конечном счете вопрос вынесли на обсуждение думы.

И, наконец, депутаты приступили к самому главному – утверждению списка кандидатов будущей счетной палаты. На предыдущем заседании Константин Киселев призывал пригласить тех, чтоб «в глаза посмотреть» – вот и посмотрели. Главным образом, на двух претендентов на должность главы ведомства: бывшего замглаву Кировского района Алексея Бубнова и председателя прежней палаты – Ольгу Бажину. «Вы столько лет проработали в сотрудничестве с горадминистрацией, как вы их проверять-то будете?», – допытывались депутаты у Алексея Бубнова. Тут неожиданно опять вступился Андрей Корюков: «А Ольга Бажина вообще 27 лет в моем ведомстве проработала – и что?». Ладно, «А почему мэрия вас не поддерживает?», – задали тогда вопрос Ольге Бажиной. Та немного посмущалась и вдруг решилась. «Из-за возраста, думаю, мне 56 лет исполнилось», – дала она совершенно не женский ответ, посетовав на возраст публично. Депутаты еще попытали претендентов на тему того, как те собираются бороться с давлением на них со стороны мэрии, да какие высокие позывы тянут их на работу в счетную палату. С учетом, что половина кандидатов так или иначе большую часть своей карьеры проработала либо в финансовом ведомстве либо вовсе в прежней счетной палате – оригинальных ответов не прозвучало.

«Все, в принципе, очевидно. Есть Ольга Бажина, которую поддерживает группа из 14 оппозиционных депутатов. И есть Алексей Бубнов, которого поддерживают остальные. Остальное будет решаться на гордуме», – пояснил после заседания Александр Косинцев корреспонденту «УралПолит.Ru». «А почему ее мэрия не поддерживает? Она ведь столько лет возглавляла счетную палат и их устраивала» – «Раньше у нее полномочий не было. Статус другой был. Даже если счетная палата что-то находила, они не имели права в обход думы направлять материалы в прокуратуру, к примеру», – пояснил депутат. К слову, отметим, что последний отчет счетной палаты под председательством Ольги Бажиной указал на странности в десятки миллионов рублей в расходах горадминистрации, но именно дума тогда под увещевания вице-мэра Александра Высокинского постановила «понять и простить».

В целом, подборка вопросов в сегодняшней повестке заседания выглядела как своеобразный набор намеков для губернатора и про-губернаторской оппозиции в гордуме. Этакий набор ходов, вроде тех, что делают шахматисты в начале партии. Гордаминистрация свои ходы сделала. Какова их цель и будет ли это касаться только борьбы за контроль над счетной палатой – судить можно будет после ближайшего заседания гордумы на следующей неделе.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров