Объединить, выселить или закрыть. Что ждет промышленность Екатеринбурга в ближайшие 10 лет

Мэрия предложила предприятиям большие перемены. Согласны не все

Чиновники мэрии собираются поработать с городской промышленностью: заставить предприятия объединяться в кластеры и получать федеральные деньги, самые вредные выселить за город или ликвидировать, а университеты – лучше обучать студентов, которыми сейчас на заводах крайне недовольны

Промышленные предприятия Екатеринбурга ждет глобальная революция. Чиновники мэрии собираются поработать с городской промышленностью: заставить предприятия объединяться в кластеры и получать федеральные деньги, самые вредные выселить за город или ликвидировать, а университеты – лучше обучать студентов, которыми сейчас на заводах крайне недовольны. Но планы администрации не устроили самих предпринимателей, часть инициатив назвали нецелесообразными, а к другим посоветовали относиться скептически. О мечтах мэрии превратить Екатеринбург в аналог английского Бирмингема – в материале «УралПолит.Ru».

Стратегический проект «Структурная, организационная и техническая перестройка крупных производств» появился в Екатеринбурге еще в 2008 году. Документ основывается на четырех основных задачах: структурная и организационная перестройка городской промышленности, реструктуризация промышленного комплекса, обеспечение предприятий кадрами и совершенствование процесса общения предприятий с властями. Согласно отчету главы комитета промышленной политики и развития предпринимательства мэрии Дмитрия Мамина, за семь лет (до 2014 года) по каждому из направлений удалось достичь определенных показателей.

В частности, были ликвидированы или вынесены за черту города различные вредные и опасные производства: Екатеринбургский хлебзавод, компания «Средуралмебель», Уральский подшипниковый завод, «Уралбиофарм», Екатеринбургский завод «Каучук», Мукомольный завод, завод «Композит» и другие. В рамках стратегического проекта доля машиностроения в Екатеринбурге увеличилась с 37 % в 2010 году до 47,3 % в 2014 году. Объем отгруженной продукции по обрабатывающим производствам вырос с 128,6 млрд в 2007 году до 237,8 млрд рублей в 2014 году, среднее число работников на предприятиях уменьшилось, а выработка увеличилась. Существенно выросла и зарплата сотрудников: с 17 тысяч в 2007 до 39,8 тысяч в 2014 году.

За семь лет работы программы в городской промышленности по-прежнему сохранились многочисленные проблемы – это и низкий уровень производительности труда, о котором накануне вспоминал глава регионального правительства Денис Паслер, и многоукладность производства (одно предприятие старается сосредоточить на своих площадках все виды работ), и низкая активность заводов по внедрению новых технологий, и отсутствие современного программного обеспечения для 3D-моделирования, и неразвитость коопераций между компаниями, а также нехватка территорий для строительства. Все эти вопросы мэрия планирует решить с помощью нового этапа проекта, рассчитанного до 2025 года.

Специальные центры

Основной целью проекта на ближайшее десятилетие станет создание в городе специализированных центров, которые будут производить то, чего не хватает существующим городским предприятиям. В 2008 году уже был создан первый подобный центр – лазерный. В 2014 году началась разработка Центра литья и термообработки. Пока это единственная часть проекта, по которой понятны финансирование и сроки – общий объем инвестиций должен составить 2,4 млрд рублей, реализация – восемь лет, выручка – 13,5 млрд рублей, а чистая прибыль – 4,2 млрд рублей. Площадкой для центра должны стать либо Уральский дизель-моторный завод, либо Уральский завод тяжелого машиностроения (чиновники пока склоняются ко второму варианту).

В будущем в городе в теории должны появиться Центр термохимической и электрохимической обработки, Центр композиционных материалов, Центр прецизионной механообработки, Кузнечно-прессовой центр и другие. По мнению чиновников администрации, это позволит городу решить проблемы многоукладности предприятий, то есть закрыть на заводах малоэффективные цеха или дать им возможность покупать нужную продукцию в городе, где они работают, а не где-то еще; повысить эффективность управления, рационально использовать мощности, снизить себестоимость продукции и повысить ее качество, увеличить производительность труда и внедрить новые технологии.

Однако не все представители самих предприятий считают, что такие центры в городе будут востребованы. «Не надо по созданию центров обольщаться, у меня большие сомнения, что все побегут в этот центр. Как было свое, домашнее, натуральное, так и останется. Мы сделали в Екатеринбурге центр изготовления печатных плат. Думаете туда кто-то пошел? Нет, один «Вектор», потому что у него снесли свой центр. Остальные не пришли, потому что если придешь к чужому дяде, он станет монополистом, а у тебя ничего не останется. Предприятия должны обладать в центрах долей, чтобы не было монополизма», – заявил гендиректор «НПО автоматики» Леонид Шалимов.

Представитель свердловского минпрома Сергей Квашнин предупредил мэрию, что перед тем, как создавать центры, нужно проработать подробные обоснования по каждому из них, убедиться, что «бизнес заинтересован, иначе создавать их нецелесообразно». Кроме того, нужно расширить аудиторию, на которую будут работать эти центры. «Нужно учесть возможности не только Екатеринбурга, но и предприятий Свердловской области и других регионов. Если создадим центры, которые всего лишь оттянут часть заказов с других предприятий Екатеринбурга, выигрыша не получим. Не получим и если перераспределим туда заказы в нашей области. Нужны заказы из других регионов или внешние рынки», – отметил Квашнин.

Объединить всех со всеми

Вторая важная цель, к которой будут стремиться до 2025 года, – создание отраслевых кластеров по четырем направлениям: приборостроение, энергетическое машиностроение, биотехнологии и фармацевтика, информационные технологии. В 2008 году в городе появился первый технопарк «Приборостроение» на базе «НПО автоматики». В каждый кластер должны войти от 7 до 17 предприятий.

К данному предложению многие эксперты также отнеслись с подозрением. «Те кластеры, которые были перечислены в докладе, я бы к ним отнесся скептически, потому что «Приборостроение» уже существует, а в остальном я бы предложил взять за основу те предприятия, которые получили федеральное финансирование – Уральский дизельно-моторный завод, «Турбинку», и вокруг них выстраивать кластерную политику», – предложил исполнительный вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Игорь Кудрявцев.

Глава «НПО автоматики» Игорь Шалимов отметил, что «кластеры» – слишком громкое слово, нужно просто стимулировать предприятия сотрудничать и объединяться. «В последнее время появилось модное слово «кластеры», есть впечатление, что вообще экономистов не осталось в России. Кластер – это объединение юридически независимых предприятий, это основа экономики мира. У нас экономистов нет, и никто не может сформулировать нормальную экономическую технологию. Не надо увлекаться кластерами, надо просто объединять усилия», – заявил предприниматель.

Выселить или ликвидировать

В рамках стратегического проекта продолжится и ликвидация или вынесение за пределы Екатеринбурга вредных производств. До 2025 года изменения коснутся 11 предприятий: Уральского завода гражданской авиации (переезд), управления СвЖД на улице Челюскинцев (превратится в жилой комплекс), Шарташского каменно-щебеночного карьера (производство прекращено), Сибирского гранитного карьера (пролонгация), Свердловского завода строительных материалов (реконструкция), ООО «ЖБИ-Сервис» (площадка продана Уральскому заводу ЖБИ-1), ОАО «Уралтелеком» и Екатеринбургского радиоцентра (вынос зависит от инвестирования в строительство жилого района), кирпичного завода на Уктусе (ликвидация), Уральского окружного управления материально-технического и военного снабжения (вынос), двух цехов ОАО «Уктус» (создание рекреационной зоны).

Эта мера вызвала наиболее бурную критику со стороны отраслевых экспертов. По мнению Игоря Кудрявцева, такой процесс в кризис может привести к кадровому коллапсу в уральской столице. «Очевидно, что дальнейшее экономическое развитие Екатеринбурга будет предполагать вывод производств, центр области развивается в рамках постиндустриального уклада, развиваются услуги, торговля, логистика. Но в кризис, который мы переживаем, в первую очередь «схлопываются» финансы, туризм, банки, офисная аренда, то есть посреднические услуги. В настоящее время на рынке случился перекос кадров: много финансистов, а объявления есть по инженерным специальностям. Сделано многое – это все правильно, но если продолжать в этом направлении, то мы настроим всего, а промышленности не останется. В кризисные моменты это «схлопывание» приведет к тому, что будет избыток кадров, которые некуда устраивать, они будут ездить на работу из Екатеринбурга в промышленные центры», – предупредил Кудрявцев.

По словам Леонида Шалимова, когда-то эти тезисы были заложены в программу как попытка скопировать опыт английского города Бирмингем, где все производство вынесли за пределы города, потому что на это были выделены правительственные деньги. Но, по мнению главы предприятия, даже если у нас кабмин даст необходимые средства, то реализовать меру все равно не получится, потому что тогда сотрудникам придется добираться до производств более часа.

Глава Градсовета Михаил Вяткин и вовсе предложил создавать полицентричный город со своим кластером в каждом из районов, чтобы «исключить транспортные потоки от места жительства до производства». «Выведение предприятий – это слишком узко и не решает проблемы территорий пром предприятий. < > Технопарки на периферии – это тоже неправильно, там нет инженерии, коммуникаций, дорог, нет людей», – заявил бывший главный архитектор Екатеринбурга.

Заставить работать всех вокруг

Мэрия хочет стимулировать предприятия к перестройке и модернизации. Для этого чиновники предлагают бизнесу различными способами получать федеральные деньги, потому что своих у города нет. В частности, у заводов есть возможность брать целевые займы от 50 до 700 миллионов рублей в Фонде развития промышленности, а также участвовать в комплексных инвестиционных проектах (КИП), которых Минпромторг РФ предлагает субсидии на уплату процентов по кредитам. Пока такими КИПами в Екатеринбурге являются Уралмашзавод и Свердловский инструментальный завод.

Как отметил представитель минпрома региона Сергей Квашнин, Свердловская область в этом году подала в Фонд развития промышленности 60 заявок – больше, чем почти все остальные субъекты. Четыре гранта Средний Урал уже забрал, поэтому вряд ли получит еще.

Игорь Кудрявцев намекнул представителям города, что несмотря на отсутствие у них реальных средств для поддержки, они могут помогать административными ресурсами, например развивать инфраструктуру, уменьшать земельный налог или облегчить процесс получения участков.

Отдельный вопрос – кадры. По словам автора проекта Дмитрия Мамина, несколько лет назад предприятия попросили оценить профессионализм приходящих к ним выпускников местных вузов. Жалобы были самые разные: если одним студентам всего лишь не хватало практики, то другие не знали про современные измерительные инструменты или не умели читать чертежи. При этом когда чиновники попросили вузы рассказать, какие у них проблемы, никто из высшей школы не назвал ни одной.

«Каждое предприятие вкладывает в лучшем случае деньги в дообучение, а в худшем – в обучение. Предприятия не должны нести такие затраты, система образования должна хорошо обучать. Бизнес может сказать: мы платим налоги, дайте нам качественных специалистов. Позиция всех выпускающих учреждений, что они готовят космонавтов, ни одно не призналось, что у него есть проблемы», – заявил Мамин.

Обучение кадров – единственный пункт, по которому у экспертов не было претензий: кадры обучать действительно нужно. На сегодняшний день помочь в этом должна Уральская инженерная школа.

Итоги

Несмотря на критику, документ был утвержден на программном совете. Следующим этапом станет принятие соответствующего постановления главой городской администрации и работа по документу.

Если все пойдет по плану, в 2025 году объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг должен увеличиться до 300 млрд рублей (сегодня – 260 млрд), доля машиностроения должна вырасти до 52 % (сейчас – 48 %), выработка на одного работника увеличится до 4,6 миллиона рублей в год (сейчас – 3,6 миллиона), а средняя зарплата составит 79,3 тысячи рублей. 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях