Администрация Екатеринбурга намерена стать единоличным распорядителем городского бюджета
К закрытию весенней сессии гордумы мэрия подготовила большой скандал. Администрация Екатеринбурга убеждает депутатов оперативно принять огромное постановление о внесении поправок в положение «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Этот документ определяет все тонкости финансовых отношений в Екатеринбурге, включая вопросы о том, кто и как распределяет деньги. Вносятся поправки без какого-либо серьезного обоснования и указания на срочность, при этом изменения будут весьма серьезные. К примеру, мэрия получит право без участия депутатов принимать решение о получении миллиардных кредитов и передачи этих денег третьим лицам безвозмездно. О том, чем рискуют екатеринбуржцы – в материале «УралПолит.Ru».
Ройзман пошел против регламента
Настоящим сюрпризом для народных избранников стало появление сегодня в повестке завтрашнего заседания гордумы Екатеринбурга вопроса № 7. Он посвящен внесению изменений в положение «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Дело в том, что вопрос не был рассмотрен на профильной комиссии и внесен без ее решения.
На прошлой неделе, напомним, депутаты благополучно сорвали заседание комиссии в знак протеста против того, что на изучение предлагаемых изменений им отводилось около суток, хотя на разбор всех юридических тонкостей документа требуется время.
Еще больше вопросов вызвало решение главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана о внесении поправок в повестку заседания, которое напрямую противоречит регламенту думы. «Я сейчас читаю регламент работы гордумы. Статья 17 прямо говорит: «необходимо решение комиссии» .«Необходимо» – безусловное требование!», – отметил в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» депутат Александр Косинцев.
Его коллега, депутат Олег Хабибуллин также был крайне удивлен появлению в повестке заключительного заседания сессии этого документа: «Изменения в положение о бюджетном процессе не проходили слушания профильной комиссии по бюджету, соответственно, этот вопрос мэрия выносит нахрапом, будут говорить, что его нужно принять обязательно, иначе город рухнет».
Наконец, ситуацию прояснил депутат Вячеслав Вегнер: «Вопрос был внесен лично Евгением Ройзманом. У него как спикера есть такие полномочия в случае, если вопрос важный. В данном случае – это вопрос, от которого зависит бюджетный процесс – очевидно, что важный».
Примечательно, что мэрия при этом никак не объясняет подобную срочность. В самом постановлении горадминистрации, представленном гордуме, необходимость внесения данных поправок объясняется только фразой «в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации, статьей Устава муниципального образования «город Екатеринбург». Отсутствует даже часто использующаяся в подобных случаях формулировка «в связи с необходимостью приведения муниципальных актов в соответствие с федеральным законодательством».
То есть нет не только необходимости – нет даже причин для внесения данных изменений. Тем не менее мэрия пытается провести их как можно скорее и давит на депутатов, чтобы они даже не вчитывались в бумаги, пугая возможным срывом исполнения бюджета. И это само по себе выглядит крайне подозрительно.
Сам мэр при этом не отрицает, что вопрос был внесен в повестку в обход регламента, и считает, что депутаты во всем виноваты сами. «Комиссия могла рассмотреть эти вопросы. Но комиссия была сорвана целенаправленно. Поэтому зачем ждать ее решения? Пусть на общем обсуждении на думе теперь решают. Юридически никакой разницы: точно так же вопрос мог быть внесен с голоса. Кто хотел разобраться – мог разобраться. Да, документы были предоставлены в четверг, но у всех желающих было время их изучить и по всем пунктам подойти пообщаться с Корюковым», – прокомментировал ситуацию корреспонденту «УралПолит.Ru» Евгений Ройзман.
Суть изменений
В общей сложности мэрия пытается навязать депутатам разом 65 поправок – именно столько перечислено в представленном ею документе. Даже на беглый их просмотр требуется явно более одного дня. Стоит отметить, что часть поправок носит, вероятно, «косметический» характер – они призваны уточнить имеющиеся в действующем положении формулировки.
Но есть и действительно озадачивающие изменения. Так, внимание экспертов «УралПолит.Ru» привлекли как минимум пять принципиальных изменений.
Во-первых – пункт 8 предлагаемых поправок, который разрешает прямые инвестиции из бюджета города в объекты муниципальной собственности, принадлежащие муниципальным предприятиям.
«Здесь есть опасность: объект, здание сначала включают в программу приватизации, затем за счет бюджета проводят капремонт, а потом продают новому собственнику по цене, которая была до капремонта. Понятно, что есть объекты муниципальной собственности, которым данный пункт необходим – те же объекты культурного наследия, которые находятся на балансе и за которыми надо ухаживать. Но никак не прописан механизм контроля возможных злоупотреблений», – отметил в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» Александр Косинцев.
Настораживает в данном пункте еще и то, что у горадминистрации и сейчас есть возможность привлекать средства. Просто это делается чуть сложнее и под контролем общественности и депутатов: предприятие разрабатывает план реконструкции, защищает его в мэрии, на гордуме, после чего получает право на привлечение средств. Как это было, к примеру, в случае с МУП «Водоканалом». Однако вносимые изменения необходимость данных согласований фактически отменяют – все можно будет решить росчерком пера одного из вице-мэров. При этом распоряжаться он будет общественными деньгами на дороги и социальные нужды, решая вопрос о направлении тех на помощь своим знакомым.
Аналогично возникли вопросы и к пунктам поправок 16 и 17 – те позволяют осуществлять бюджетные инвестиции в компании, не являющиеся муниципальными, без согласования с гордумой. Достаточно будет лишь постановления горадминистрации. То есть сити-менеджер Александр Якоб и его команда получат право без обсуждения с депутатами «по-тихому» направлять ощутимые суммы из народных денег на любые коммерческие проекты по своему усмотрению и на каких угодно условиях. И гордума даже знать об этом не будет.
«То есть они издадут постановление, деньги будут потрачены, а в бюджете это никак не будет отражено. И мы, депутаты, узнаем об этом только по решению прокуратуры», – прокомментировал данный пункт Александр Косинцев.
Наконец, отдельным письмом вице-мэра Александра Высокинского в гордуму направлена просьба внести положение, по которому в полномочия финансового департамента будет добавлено право брать кредиты, в том числе и банковские, без согласования с думой – на основании одного лишь постановления администрации города. Иными словами, чиновники готовятся затыкать дыры в бюджете кредитами и даже не собираются отчитываться о том, на каких условиях те будут браться.
«Фактически гордума устраняется от всех вопросов, связанных с расходованием бюджетных средств. Депутатам остается лишь утверждение проекта бюджета в начале года и итогов его исполнения. И все. Зачем тогда нужна дума? Получается, только для того, чтобы два раза в год прийти и проголосовать «за», – прокомментировал все эти изменения Александр Косинцев.
Примечательно, что Вячеслав Вегнер, который считается сторонником мэрии в гордуме и изначально в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» высказывал достаточно лояльное мнение о поправках, услышав подробности конкретных пунктов, поменял свое мнение. «Когда депутатов исключают из бюджетного процесса – это, мне кажется, плохо. Но это логика выстраивания вертикали власти – все это звенья одной цепи: царь вверху сказал – холопы внизу должны исполнять. Эти поправки, насколько я понимаю, не предполагают возможности с нашей стороны как-то на них повлиять. Но если будет возможность обсуждать – мы будем обсуждать», – заявил Вячеслав Вегнер.
Экзамен для губернатора
В понедельник вечером губернатор Свердловской области встречается с депутатами фракции «Единой России» гордумы. По информации «УралПолит.Ru», одним из пунктов обсуждений как раз и должно стать обсуждение поправок. И, как заверил Александр Косинцев, он будет ставить вопрос о необходимости отложить внесение изменений в положение «О бюджете», такая возможность еще есть. «Мы обязательно поднимем сегодня данный вопрос на встрече. Будем просить коллег поддержать нас. Речь идет о 65 поправках в положение, и для их изучения требуется время, их нельзя принимать второпях, как это сейчас делается. При этом никакой срочности, необходимости в их принятии прямо сейчас нет. Бюджет утвержден, исполняется, и до сентября в него никаких изменений вноситься не будет – нет необходимости торопиться. Можно спокойно изучить все вопросы. В конце концов, никто не возражает против самого факта внесения изменений – вопрос лишь в том, чтобы проверить, что это за изменения», – пояснил Александр Косинцев.
Но тут необходимо отметить: с самого начала работы гордумы текущего созыва большая часть депутатов фракции «Единой России» считалась лояльными мэрии и неподконтрольными областным властям. При этом губернатор с самого начала пытался если не восстановить контроль над гордумой, то хотя бы обозначить отсутствие конфликтов с фракцией. Хотя бы чтобы снизить накал страстей в региональной политике хоть в этой части. А значит Евгению Куйвашеву предстоит нелегкий выбор: как-то заставить депутатов отклонить проект поправок или навсегда лишиться любой возможности влиять на происходящие с городом и его бюджетом процессы – мэрия окончательно сможет уйти от любой публичной ответственности.
В качестве запасного варианта, по словам Александра Косинцева, остается суд – хотя бы по тому основанию, что поправки, вопреки требованиям регламента, рассматриваются без решения профильной комиссии.
© Игорь Чукреев
Вы можете поделиться новостью в соцсетях