Свердловская область рухнула в принципиально важном «антикризисном» рейтинге
Позиции Свердловской области в рейтинге регионов по развитию конкуренции в бизнесе заметно пошатнулись. С 16 места в 2014 году регион упал до 55 места в 2015 году. Причин множество: начиная от отсутствия ряда необходимых документов и заканчивая закрытостью и сложностью некоторых рынков и монополий для малого бизнеса. Чтобы исправить ситуацию, ФАС предложила следить за конкуренцией так же строго, как за коррупцией. Подробности новой федеральной установки – в материале «УралПолит.Ru».
Вопрос о конкуренции в бизнес-среде Свердловской области снова в повестке: в нынешнем году стартует второй этап реализации федеральной программы внедрения нового стандарта по развитию конкуренции. В минувшем году регионы должны были выполнить по этому направлению определенные задачи, по результатам которых на федеральном уровне был составлен специальный рейтинг. Как заявил сегодня на заседании координационной комиссии первый вице-премьер правительства региона Алексей Орлов, Свердловская область находилась на достаточно высоком уровне, заняла 16 место в рейтинге субъектов и вошла в группу «А». Правда, глава областного управления ФАС Дмитрий Шалабодов вице-премьера слегка поправил: озвученные данные оказались за 2014 год, а в 2015-м, по предварительной информации, Средний Урал резко упал на 55 место. И причин тому множество.
«ФАС предварительно подвела итоги рейтинга за 2015-й и, как мы предполагали, Свердловская область потеряла 39 позиций и сейчас на 55 месте. Мы стали анализировать, почему это произошло. Рейтинг складывается из ряда направляющих, которые должны быть реализованы», – рассказал Шалабодов. По его словам, в регионе до сих пор не до конца составлен список социально значимых рынков (утверждено только 7 вместо 11), не полностью прописана «дорожная карта» (план), а также не проводятся системные мероприятия по развитию конкурентной среды.
По словам Алексея Орлова, на сегодняшний день в области приоритетными являются рынки дошкольного образования, медицины, розничной торговли, перевозки пассажиров наземным транспортом, услуг ЖКХ, связи, социальных услуг, дополнительного образования, культуры, детского отдыха. Как отметил Шалабодов, был упущен как минимум рынок строительства. Министр Орлов заявил, что сейчас документ об 11 рынках находится на подписании.
Кроме прочих недочетов, в Свердловской области не достаточно используется государственная недвижимость в социальной сфере, не развиваются многострадальное государственно-частное партнерство и социально-ориентированные НКО. О проблемных сферах упомянул и сам глава региона. Он отметил, что сейчас малому и среднему бизнесу сложно участвовать в госзакупках, а на, казалось бы, приоритетных рынках ЖКХ, связи и перевозки пассажиров наземным транспортом существуют существенные ограничения.
К слову, сегодня в екатеринбургской гордуме депутаты обсуждали с представителями мэрии вопрос сокращения количества частных перевозчиков в уральской столице. По их мнению, недобросовестные частники мешают нормальной работе муниципального транспорта, перевозят жителей небезопасно, нарушают правила дорожного движения и многие другие нормы. Некоторые народные избранники всерьез задумываются над тем, чтобы разработать документ, который бы законно ограничил работу частных перевозчиков в сфере общественного транспорта Екатеринбурга, несмотря на попытки развивать конкуренцию на федеральном уровне.
Самая неблагоприятная ситуация, по словам главы УФАС, складывается на рынке ЖКХ, особенно с управлением многоквартирными домами. «Было заведено больше десятка дел против глав муниципалитетов, так как этот вопрос не мог без нашей помощи сдвинуться с мертвой точки. Только через возбуждение дел мы пришли к реализации критерия», – отметил Шалабодов.
Свои вопросы к конкуренции были и у бизнеса. «У нас самих не все в порядке. Мы знаем, что на федеральном уровне крупные предприятия раскрывают квоту для малого бизнеса, мы должны сделать это, чтобы раскрыть малые рынки. Мы сейчас думаем над этим», – отметил вице-президент Свердловского союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов и уточнил, что думать над мерами они будут примерно до апреля.
Сейчас малым предприятиям действительно трудно взаимодействовать с крупным бизнесом, который часто просто не замечает существование МСП. «Нас напрягает отношение с монополиями, потому что там действует своя внутренняя корпоративная культура, свои стандарты», – рассказал председатель областной «Деловой России» Леонид Гункевич. Сейчас в этом направлении на федеральном уровне идет расширение доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам, в частности, крупные федеральные компании должны будут определенное число тендеров отдавать МСП.
В качестве одной из мер по повышению конкуренции и шаговой доступности различных товаров бизнес-омбудсмен Елена Артюх предложила уделить внимание нестационарным объектам торговли (к ним относятся павильоны и киоски). Уполномоченный составила доклад по этой теме и попросила включить ее предложения в работу правительства. «Согласен, но главное палку не перегнуть, чтобы у нас все улицы и бульвары не превратились в сплошную торговлю», – отметил губернатор Евгений Куйвашев.
В 2016 году чиновникам предстоит продолжить выполнять план по развитию конкуренции, несмотря на непростую экономическую ситуацию. По этой причине глава УФАС предложил несколько изменить работу комиссии, чтобы она рассматривала все документы до того, как отправлять их в Москву. «Это как антикоррупционная инспекция правовых актов», – сравнил Шалабодов. По мнению главного антимонопольщика области, кроме региональной власти на совещания надо приглашать также представителей городов, так как именно они напрямую взаимодействуют с предпринимателями. «Хотелось бы, чтобы эти предложения были приняты», – настойчиво сказал начальник УФАС.
Ольга Балюк
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях