Президентский Совет по правам человека фиксирует кризис судебной системы
Свердловская область на одну неделю марта стала главным правозащитным центром России. Президентский совет по правам человека направил на Урал два десятка экспертов, чтобы продемонстрировать возможности общественного контроля, но сегодня дискуссия зашла в тупик. Член СПЧ Евгений Мысловский уверен: в стране наступил кризис доверия к судам, а помочь правозащитникам не способен даже Владимир Путин. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Защита прав человека постепенно уходит от мирных дискуссий к судебным обращениям. А после – к жалобам на самих судей. «По моему профилю везде, куда мы приезжаем, мы встречаемся с людьми, связанными с возбуждением или отказом от возбуждения уголовных дел. Основные жалобы идут на судей как личностей, что при выполнении обязанностей они проявляют формализм, в некоторых случаях недостаточную компетентность. К примеру, сегодня на приеме из 15 человек половина жаловались на судей», – заявил Мысловский корреспонденту «УралПолит.Ru». В основном люди возмущены тем, что некоторые судьи предпочитают не мотивировать приговор.
Судейское сообщество неохотно идет на контакт с правозащитниками: «Они не желают с нами встречаться. В результате титанических усилий мы добились того, что судебный департамент стал приглашать нас на некие совместные мероприятия. Знаете, у нас есть две области, откуда практически нет жалоб – Новосибирская и Саратовская. И именно с этими председателями облсудов у нас происходят встречи. Они приходят, они не боятся. Это о чем говорит: каков поп, таков и приход. И если председатель облсуда ведет себя достаточно адекватно, он наладил работу, то, соответственно, у нас и нет жалоб. Судьи занимают позицию довольно жесткой обороны, которая выражается в том, что они ничего не видят, ничего не слышат, ничего никому не говорят. То есть они вообще не вступают в полемику».
Свои мысли член СПЧ изложил в научно-публицистическом памфлете «Судебный произвол: структурно-системный кризис или Человеческий фактор». На критику конкретных личностей бывший следователь по особо важным делам при Генпрокуроре не получил ни одного ответа: по закону о статусе судей они имеют право не давать никаких объяснений своим поступкам. «Мы неоднократно говорили о кризисе доверия президенту. В принципе, он занимает правильную позицию: суд независимый, никто не может давать указания судьям. Но когда мы это переводим на человеческий фактор... некоторые судьи стали независимы от закона. Нужно, чтобы каждый честно исполнял свои обязанности», – утверждает Евгений Мысловский.
Он объяснил поведение судей тем, что они не могут признать свою ошибку из-за корпоративной солидарности. Так, в райсудах зачастую прямо по телефону просят совета у кураторов в областных судах, а если дело уходит выше, там фактически покрывают коллег, закрывая глаза на нарушения. Кроме того, дефицит квалифицированных кадров приводит к появлению династий, которые можно упрекнуть в конфликте интересов, а рост числа специализированных вузов не приводит к улучшению ситуации, заявил эксперт. Визит делегации СПЧ не связан с какими-либо особыми нарушениями, однако жалоб на свердловские суды достаточно, подчеркнул Мысловский. Полную картину Совет представит к концу поездки.
В суде подтверждают растущее недовольство процессом делопроизводства: в последнем отчете свердловского облсуда значатся 7067 жалоб, поступивших за 2015 год. При этом еще годом ранее их было на 500 меньше. В рамках работы с ними президиум суда прошлой осенью постановил проводить анализ жалоб ежеквартально, а в феврале проблему авторитета судебной власти подняли уже на семинаре-совещании с Путиным.
Часть жалоб неадекватны, а в СМИ публикуется очень много поверхностных статей, где можно найти клевету и оговоры на судей, подчеркивал главный судья региона Александр Дементьев. Он посетовал после встречи с президентом: «Несмотря на то, что решение суда вынесено, вступило в силу, в вышестоящих инстанциях продолжаются споры. Используются в том числе недобросовестные методы, способы отстаивания своих интересов, люди жалуются, обвиняют судей. Президент отметил, что это, конечно, непорядок. Нам на местах необходимо принять какие-то дополнительные меры о том, как свои права защищать».
В защиту судей выступила и свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова. Она признала кризис доверия к судьям, однако, по ее словам, в этом направлении на Урале наметился серьезный прогресс. «Обращения по поводу судов в почте уполномоченного появляются регулярно. Часто люди не могут принять позицию суда. Мы систематизируем жалобы, объединяем их и пишем в адрес председателя Свердловского областного суда письмо. Суд относится к нему очень внимательно, и проводится расширенное заседание президиума. Конечно, суд выносит решения, которые не всем нравятся. Но когда мы видим системные сбои, обязательно реагируем. – отметила она. – Мы трижды собирались только для того, чтобы рассмотреть процесс открытости судебных процессов, работы сайта, мы за этим следим. При облсуде создана гильдия судебных репортеров. На мой взгляд, при всем кризисе нам нельзя опускать руки. Считаю, что чем больше открытость, прозрачность работы судей, тем больше будет доверия. Мне кажется, мы уже пошли по этому руслу».
Кульминацией работы правозащитников в Свердловской области станет выступление главы СПЧ Михаила Федотова 28 марта в «Ельцин Центре» с лекцией на тему: «Общественный контроль: миссия не выполнима». С вопросительным, а не восклицательным знаком на конце, заверил сегодня Евгений Мысловский. По итогам визита рекомендации Совета лягут на стол президенту.
Тимофей Вахрушев
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях