О том, как жить в наступающую эпоху перемен, в выходные уральские политики рассказывали 230 студентам «Гражданского университета
Свердловская область входит в новый электоральный цикл, который пройдет под знаком президентских выборов, что принесет региону немало потрясений. Для нового этапа борьбы, очевидно, необходимы свежие лица. Это понимают все участники политического процесса. Так, например, о том, как жить в наступающую эпоху перемен в выходные уральские политики рассказывали 230 студентам «Гражданского университета». Среди них: замглавы администрации губернатора Вадим Дубичев, экс-глава исполкома реготделения «Единой России» Александр Косинцев, глава департамента по взаимодействию с политическими партиями администрации губернатора Наталья Гурченок. Разговор получился достаточно откровенным: как Свердловская область спасла экономику России, за что шахтеры пытались убить Росселя и чем именно опасны конфликты – в репортаже «УралПолит.Ru»
«Гражданский университет Свердловской области» – это реализованный на деньги президентского гранта проект, который реализовывался в Свердловской области в течение этого года. На 30 лекциях студентам вузов и прочим заинтересованным политики и политтехнологи рассказывали о тонкостях управления регионом. На этот раз состоялось своеобразное подведение итогов: 230 человек были собраны на базе отдыха под Верхней Пышмой для проведения интенсива. «Когда я сообщал коллегам, что у меня больше 200 студентов приедет и желающих больше, просто мест нет – все удивлялись. Сейчас молодежь очень активно интересуется политикой, пытается в ней разбираться. Надо лишь помочь ей», – отмечает автор проекта «Гражданский университет» Андрей Мозолин.
«Политика – это борьба за власть, остальное – детали»
Хедлайнером этого «семинара выходного дня» стал замглавы администрации губернатора Вадим Дубичев. Опытный ветеран уральской политики, работающий в администрации уже при третьем губернаторе, и, безусловно, лучше других знающий о том, что представляет из себя политика. Начал он с определения основных понятий: «Политика – это борьба за власть, все остальное – детализация. Конфликт – это острая форма коммуникации. От межличностного социальный конфликт отличается приватностью: как только конфликт выходит в публичную сферу, он становится социальным. Во время публичного конфликта массовое сознание теряет рациональное мышление и становится иррациональным. Поэтому время от времени вспыхивают массовые психозы вокруг соли или гречки. При этом с отдельным человеком можно поговорить: зачем тебе два мешка соли? Он покивает, но после окончания разговора тут же побежит за третьим – в этот момент им руководит массовое сознание, и ему невозможно ничего объяснить».
Одна из опасностей публичных конфликтов, по словам Вадима Дубичева, заключается в том, что на определенном моменте они поражают массовое сознание и уже просто устранение причин возникновения проблемы не способно успокоить ситуацию. К примеру, невыплата заработной платы работникам предприятий ведет к росту протестных настроений и недовольству властью в целом, и такие настроения не исчезают уже и после того, как долги погашены. Нечто подобное нас, по мнению замглавы администрации губернатора, ожидает через год в Нижнем Тагиле: «Если у градообразующего предприятия возникают проблемы с заказами у основного покупателя, то не надо быть Спинозой, чтобы понять: через год у нас будут массовые забастовки».
И вполне логичный вывод: профилактика, мониторинг проблем и их разрешение до выхода в публичное поле – самый эффективный способ борьбы с конфликтами. Как заверил всех Вадим Дубичев, такая работа постоянно ведется, именно так устраняется 90 % всех негативных ситуаций. В качестве примера он привел историю с Крымом: «Более половины экономики Свердловской области – это металлургия, машиностроение, оборонный комплекс. Причем, в отличие от остальной России, у нас не автоматы Калашникова производят, а сложные вещи, связанные с ракетостроением, космосом, приборами наведения. Весь этот комплекс на фоне санкций должен был испытывать трудности с комплектующими. И тогда мы бы столкнулись с ситуацией, когда заказы есть, но из-за нехватки каких-нибудь деталей производство остановлено. Анализ этой ситуации проводился при мне: была собрана группа экспертов, оперативно была разработана программа импортозамещения, где подробно было расписано, какому предприятию, какие детали поставляются, как поставки изменить. Конкретно по каждой детали. Крым еще не был присоединен, санкций еще не было, а эта программа уже была разработана. В результате в отраслях, связанных раньше с импортом комплектующих, мы сегодня наблюдаем не спад, а рост».
Самое страшное впереди
Санкции за Крым – не самое страшное. По мнению Вадима Дубичева, нас ждет еще больший накал страстей. «Впереди у нас вхождение в активный избирательный цикл. Первая волна – 2016 год, выборы в Госдуму, затем 2017 год – выборы губернаторов, и пик пройдет в 2018 году – выборы президента», – сообщил слушателям замглавы администрации губернатора.
И уже наблюдаются первые признаки нарастающих конфликтов. Реж, Первоуральск, Дегтярск, Махнево – во время своей лекции еще один эксперт «Гражданского университета», депутат гордумы Екатеринбурга, экс-глава исполкома реготделения «Единой России» Александр Косинцев представил студентам карту области, на которой было отмечено порядка 20 городов региона с погашенными или действующими социальными конфликтами.
При этом, по мнению экспертов, ситуация сейчас как никогда сложная. «Во-первых, интернет. Конфликты были всегда и те же самые, с теми же самыми участниками. Но сегодня выносить их в публичную сферу стало проще – в результате любой конфликт быстро становится социальным. Второе: в регионе сейчас наводится порядок – это вызывает противодействие элит. Наведение порядка – это всегда стресс и повод для истерик», – пояснил Александр Косинцев.
«Мы сегодня рабы информпотока. Даже сейчас многие сидят, уткнувшись в смартфоны. И у нас сегодня меньше возможностей этот информпоток фильтровать. Мы находимся в роли персонажа из «Заводного апельсина», когда его «воспитывали»: зафиксировали глаза, веки и заставили смотреть сцены насилия, чтобы вызвать к ним отторжение. Наши глаза сегодня точно так же не закрываются. В результате уровень управления сознанием сейчас фантастический – такого инструментария никогда не было. К примеру, если будет необходимо, я смогу вас убедить запретить бензин в стране. Конфликты в этих условиях развиваются быстро, но быстро совершенствуются и технологии работы с ними», – чуть раньше пояснил ту же мысль слушателям «Гражданского университета» Вадим Дубичев.
По словам спикеров мероприятия, для работы в этих условиях сейчас появляются новые инструменты. Это и упор на блогеров, которые привлекаются к формированию контента, и уже упомянутый мониторинг, и формирование института различных общественных площадок – организаций, помогающих вовремя выявлять потенциальные конфликтные ситуации. Тем более что, по словам еще одного спикера «Университета» – Дмитрия Москвина, потенциал для этого есть: если во всем мире в различных некоммерческих объединениях участвует до 7 % населения – в России этот показатель пока не превысил уровень в 1,5 %.
Выстраивание же различных институтов вовлечение граждан в обсуждение и принятие решений рассматривается сегодня как одно из наиболее эффективных средств разрешения будущих конфликтов. «С людьми надо разговаривать. Когда в 95-м году Эдуард Россель стал губернатором, область была напряжена по всем направлениям. Бастовали шахтеры, несколько тысяч человек, требовали к себе губернатора. Не надеялись, что он приедет, но требовали. Он мне потом рассказывал: «Ты не представляешь, какая там была ненависть: людям по полгода не платили зарплату. Приезжаю, начинаю говорить и понимаю: чем дольше я говорю – тем дольше я живу». И он начал говорить, говорить, вовлекать людей в диалог. Те начали включаться, задавать конкретные вопросы, он и нам начал отвечать, что вот, частично сейчас деньги придут – им выдадут, что ищется новый собственник – люди начали успокаиваться. Часа два он с ними стоял и разговаривал. Важно понимать: в любом конфликте главное – человеческое общение, такое не сделаешь через телевизор», – привел в качестве примера слушателям «Гражданского университета» одну из ситуаций Вадим Дубичев.
Для создания институтов общественного обсуждения нужен актив, а с этим сейчас проблемы. Так, во время проводившихся различных игр по прорабатыванию кейсов слушатели пробовали самостоятельно разработать стратегию поведения в типовых конфликтных ситуациях, реально происходивших с политиками Свердловской области.
«Мы давно говорим о том, что сегодня политобразование носит тепличный характер. Одна только теория плохо усваивается, и потом на практике ребята набивают массу шишек. Поэтому и нужны такие проекты, на которых мы более откровенно рассказываем для широкой активной аудитории о том, как все устроено. С приведением и разбором конкретных примеров, ситуаций и выходов из них», – резюмировал в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» значимость подобных проектов Александр Косинцев.
В этом году «Гражданский университет» провел более 30 семинаров, 10 вебинаров, 50 экспертных консультаций. Участниками проекта в общей сложности стали более полутора тысяч человек. Как ожидается – на следующий год их станет еще больше. «По итогам работы в этом году накоплено множество материала, аналитики. На нашем сайте готовые ответы на любые вопросы: от того, как организовывать митинги до того, как создать и раскрутить собственную партию. И обо всем этом надо говорить: чем больше население понимает в этих технологиях, тем сложнее им манипулировать», – рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» о планах на следующий год работы «Гражданского университета» его организатор Андрей Мозолин.
© Игорь Чукреев
Вы можете поделиться новостью в соцсетях