Заксобрание начало генеральное сражение за контроль над Екатеринбургом
В заксобрание поступил законопроект о перераспределении полномочий в сфере градостроительства Екатеринбурга. Фактически с принятием поправок целый сектор экономики столицы региона отойдет под контроль регионального правительства. На очереди еще два: здравоохранение и образование – это примерно 60 % городского бюджета. Анонсировалось это событие еще весной, но в то, что оно действительно произойдет, мало кто верил. Особенно после странной истории с полномочиями по утверждению рекламы и переименованием должности главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана. О том, почему «белый дом» забирает себе полномочия по контролю над градостроительной политикой и как это отразится на рынке – в материале «УралПолит.Ru».
Лишь бы не было войны
О том, что область заберет у региональной столицы ряд полномочий, стало известно в понедельник. Об этом сообщил на встрече с фракцией «Единой России» губернатор Евгений Куйвашев. Речь шла о трех сферах: образование, здравоохранение и градостроительство. В четверг эта информация была оформлена документально – законопроект о передаче полномочий в сфере градостроительства авторства коммунистов Дмитрия Шадрина и Владимира Конькова поступил в региональный парламент. Тогда же он автоматически был внесен в повестку первого заседания заксобрания, которое состоится 6 октября. «На мой взгляд, принятие нормативных документов, законов позволило нам сегодня поднять строительство жилья на столь высокий уровень. И сегодня мы должны применить новые подходы для снижения административных барьеров, упрощения оформления разрешительной документации, которое позволит сдавать еще больше жилья», – прокомментировал инициативу губернатор Евгений Куйвашев.
В администрации Екатеринбурга изначально эту инициативу воспринимали спокойно. «Лишь бы это не увеличило сроки согласований», – философски прокомментировал на заседании думы депутат Владимир Крицкий, который как раз и считается главным представителем мэрии в данном секторе экономики. Собственно, раньше он занимал пост вице-мэра по строительству, сейчас возглавляет компанию в строительной области – является управляющим «ЛСР. Недвижимость – Урал».
Спокойствие мэрии можно было объяснить тем, что не было четкого понимания, какие именно полномочия по контролю над таким глобальным рынком перейдут области. Теперь инициатива стала более понятной. При этом градостроительная политика – особый сектор экономики для администрации Екатеринбурга, руководители которой традиционно особенно трепетно относились к строительному рынку. По инициативе депутатов у «серого дома» заберут фактически все рычаги влияния на отрасль. Так, согласно документу, копия которого есть в распоряжении «УралПолит.Ru», областному правительству планируется передать следующие полномочия, сейчас находящиеся в ведении мэрии:
1) утверждение генерального плана муниципального образования «город Екатеринбург»;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования;
3) утверждение правил землепользования и застройки;
4) утверждение документации по планировке территории, подготовку и утверждение градостроительных планов земельных участков;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
6) принятие решений о развитии застроенных территорий.
Фактически это все, что связано со строительством жилых домов и коммерческой недвижимости, начиная от обсуждения проекта застройки, согласования земельного участка и заканчивая вводом здания в эксплуатацию.
«За мэрией останутся полномочия по благоустройству, дорогам, обслуживанию канализации, водоотведению и вопросы, связанные с ливневой канализацией – думаю, с этим они должны справиться. На мой взгляд, город должен заниматься планированием развязок и решением инфраструктурных задач», – подтвердил вывод «УралПолит.Ru» один из авторов законопроекта Владимир Коньков.
По замыслу идеологов инициативы, освобождение Екатеринбурга от градостроительных полномочий позволит высвободить в бюджете существенную сумму, которую можно будет пустить на ремонт дорог и благоустройство. По предварительным расчетам, это порядка 75 миллионов рублей. Большую часть этой суммы составляет фонд заработной платы профильных чиновников. Эксперты, правда, выразили сомнение, что мэрия жест оценит. «Что бы ни происходило, я не припомню случая, чтобы в горадминистрации производили сокращение штатов», – отметил один из собеседников корреспонденту «УралПолит.Ru».
Другой положительный эффект от принятия законопроекта, отмеченный в пояснительной записке к нему – «сокращение сроков выдачи разрешительной документации застройщикам». При этом эксперты осторожно беспокоятся об усложнении процедур.
«Я думаю, что проблем с согласованием не будет. Во всяком случае, таких проблем, какие возникают сейчас, когда город занимается согласованиями – уже точно не будет», – отвечает на это Владимир Коньков.
«На этапе передачи полномочий возможны некоторые сбои. Но это неделя-две. А так: как занимались этим профессионалы – так и будут заниматься. В конце концов, говорить, что, мол, это в городе все профессионалы, а в минстрое только бездельники и бездари – это явно не обосновано», – согласен с ним коллега Дмитрий Шадрин.
Стоит отметить, что ранее в адрес горадминистрации неоднократно поступала критика относительно затягивания сроков согласований в городе. Об этом два года назад говорил президент на встрече с губернатором, об этом же год назад говорили и представители МУГИСО, объясняя проблемы с выделением земель под индивидуальное строительство многодетным семьям на территории региональной столицы. Основной причиной эксперты при этом называли большое количество различных инстанций, которые приходится обходить заявителю. С передачей полномочий этого можно будет избежать. «Надо сделать, как с прочими полномочиями, которые находятся в ведении области – через МФЦ в режиме «одного окна», – поясняет Дмитрий Шадрин.
Главная же причина – повышение инвестиционной привлекательности города и области. «Часто бывает так, что крупный инвестор, заходя в область, получив все необходимые разрешения, сталкивается затем с городскими чиновниками и уходит. Просто потому, что в Екатеринбурге крупный транспортный узел, и без получения разрешений здесь развитие проектов становится проблематичным. Они уходят в соседние регионы, в область. По моим подсчетам, город теряет порядка 100 миллиардов рублей инвестиций в год. А это не только налоги – это и рабочие места, в том числе и для смежных производств: металлургии, стройиндустрии и так далее», – поясняет Владимир Коньков.
«Пусть платят»
В весеннюю сессию в заксобрании уже был создан прецедент по перераспределению полномочий между городом и областью. Тогда вопрос касался рекламного рынка – резиденция губернатора забрала его себе, но тут же отдельным постановлением перепоручила исполнение горадминистрации. В результате теперь мэрия рассчитывает на дополнительное финансирование. «Раньше мы бесплатно исполняли эти полномочия. Но теперь это вроде как их полномочия – пусть платят. 24 миллиона», – пояснял на прошедшем на этой неделе заседании гордумы Александр Высокинский.
Тогда законопроект также готовил Дмитрий Шадрин. Он же был автором и нашумевшей инициативы по «переименованию Ройзмана» – сокращению наименования его должности с «глава города – председатель думы» до просто «председатель думы».
Примечательно и то, что и Дмитрий Шадрин, и Владимир Коньков – представители фракции КПРФ в заксобрании. При этом, по информации источников «УралПолит.Ru», остальные члены фракции, отстаивающие интересы города, на заседании профильных комиссий бурно возражают, но безуспешно.
В самой же мэрии пока тишина. При этом полгода назад, когда обсуждался вопрос о рекламе, в СМИ вбрасывалось множество протестных информповодов и комментариев. Сегодня ничего подобного не наблюдается. Хотя на кону гораздо большие суммы – вместе с обсуждаемыми сейчас законопроектами о перераспределений полномочий в сфере здравоохранения и образования это порядка 60 % городского бюджета, 15–20 миллиардов рублей.
«Сегодня, после произошедших за год изменений федерального законодательства, область может забрать у города вообще все, любые полномочия. Поэтому сложно понять, в какой плоскости будут развиваться события. С другой стороны, Екатеринбург несет столичные функции, и, как у, к примеру, Тавды, совсем все забрать у него нельзя. Не получится. В любом случае, когда решаются такие сложные вопросы – не обязательно поднимать общественный шум. Многие вопросы продавливаются кулуарно. Но об этом можно будет судить уже на самом заседании», – считает политолог Александр Пирогов.
© Игорь Чукреев
Вы можете поделиться новостью в соцсетях