Верх-Исетский районный суд приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении видеоблогера Руслана Соколовского, который обвиняется в оскорблении чувств верующих и экстремизме.
Верх-Исетский районный суд приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении видеоблогера Руслана Соколовского, который обвиняется в оскорблении чувств верующих и экстремизме. Разбирательство вокруг видеороликов Соколовского вызвало небывалый ажиотаж не только в Екатеринбурге – к расследованию уголовного дела было приковано внимание федеральных и иностранных СМИ, а сам блогер официально был признан политзаключенным. О том, за что Руслан Соколовский оказался на скамье подсудимых и почему его дело рассматривается в ЕСПЧ – в материале «УралПолит.Ru».
Уголовное дело видеоблогера Руслана Соколовского дошло до суда. В понедельник, 27 февраля, в Верх-Исетском районном суде состоялось предварительное заседание – традиционно в закрытом режиме. На нем скандальному блогеру был продлен срок домашнего ареста и назначено первое основное заседание, которое в открытом режиме пройдет 13 марта. Сам Руслан Соколовский с претензиями силовиков в свой адрес категорически не согласен. В преддверии старта судебного процесса он подал официальную жалобу на свой арест в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). По мнению блогера, его арест и уголовное преследование являются нарушением права на свободу и выражение собственного мнения.
Руслан Соколовский стал фигурантом уголовного дела по двум статьям: возбуждение ненависти по религиозному и национальному признакам (часть 1 статьи 282 УК) и оскорбление чувств верующих (статья 148 УК). Всего в его деле 16 эпизодов преступления по этим статьям, а также один эпизод статьи «незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».
«В период с мая 2013 по сентябрь 2016 годов обвиняемый, используя доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», изготовил и разместил на Интернет-хостинге «YouTube» девять видеофайлов, которые, согласно проведенной в ходе следствия судебной комплексной психолого-лингвистическо-религиоведческо-социологическо-культурологической экспертизе, содержат признаки возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека и группы лиц по признакам национальности, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе», – рассказали «УралПолит.Ru» в пресс-службе свердловского управления СКР.
Поводом для уголовного преследования Руслана Соколовского стал видео-ролик, в котором он играет в онлайн-игру Pokemon GO в екатеринбургском Храме-на-Крови. После того, как ролик вызвал широкий резонанс среди православных активистов, силовики подробно изучили содержание остальных роликов. Как пишет издание «Медиазона» (интересы Соколовского представляют юристы общественной организации «Зона права», связанные с этим СМИ), в общей сложности в деле фигурирует восемь видеороликов, выпущенных Соколовским до ареста и один «Соколовский в тюрьме за ловлю покемонов?» был опубликован уже после начала уголовного разбирательства. Во всех роликах Руслан Соколовский выступает с ироничными комментариями в отношении верующих (не только православных, но и мусульман), представителей различных национальностей, служителей РПЦ (в том числе патриарха Кирилла) и даже феминисток.
«При помощи метафор со сферами-источниками «болезнь», «низкий интеллект» люди, верящие в Бога, метафорически представлены как больные, идиоты, не дружащие с головой», – цитирует издание специалистов центра экспертиз при Уральском государственном педагогическом университете, привлеченных ФСБ для расследования уголовного дела.
Что касается самого известного видео-ролика Руслана Соколовского «Ловим покемонов в церкви», то в данном эпизоде в качестве свидетелей, чьи чувства оскорбил блогер, выступили восемь человек, в том числе журналист Максим Румянцев.
«Во время всего видеоролика молодой человек произносил фразы, оскорбляющие его чувства, как верующего человека, в частности, что Соколовский Р. не поймал главного покемона – Иисуса Христа», – говорится в материалах уголовного дела, со ссылкой на показания Максима Румянцева.
Отметим, что правозащитная организация «Мемориал» официально признала блогера Руслана Соколовского политзаключенным. По мнению представителей «Мемориала», действия Соколовского не попадают под статью 282 «об оскорблении чувств верующих»,так как опубликованные им материалы не содержат опасных призывов. Правозащитники считают, что он должен нести наказание по административной статье.
«Опубликованные им ролики содержат сквернословие в адрес христиан и мусульман, однако в них нет никаких опасных призывов. Подобные публичные высказывания, безусловно, заслуживают осуждения... мы считаем, что слова «унижение достоинства» должны быть вынесены из ст. 282 УК. Такие действия должны быть предметом исключительно административного наказания, поскольку они не представляет серьезной опасности для общества», – рассказали представители правозащитного центра.
В связи с этим проект Михаила Ходорковского «Открытая Россия» перечислит семье арестованного блогера Руслана Соколовского 150 тысяч рублей. Материальную помощь получат семьи 27 человек, которых в организации считают политическими заключенными, в числе которых Соколовский. При этом, по данным пранкера Алексея Столярова (Lexus) незадолго до ареста Руслан Соколовский просил предоставить ему политическое убежище.
«Незадолго до ареста у недоблогера Соколовского был взломан почтовый ящик неизвестными людьми и слита вся переписка в сеть. Как мы можем увидеть, Руслан писал во все консульства с просьбой предоставить ему политическое убежище. Наивно, конечно же, глупо, но дает повод задуматься о его психическом состоянии. Специально нарушить закон, чтобы потом, сидя дома, искать, кто его готов приютить у себя, чтобы свалить подальше из ненавистной «Рашки», – сообщил Столяров.
Также он опубликовал на своей странице в «Фейсбуке» скрин взломанного почтового ящика Соколовского с письмами в различные консульства.
Фото со страницы Соколовского Вконтакте
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях