УГМК спешит на помощь. Как Козицын вплотную подошел к бюджету

Миллиарды в обмен на хоккей, выборы и дороги

Глава Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын за считанные месяцы заметно укрепил свои позиции в ближнем круге губернатора Евгения Куйвашева: возглавил хоккейный клуб «Автомобилист», профинансировал самую скандальную избирательную кампанию в Реже, способствовал сохранению в регионе «Свердловскавтодора». За это «медный король» просит немного – всего несколько миллиардов бюджетных рублей и административную поддержку. Насколько такая стратегия взаимодействия с властью успешна – в материале «УралПолит.Ru».

В среду на заседании инвестиционного совета губернатору Евгению Куйвашеву представили несколько проектов, которые их авторы хотели бы включить в список стратегически значимых для Свердловской области. Сейчас в этом списке сто проектов – их называют «губернаторское сотней». Они систематически получают как финансовую, так и другую поддержку, например, различные налоговые льготы, внимание чиновников и прочие бонусы. Представленные сегодня проекты не новы. Некоторые из них уже обсуждались на областном уровне, например, производство источников ионизирующего излучения для развития радионуклидной терапии (проще говоря – ядерная медицина, необходимая для лечения онкологии). Часть инициатив уже реализуется – например, строительство свиноводческого комплекса в Серовском городском округе.

Среди прочих сегодня были представлены сразу две инициативы, связанные с УГМК и требующие миллиардных вложений. Первый давний проект – создание серийного производства пассажирского самолета L-410, необходимого для региональной авиации. Ранее такие самолеты закупались в Чехии. Развивать производство планируется на аэродроме «Уктус», имущественный комплекс которого принадлежит УГМК. Под это же мероприятие планировалось создать в Екатеринбурге вторую очередь особой экономической зоны «Титановая долина».

По словам замминистра промышленности области Виктории Казаковой, уральские самолеты смогут заместить до 30 % американской и украинской продукции на российском рынке. Но для этого надо вложить в проект 1,43 миллиарда рублей. Из них 200 миллионов – деньги Уральского завода гражданской авиации. Еще 1,23 миллиарда правительство очень хочет получить из федерального бюджета. «Мероприятия по включению изменений в госпрограммы уже реализуются, они должны быть рассмотрены в мае-июне 2016 года», – отметила Казакова.

При этом речи о том, что какие-то деньги в проект вложит сама УГМК, пока не идет. Медники, напротив, сами не прочь получать областную поддержку. Просьбы о бизнес-преференциях тесно пересекаются с политической помощью властям. К примеру, весной УГМК фактически профинансировал избирательную кампанию в режевскую думу. В результате «Единая Россия» там получила 17 мандатов из 20, еще три мандата достались полностью лояльным власти кандидатам. Незадолго до этого во время визита в Реж главы правительства области Дениса Паслера, на «дочке» УГМК «Сафьяновской меди» недвусмысленно попросили налоговых льгот для предприятия под разработку нового карьера, «иначе выходит слишком дорого».

Сегодня гендиректор «УГМК-Агро» Илья Бондарев представил совету несколько своих идей по развитию сельского хозяйства. Компания планирует создать в Свердловской области две молочные фермы: одну на тысячу коз для производства сыра, вторую – традиционную, в Артемовском, стоить это будет 3,3 миллиарда рублей. Еще один проект – расширение тепличного комбината на 11,5 гектаров. Этот проект потребует вложений в 3,1 миллиарда рублей. Сроки окупаемости всех проектов – восемь лет, что довольно много. Причем глава компании настаивал, что без миллиардной поддержки проектов просто не будет, а с ними не будет продовольственной безопасности.

«Потребление молочной продукции составляет 340 кг на человека в год. По статистике мы производим 32 миллиона тонн, а молока, которое перерабатывается, – всего 16 миллионов. Себя мы обеспечиваем только картофелем и яйцами, а это же импортозамещение и наша продовольственная безопасность. На проекты необходимы инвестиции в 7 миллиардов, из них поддержка – это 2 миллиарда. Если поддержки не будет, то реализовать проекты возможности не будет. Эта составляющая может поставить сроки окупаемости под вопрос», – завил Илья Бондарев.

Сегодня проекты УГМК получили статус стратегических, и в дальнейшем компания может рассчитывать на различные преференции – как прямые денежные вливания, так и нефинансовую поддержку со стороны региональных властей.

Характерно, что буквально несколько недель назад глава УГМК Андрей Козицын в экстренном порядке возглавил хоккейный клуб «Автомобилист» после ухода с этого поста Алексей Боброва. Клуб, который внезапно остался без руководителя и спонсора, мгновенно снова обрел и того, и другого. Предложение возглавить клуб Козицын принял лично от главы региона.

Еще раньше при поддержке УГМК решилась судьба одного из самых проблемных и скандальных предприятий региона – ОАО «Свердловскавтодор». После череды отмененных аукционов предприятие, находящееся в собственности Росимущества, выкупила малоизвестная компания АО «Гарант», по неофициальным данным, аффилированая с УГМК и зарегистрированная в Верхней Пышме. Вторым участником торгов была сама медная компания, но она якобы эти торги проиграла (был сделан только один шаг в 500 тысяч рублей). В связи с этой сделкой «Свердловскавтодор», на балансе которого находится внушительный перечень имущества, остался в регионе, на чем настаивал губернатор Евгений Куйвашев.

При этом говорить о том, что холдинг УГМК просит помощи у власти из-за финансовых сложностей, нельзя. В последнем рейтинге Forbes владелец УГМК Искандер Махмудов поднялся сразу на восемь позиций, увеличив капитал на полмиллиарда долларов до 4 млрд долларов (сейчас он находится на 21 строчке), а гендиректор УГМК Андрей Козицын поднялся на девять строчек до 36-й позиции, увеличив состояние на 400 миллионов долларов до 2,4 млрд долларов. А недавно совладельцы Уральской горно-металлургической компании подали в ФАС ходатайство о согласовании сделки по приобретению 74,99 % акций головной структуры Европейской медиагруппы, которая управляет радиостанциями «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах», «Спорт FM» и «Радио для друзей». По данным RNS, ее стоимость могла составить около 100 миллионов долларов.

Ольга Балюк, Полина Дикушина

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров