Все расслабились, а зря. Заксобрание приступило к реформе МСУ

В «самом демократичном» варианте законопроекта при проверке обнаружились подводные камни приличных размеров

​Реформа МСУ в Свердловской области близка к завершению. Заксобрание уже приступило к рассмотрению первых законопроектов. Итоговый вариант оказался самым демократичным: на первый взгляд, губернатор пошел навстречу всем главам муниципалитетов и в первую очередь Екатеринбургу.

Реформа МСУ в Свердловской области близка к завершению. Заксобрание уже приступило к рассмотрению первых законопроектов. Итоговый вариант оказался самым демократичным: на первый взгляд, губернатор пошел навстречу всем главам муниципалитетов и в первую очередь Екатеринбургу. В результате нигде и ничего в области «прямо завтра» меняться не будет. Все расслабились, а зря – рано. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Сегодня на комитете по местному самоуправлению рассматривались два первых законопроекта из пакета, касающегося реформы местного самоуправления в Свердловской области: «Об избрании органов местного самоуправления» и «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями». Оба считают важными, вызвавшими еще весной массу обсуждений. Особенно важен для Екатеринбурга был первый: реформа позволяла губернатору волевым решением сломать всю систему власти в городе, обнулив многолетнее противостояние мэрии с областными властями, и именно этот законопроект был в ситуации ключевым.

Обошлось. Как и было утверждено ранее на рабочей группе, в заксобрание поступил самый демократичный из всех возможных вариантов, ничего менять в нем в последний момент не стали. «Фактически данный законопроект закрепляет в Свердловской области все возможные формы самоуправления в муниципалитетах. Были бы у местных органов самоуправления идеи и пожелания – любую можно реализовать», – прокомментировала законопроект на комитете депутат Галина Артемьева. То же самое корреспонденту «УралПолит.Ru» повторил и полномочный представитель губернатора в заксобрании Виктор Бабенко: «После принятия законопроекта ни в одном муниципалитете области ничего не поменяется. Причем у нас получился самый демократичный вариант, сохраняющий все возможные формы самоуправления. Тогда как в других регионах те или иные исключили. Поэтому в будущем менять систему власти в муниципалитетах можно будет достаточно свободно. Достаточно будет лишь соответствующей инициативы».

Ключевым пунктом считалось именно это – «сохранение всех существующих форм местного самоуправления». Считалось, что либеральная позиция губернатора по этому пункту подтверждается и вторым законопроектом – также закрепляющим за сельсоветами все существующие полномочия. Однако при дальнейших обсуждениях выяснилась одна важная подробность.

«Надо понимать: даже если бы сейчас в этом законопроекте приняли изменение системы самоуправления в каком-либо муниципалитете, то действовать бы эта норма начала лишь после окончания срока полномочий действующих органов. А это два-три года. В то же время в законе сохранена возможность появления инициативы по изменению системы местного самоуправления. Таким правом у нас обладают десять субъектов, в том числе и суд, и прокуратура, и даже инициативная группа граждан числом от 10 тысяч – это закреплено в уставе области. Все они могут выступить с инициативой и пояснить, почему считают эти изменения необходимыми, и такая инициатива должна быть рассмотрена в заксобрании. И если депутаты утвердят – изменения вступят в силу», – прокомментировал законопроект «Об избрании» корреспонденту «УралПолит.Ru» председатель законодательного комитета Владимир Никитин.

Но это еще не все. В федеральном законе «О местном самоуправлении» закреплена норма о необходимости проведения опроса граждан при изменении формы самоуправления муниципалитетом. Весной было много споров о том, кто именно и как должен проводить эти исследования. И до сих пор мэрия Екатеринбурга надеется на этот пункт как на свою страховку в случае чего – даже решила взять под контроль проведение референдумов в городе путем закрепления соответствующих полномочий за своей избирательной комиссией. Однако, как оказалось, зря. «Поскольку вопрос об изменении системы самоуправления должен рассматриваться на уровне заксобрания, он относится к областным инициативам, изменениям законодательства на уровне области. И, соответственно, опросы также должны проводиться на уровне области – решение должны принимать все совместно. Но станет ли кто-то из-за одного города проводить общеобластной опрос – крепко сомневаюсь. Хотя настаивать, конечно, можно», – пояснил Владимир Никитин.

Примечательно, что сегодня на заседании законодательного комитета заксобрания рассматривались правки в региональный закон «О референдумах». Как ожидалось, они тоже будут касаться реформы МСУ в части окончательного решения вопроса, обсуждавшегося весной. Даже наблюдатель от мэрии Екатеринбурга пришел – на случай каких-либо сюрпризов. В результате же дело ограничилось техническими правками. «Вопрос о референдуме еще обсуждается, что тут говорить», – уклончиво ответил корреспонденту «УралПолит.Ru» Виктор Бабенко на вопрос, как так получилось.

Но фактически получается, что губернатор просто переиграл ситуацию. С одной стороны, он, на первый взгляд, отказался на того, чего все боялись, – немедленного переписывания уставов. С другой же – пока все успокоились, закрепил в итоговой версии законопроекта возможность внести эти изменения в будущем. Причем вне зависимости от желания или нежелания областных властей. Всего-то и нужно будет: найти инициативную группу граждан в 10 тысяч человек, да продавить потом законопроект на заксобрании. Последнее до сих пор Евгению Куйвашеву всегда удавалось.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров