В основу законопроекта по «совершенствованию региональной политики», анонсированного Валентиной Матвиенко, может лечь опыт большой Тюменской области.
В основу законопроекта по «совершенствованию региональной политики», анонсированного Валентиной Матвиенко, может лечь опыт большой Тюменской области. С юридической точки зрения регион представляет собой прототип макрорегиона, о котором говорила спикер Совета Федерации. «УралПолит.Ru» выяснил, какой опыт увидит Москва в «матрешке».
В конце апреля 2016 года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о том, что подготовлен новый законопроект по «совершенствованию региональной политики», который предполагает создание в России макрорегионов без юридического и административного объединения. Делается это, по словам спикера верхней палаты парламента, для улучшения качества жизни людей, а также для большей самостоятельности регионов и муниципалитетов. Проект закона был направлен в региональные парламенты в последние дни апреля, знают источники в Совфеде. Но ни в Тюменскую, ни в Ханты-Мансийскую думы документ так и не пришел, рассказывают опрошенные «УралПолит.Ru» депутаты. Вскоре и Валентина Матвиенко фактически дезавуировала свое заявление.
«Когда такие предложения озвучивает второе лицо в государстве, важно понимать, для чего это делается. Социально-экономическая ситуация в стране сейчас сложная, много неэффективных губернаторов у власти. Например, только у 6 % регионов сумма долгов приближается к 70 % доходной части бюджета. Это регионы-банкроты. Создание макрорегионов, на мой взгляд, сократит чиновничий аппарат, и нам бы очень этого хотелось», – уверен депутат Госдумы от ХМАО и ЯНАО Владимир Сысоев.
Вопрос построения отношений внутри сложнопостроенного региона, тюменской «матрешки» – основной. Единственный рабочий пример работы «экономических макрорегионов», как окрестила их Валентина Матвиенко – Западная Сибирь. Сегодня, по определению Конституционного суда РФ, автономные округа, входящие в состав Тюменской области, являются самостоятельными регионами России. Но есть то, что объединяет их с югом Тюменской области – это общие совещательные органы законодательной и исполнительной власти: Совет законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Совет трех губернаторов. Последний принимает политически важные решения об экономическом взаимодействии регионов, а законодатели готовят юридическую почву для их осуществления.
Учитывая текущий формат работы, тема объединение неактуальна для регионов Западной Сибири, считает депутат думы Югры от СР Анатолий Вац: «Идея укрупнения ради спасения, а кого спасать? У нас в Западной Сибири нет регионов, у которых сложное финансовое положение. Думаю, идея Матвиенко коснется других субъектов РФ».
Пожалуй, самым ярким примером такого экономического взаимодействия может служить межрегиональная программа «Сотрудничество». Ее механизм работает следующим образом: автономные округа, по договору между органами госвласти, направляют в бюджет Тюменской области 29,5 % налога на прибыль организаций. Чтобы эти деньги были потрачены не на юге «матрешки», а вернулись в автономии, каждый из северных губернаторов представляет свою программу строительства социальных и инфраструктурных объектов. Программа «Сотрудничество» успешно работает с 2004 года.
Один из недавних примеров важного социально-экономического решения Совета трех губернаторов – выделение земли для многодетных семей Ямала и Югры на территории юга Тюменской области. Как рассказал «УралПолит.Ru» источник в правительстве Тюменской области, земли многодетным северянам предоставляются в разных районах – на выбор. К этим участкам уже подведены инженерные коммуникации. Для того, чтобы этот механизм заработал, в законодательные акты ХМАО, ЯНАО и юга области Советом законодателей были внесены соответствующие изменения.
Кроме этого есть и совсем незаметные взгляду простого обывателя экономические вопросы, уже решенные главами тюменской «матрешки» – переселение ямальских пенсионеров в тюменские микрорайоны, субсидирование авиакомпании «Ютэйр» и в целом субсидирование внутренних авиаперевозок, проведение продовольственных ярмарок, работа в автономных округах Корпорации «Развитие» (бывший «Урал промышленный – Урал полярный»), строительство аэропорта «Рощино» в Тюмени и переезд туда авиакомпании «Ямал».
Представитель ЛДПР считает, что совместной работы в рамках «Сотрудничества» недостаточно, чтобы считать объединение макрорегионом: «Макрорегион силен субъектами. Если бы вся тюменская «матрешка» объединилась для лоббирования своих интересов, то это было бы 13 депутатов Госдумы, шесть членов Совета Федерации и три губернатора. Но этого, к сожалению, нет. Мы – фракция ЛДПР – также выступаем за то, чтобы у бюджетов было больше финансовой самостоятельности, и уверены, что если бы 60 % доходов оставалось в регионах, это дало бы возможность многим субъектам выйти из кризиса. Когда законопроект Матвиенко будет проходить через Госдуму, мы будем вносить эти предложения».
С ним не согласен Анатолий Вац: «Что касается взаимоотношений Тюменской области с округами – Ханты-Мансийск и без юга Тюмени и Ямала – макрорегион. Здесь совершенно самодостаточные предприятия ТЭК. Но, конечно, в свое время – когда была просто Тюменская область, руководство всех крупных предприятий сидело в Тюмени, больше людей обучалось в вузах Тюмени».
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях