«Появится больше возможностей нас контролировать». На форуме в Тюмени презентовали новации в госзакупках

​В Тюмени прошел первый Межрегиональный форум Уральского федерального округа «Контрактная система в сфере закупок»

В Тюмени прошел первый Межрегиональный форум Уральского федерального округа «Контрактная система в сфере закупок», посвященный повышению эффективности и развитию системы государственного заказа. Представители власти, контролирующих органов, а также предприниматели обсудили проблемы и последние готовящиеся изменения в сфере госзакупок. Многие инициативы и поправки в законодательство были озвучены впервые.

Начиная мероприятие, руководитель УФАС по Тюменской области Игорь Веретенников сразу оговорился, что «вопросов накопилось очень много, а подобные мероприятия проводится очень редко».

«На мой взгляд, очень много проблем, связанных с контрактной системой: это и несовершенство самого законодательства, наличие норм двойного толкования. Но самой важной проблемой, на мой взгляд, является отсутствие единообразной практики применения законодательства в контрактной системе», – с ходу обозначил проблему он.

По его словам, в каждом регионе сформировалась своя практика даже на уровне антимонопольных органов.

«Это все ведет к дисбалансу и непониманию. В конечном итоге страдают от этого и заказчики, и участники. Первые страдают от того, что есть возможность привлечения к административной ответственности, а вторые, в свою очередь, от того, что затрудняется доступ на торги», – отметил ревизор и добавил, что и судебные органы страдают той же болезнью и их практика также разнообразна при разрешении одних и тех же вопросов.

В итоге глава региональной антимонопольной службы предложил по итогам форума сформировать все замечания, высказанные по итогам дискуссии и отразить их в отдельном документе. Кстати, судя по программе форума, именно эта часть встречи прошла в закрытом режиме и только для представителей федеральных, контрольных и местных органов власти.

Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Эдуард Омаров также озвучил критические моменты.

«Мы разными способами пытаемся увеличить долю малого и среднего бизнеса в госзкупках, но к сожалению, пока это не получается, хотя законодатели приняли решение, что участие этих субъектов должно быть на уровне не менее 15 %, но по стране мы видим реально лишь 7–8 %, а где-то и менее 3 %. Несовершенство законов с одной стороны, это понятно, но еще есть наше не очень точное понимание для чего все это делается, – заявил Омаров и продолжил. – Насколько я понял в зале в основном заказчики сидят. К вам приходят, условно, за госзакупками предприниматели. Но большинство ребят, которые могут качественно оказать услуги не получают с первых рук заказы. В лучшем случае это второй и третий субподряд».

По его словам, проблема заключается в том, что в аукционах побеждают отдельные «профессионалы в кавычках».

«Я не призываю вас нарушать закон, конечно, но с добросовестными предпринимателями надо смотреть: как можно обеспечить, чтобы госзаказы получали достойные. Этих ребят очень легко вычислить по их работам и сделанным объектам. Всегда можно выйти и посмотреть. Меняя эту парадигму и подход, мы можем реально обеспечить те компании, которые могут и в состоянии сделать качественные поставки и услуги», – категорично высказался он.

Отвечать пришлось главному спикеру форума – заместителю директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ Дмитрию Готовцеву.

По его словам, в настоящее время в сфере госзакупок действуют временные антикризисные меры, но «возможно, с это года они закончатся, а возможно. нет». Так как этот инструмент показал себя не очень хорошо из-за злоупотребления поставщиков.

«Они выигрывали конкурс, получали аванс без всякого обеспечения и уходили. Это привело к тому, что заказчики не только не добивались цели, но еще и деньги теряли», – отметил чиновник.

«Тем не менее мы понимаем, что такие нормы позволяли увеличить количество потенциальных поставщиков. Из-за этого весь прошлый год заказчик балансировал и находился между двух огней. В этом году внесли поправку: хорошо, у заказчика есть право самостоятельно решать вопрос с обеспечением контракта, но только в том случае, если контрактом не предусмотрен аванс», – добавил он.

Что касается изменений и нововведений в сфере госзакупок, то их оказалось достаточно много.

В частности, при составлении описания объектов закупки ввели единые стандарты и условные обозначения согласно национальной системе. Сейчас они доступны на специальном ресурсе в сети Интернет, но по признанию самого спикера, «пользоваться им пока не очень удобно».

Главной новацией стало право правительства устанавливать виды и объемы работ, которые генеральный подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения субподрядчиков.

«Это наболевшая норма, сегодня здесь уже прозвучала эта тема, от нее мы не денемся никуда, но в стройке мы имеем плачевные результаты: недавно у нас был трагический случай. Одно здание перепродавалось семь раз, и семь раз каждый посредник оставлял себе маленькое долю. В итоге оно было возведено, но как в песне: «я тебя построил из того, что было». Но, к сожалению, оно обрушилось, и это привело к человеческим жертвам. После этого поняли, что все-таки нехорошо такие вещи делать и надо это исправлять», – рассказал представитель профильного министерства.

По его словам, планируется, что норматив могут установить на уровне 30 % обязательных работ самим генподрядчиком и только остальное можно будет распределить.

Хорошие новости нашлись и для инвесторов. Правительство рассматривает вопрос о привлечении новых производств в Россию за счет обеспечения рынка сбыта через систему госзакупок.

«Старые схемы по подстегиванию инвесторов за счет льгот работают, но как-то не очень хорошо, недостаточно. Посмотрели, а что самое главное для них – это гарантированный рынок сбыта. Что с этим делать? Воспользоваться 44 федеральным законом», – озвучил свой рецепт московский чиновник.

У заказчика теперь есть право заключать контракты с инвестором как с единственным поставщиком на ту продукцию, которую он обязуется сделать при запуске производства. Правда речь идет о достаточно крупных объектах и параметры для федерации и регионов будут разные.

Еще одним моментом стала возможность государству осуществлять закупки «под ключ», а проще говоря, в одном контракте объединять разные виды услуг, что в настоящий момент является незаконным. Например, проектирование и строительство детского садика сейчас это два разных тендера, а кроме этого еще есть монтаж оборудования и его закупка.

«Нам станет легче закупать типовые школы, детские сады и больницы», – пояснил спикер.

Но это еще не все. Представитель минэкономразвития отметил, что в его ведомстве ждут внедрение электронных процедур. По его словам, заявка будет состоять из трех частей. В первой будут указаны параметры предлагаемого товара и его описания, вторая будет содержать в себе сведения об участнике и только в третьей, главной, будет указана цена. При этом заказчик сперва получит лишь первую часть заявки, которую будет обязан оценить в балах, а конкуренты-поставщики не будут знать, кому какую конкретно оценку поставили, зато получат возможность снизить цену исходя из этой информации. Заказчик получит возможность увидеть цену на последнем этапе.

По замыслу это поможет минимизировать риск подгона баллов под нужного подрядчика.

Что касается сроков проведения торгов, то их предлагают сделать фиксированными для определенных видов товара. Например, тендер на покупку машины нужно будет объявлять за две недели до окончания.

Зато заказчика обяжут выплачивать деньги за выполненные работы в срок – расчет производить, в случае одобрения поправки, нужно будет за календарный месяц. А проконтролируют это все общественные советы.

«Очень большая надежда на общественные организации, они, слава богу, не могут успокоиться и нас контролируют, теперь у них появится еще больше возможностей», – подчеркнул федеральный чиновник.

Интересно, на форуме представителей тех самых общественных организаций, как раз и не было. В зале, по большей части присутствовали сами заказчики – представителе различных государственных структур и органов власти. Исключением можно назвать «Опору России», чей вице-президент Эдуард Омаров был заявлен спикером. А главных «блюстителей» госзаказов – активистов проекта ОНФ «За честные закупки» в зале не было видно, равно как и журналистов – видимо, их просто «забыли» пригласить. 

Фото: talent.mos.ru, bmag72, nashgorod.ru

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров