«Тефтелев нам не указ!». Челябинские перевозчики диктуют властям цены и свои условия

Несогласованный рост стоимости проезда вызвал недовольство горожан и упреки городских властей в бездействии

За две недели владельцы внутримуниципальных маршрутных такси в Челябинске подняли цены с 18 рублей до 21 рубля. Повышение происходит при полном игнорировании мнения властей и их попустительстве. Челябинский градоначальник Евгений Тефтелев сегодня ограничился заявлением о незаконности такого шага перевозчиков. Министерство тарифного регулирования и энергетики региона обращается в прокуратуру Челябинска, которая открыто признает, что не знает, как подступиться к необычным жалобам. Пока власти перекладывают ответственность с ведомства на ведомство, одни горожане молча мирятся с подорожанием, другие – продолжает негодовать. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Первым цены на проезд 15 мая поднял перевозчик, обслуживающий маршрут № 91 (Трубопрокатный завод – Улица Бейвеля). Как рассказал журналистам директор ООО «Автобан» Александр Исаев, в часы пик – утром и вечером – стоимость проезда увеличивается до 21 рубля, а днем, напротив, падает до 15 рублей. Руководители компании назызвали такие скользящие цены «акцией» для привлечения социально незащищенных категорий пассажиров – студентов и пенсионеров. Тогда же Исаев сообщил, что обращался в министерство тарифного регулирования по поводу повышения стоимости проезда, но не смог получить оперативный ответ.

Зато уже 18 мая ведомство разместило на своем сайте официальное сообщение, в котором говорилось, что повышение цен на 91-м маршруте является незаконным. В марте 2013 года министерство (тогда еще Единый тарифный орган, ЕТО) установило тариф на уровне 18 рублей, все, что выше – нарушение закона, подчеркивают в министерстве. Сообщается, что «Сервис-Транс» 19 февраля направил в минтарифов документы, однако не смог обосновать, почему цены на проезд все же стоит повысить. Министерство тарифов направило обращение в прокуратуру Челябинска, призвав при этом граждан жаловаться. Для этого нужно было сфотографировать объявление о повышении цен и взять билет у водителя.

Как рассказала «УралПолит.Ru» министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Татьяна Кучиц, в министерство с просьбой рассмотреть заявки о повышении проезда обращались ООО «Гранд», ИП Деменюк, «Сервис-Транс» и «Автолига». «Они обосновывали повышение цен увеличением статей расходов предприятия, но все эти компании не предоставили полного пакета документов. В настоящее время ни у кого из них нет законных оснований для повышения стоимости проезда сверх установленного постановлением ЕТО от 1 марта 2013 года предельного тарифа в размере 18 рублей», – пояснила Кучиц. Она добавила, что у министерства нет контрольных функций, и оно не может наказывать перевозчиков за незаконное подорожание проезда, поэтому все материалы перенаправляются в прокуратуру и Роспотребнадзор.

В прокуратуре Челябинской области «УралПолит.Ru» подтвердили получение от министерства тарифного регулирования нескольких жалоб на необоснованное подорожание стоимости проезда в маршрутках. Все они переданы для рассмотрения в надзорное ведомство Челябинска. Жалоб от челябинцев, по данным на 29 мая, не зарегистрировано. В прокуратуре признаются, что это первое официальное выражение протеста гражданами необоснованным ростом цен – поэтому в ведомстве еще толком не знают, какие санкции можно будет применить к нарушителям.

Вслед за 91-м маршрутным такси, 25 мая о повышении цен до 21 рубля заявил перевозчик, работающий на маршруте № 3. Причем, как удалось выяснить корреспонденту «УралПолит.Ru», часть машин продолжает возить пассажиров по 18 рублей, другая – установила цену на проезд в 20 рублей, а третья – в 21 рубль.

«Нельзя просто взять и повысить проезд, потому что кто-то этого хочет. Есть определенная процедура, нужно подать определенные документы. Нужно, чтобы тариф был экономически обоснованным. Нужно показать свои расходы, и тарифный орган примет решение. Процедура только такая, не может перевозчик в частном порядке взять и поднять тариф. Когда так делается, нарушается закон, и нужно на это реагировать», – говорил 25 мая глава Челябинской городской думы Станислав Мошаров.

Однако перевозчики заявления местных властей проигнорировали. Вскоре цены поднялись на маршрутах № 54, № 10, № 84, № 139 и № 478. Очередное подорожание зафиксировано сегодня, 1 июня.

«Мы объясняем маршрутчикам, что стоимость проезда нужно повышать цивилизованно. Было несколько случаев, когда перевозчики подали документы на согласование и считают, что вопрос уже решен, и начинают ездить (с новыми ценами – прим. авт). Но так нельзя, они должны получить разрешение тарифного органа и только потом внедрять эту стоимость. На этой неделе я проведу рабочую группу, посмотрим, что в этом отношении у нас делается, и ужесточим работу там, где будут явные нарушения», – прокомментировал ситуацию сегодня глава администрации Челябинска Евгений Тефтелев. Он также сообщил, что если маршрутчик обоснует свои расходы, то минтарифов должно принять решение об увеличении тарифа на проезд, и тогда стоимость проезда в маршрутном такси изменится. При этом градоначальник подчеркнул, что не может комментировать действия министерства, и решение о повышении тарифов остается за тарифным органом.

Тефтелев на аппаратном совещании, обращаясь к начальнику транспортного управления Олегу Козлову и главе Челябинского автобусного предприятия Эдуарду Маховскому, призвал их «быстрее передвигать ногами» и использовать ситуацию. Имел ли в виду сити-менеджер поручение активнее развивать общественный городской транспорт, не понятно. Евгений Тефтелев также не стал уточнять, какое наказание ждет нарушителей, отметив только, что к работе будет подключена прокуратура.

Такая же ситуация наблюдалась в январе, напомнил градоначальник. Однако тогда перевозчики согласились отложить подорожание проезда. Напомним, жители Челябинска стали жаловаться, что на некоторых маршрутах цены выросли с 18 до 25 рублей. «Конечно, повышение будет, но конкретных сроков мы себе не ставим. Январь – это очень сложный месяц для людей, колоссальная нагрузка на население, мы это понимаем. В то же время запчасти на иномарки подорожали, топливо выросло в цене, неизвестно, что будет дальше с ценами на бензин. Так что мы пока держимся из последних сил», – поясняла «УралПолит.Ru» директор «Аль-Транс» и «Урал-Дом» Алла Даутова.

Связаться с г-жой Даутовой сегодня не удалось. В «Союзе перевозчиков города Челябинска» целый день не брали трубку. Руководитель ООО «Казачьий Двор» Юрий Русин сообщил, что в его автомобилях, работающих на маршруте 92 (ЧМК – улица Павелецкая – поселок Сухомесово) цена останется прежней – 18 рублей. В ООО «Сервис-Транс» сообщили, что никого из начальства нет на месте, а подорожание проезда объяснили словами: «нам сказали, мы делаем».

Между тем даже незначительное подорожание на 2–3 рубля вызвало негодование среди челябинцев, которые воодушевившись призывами властей, решили жаловаться во все возможные инстанции. «Вчера я пообщалась с предпринимателем, он мне объяснил, что они обратились в ЕТО с заявлением о повышении тарифа, но тарифный орган до настоящего времени не дал официального ответа, поэтому они не стали ждать разрешения ЕТО и самовольно подняли плату за проезд. Я говорю, но это же незаконно, а он мне отвечает – не хотите, не ездите. Я пожелала ему удачи с таким отношением к людям и к своей предпринимательской деятельности... и отправила на него жалобы в инстанции», – пишет в соцсетях Анастасия Русских.

В Челябинском УФАС «УралПолит.Ru» рассказали, что жалобы по пассажирским перевозкам находятся вне компетенции антимонопольного ведомства. «Всех граждан, присылающих жалобы, мы уведомляем о том, что данные вопросы не входят в компетенцию УФАС, и перенаправляем жалобы в Роспотребнадзор и Министерство тарифного регулирования. На прошлой неделе в день мы получали в среднем по две жалобы на подорожание проезда в маршрутках», – рассказала пресс-секретарь Челябинского УФАС Наталья Мартынюк.

«Объявляли по радио, что это у них «соцпрограмма» введена на 91-м маршруте. Может, уже и еще где-то. Что в час-пик люди будут платить по 21 рублю, зато в середине дня остальные смогут ездить по 15 рублей! Типа привлекая пенсионеров и малоимущих! Это они помогают остальным! (...), – возмущается «ВКонтакте» Анна Соболева. – Читаю комментарии и вижу, что пробная версия «маршрута 91» прокатила, власти молчат, вот и на других маршрутах начали вводить эту «соцпрограмму». Грустно как-то получается».

Как сообщил «УралПолит.Ru» источник на рынке пассажирских перевозок в Челябинске, без жесткой политики со стороны властей проблему маршрутных перевозок не решить. «Получается, что ведомства перекладывают ответственность друг на друга, а в итоге страдает рядовой пассажир, которому никто ничего толком не может объяснить».

В социальных сетях попытка властей переложить ответственность за решение проблемы друг на друга уже получила саркастические оценки. Так, один из пользователей высказал предположение, что одно только обращение граждан «на прямой линии к президенту» решило бы проблему, от которой пытаются уклониться Евгений Тетелев, министерство тарифов региона и УФАС: «И я погляжу как ваши рынок и уфас, вместе с мэром тут гопака выдавать будут с подвывертами. Или другой добрый гражданин аналитичку в администрацию президента передаст «почему партия власти не добрала процентов на выборах» – и тоже гопак начнется» (орф. и пункт. сохранены).

О том, что на рынке пассажирских перевозок в Челябинске сложилась сложная ситуация, которая тянется годами, говорит и политолог Александр Мельников. «В городе сложилась непростая ситуация с маршрутными перевозками. Об этом говорил Сергей Давыдов (бывший сити-менеджер Челябинска – прим. авт.). Евгений Тефтелев после назначения начал проводить некоторые реформы в этой области, а Борис Дубровский, выступая на праймериз, также обозначил эту проблему. Можно сказать, что диалог перевозчиков с Тефтелевым не задался с самого начала, и в какой-то мере они его подставляют перед населением, – комментирует Мельников. – Горожане, не разбираясь, кто и за что отвечает, связывают проблемы маршрутчиков напрямую с главой администрации. Думаю, не стоит искать в случившемся политическую подоплеку. Учитывая, в какое время мы живем, подорожание может быть экономически обоснованным».

«Маршрутки – это показатель убогости города, и Челябинск в этом смысле – один из самых убогих городов России, – заявлял ранее экономист, специалист по транспортной инфраструктуре и гендиректор консалтинговой компании «КЭМП» Яков Гуревич. – В нормальных городах их уже нет. Маршрутки городу не нужны. Если эта мысль появится в голове руководства, то транспортную проблему Челябинска можно решить легко. (...) Как только транспортный вопрос переходит в плоскость закона, маршрутки умирают автоматически. Но для этого надо принять транспортную стратегию развития города. Прежде всего, в умах коррумпированных чиновников».

«Считаю, что транспорт должен быть муниципальным, – высказывает мнение лидер фракции ЛДПР в Законодательном собрании Челябинской области Андрей Ткаченко. – Тефтелев, я думаю, понимает это. Да, решение проблемы потребует от муниципалитета значительных вложений, закупок транспорта (автобусов большого, среднего и малого класса) в частности. Возможно, таких денег у города пока нет. Надо привлекать кредиты. Потому что речь идет о важнейшем для города инфраструктурном проекте, который изменит облик нашего города, сделает его современнее и удобнее для жизни. Именно об этом мы говорим, когда рассуждаем о культуре западных мегаполисов. Вот только это тот самый опыт, который нет необходимости заимствовать. Достаточно вспомнить то хорошее, что у нас было в советские годы». 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях