Депутат Госдумы от Свердловской области Максим Иванов – о том, почему религия – это вопрос дипломатии, и зачем нужен целый «религиозый комитет» в российском парламенте.
Мы продолжаем рубрику «Больной вопрос». Собеседники издания – депутаты, чиновники, общественные деятели – на страницах нашего портала делятся личным мнением по поводу наиболее острых, спорных, актуальных социальных проблем. Сегодняшний автор колонки на «УралПолит.Ru» – депутат Госдумы от Свердловской области Максим Иванов – о том, почему религия – это вопрос дипломатии, и зачем нужен целый «религиозый комитет» в российском парламенте:
Когда я приезжаю в избирательный округ, то часто слышу вопрос: «Максим Анатольевич, в каком комитете вы состоите?» Отвечаю: «по развитию гражданского общества вопросам общественных и религиозных объединений». И если первые слова у собеседников вопросов не вызывают, то слово «религиозных» рождает удивление. Казалось бы, где Госдума, а где религия.
На самом деле Государственная Дума, как высший законодательный орган страны, обращает пристальное внимание не все общественные явления, которые, так или иначе, затрагивают значительное число граждан.
Религия, помимо догматики и серьезного исторического контекста – это люди. Много людей. По предварительным оценкам, на территории России проживают 60 миллионов православных, 10 миллионов мусульман, есть буддисты, католики, иудеи.
То есть, это массовое явление. Можно его не замечать, можно с ним как-то спорить, но это факт. Религия – массовое общественное явление. Достаточно вспомнить крестный ход в Екатеринбурге во время Царских Дней, когда за патриархом Кириллом в путь отправились до 100 тысяч человек. А сколько человек участвует в молитве на Курбан-Байрам?
Сразу оговорюсь: в рамках законотворческой и экспертной деятельности в Комитете мы ни в коем случае не обсуждаем непосредственно вопросы религии. Это компетенция духовенства и всех верующих. Однако существует ряд моментов, которые, тем не менее, нуждаются именно в законодательной «доводке».
Яркий пример. Паломники. До сих пор современное российское законодательство не видит ни паломников, ни их деятельность. Потому что в законе нет такого понятия.
Это как с волонтерами. Де-факто волонтеры есть, а слова такого в законе до недавнего времени не было. А раз так, то и взаимоотношения, которые возникают между ними и другими структурами также не регулируются общими правилами и, соответственно, есть риск недобросовестной деятельности.
Закон о волонтерстве мы приняли. И теперь есть четкие правила, права и обязанности сторон. Будет ли это способствовать развитию волонтерского движения? Уверен, что да.
Паломники. Ситуация аналогичная. Летом в комитет уже поступили соответствующие поправки в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», где четко определяется правовой статус паломника.
В случае если будут одобрены поправки, то правовое регулирование затронет, например, вопросы организации паломнических поездок для посещения мест религиозного почитания и объектов религиозного назначения, расположенных на территории РФ и за ее пределами. Важное уточнение: с целью участия в религиозных обрядах и церемониях.
Также исключительно за религиозными организациями будет закреплено право осуществлять паломническую деятельность. Это позволит оградить верующих от недобросовестных организаторов подобных поездок. А риск этого есть, потому что, повторюсь, масштаб этой деятельности колоссален и негодяи всегда найдутся.
Или еще пример. Законодательство в сфере свободы совести и религиозных объединений. Тема деликатная. Для понимания, как и что нужно менять (и нужно ли!) комитет создал экспертную группу. В ее составе представители академического сообщества и всех основных религий: христианство, ислам, буддизм, иудаизм.
Добавлю, что работа комитета вносит определенный вклад и в развитие международных отношений. В условии определенного дефицита политических и экономических контактов с некоторыми странами, новые форматы диалога с представителями зарубежья оказываются полезны.
Такой диалог активно развивается по линии православия – достаточно вспомнить недавнюю встречу Патриарха Московского Кирилла и Константинопольского Варфоломея, активно развиваются отношения с мусульманскими странами. Более того, не многие знают, но ведет свою работу Межпарламентская Ассамблея Православия – организации, в состав которой входят представители парламентов более чем двадцати стран, в том числе Чехии, Финляндии, Греции, Болгарии.
Это часть российской дипломатии.
Вот и ответ на вопрос, зачем Госдуме «Комитет религии»
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях