Наука не выдерживает конкуренции с религией: исследование «УралПолит.Ru»
В России одновременно отметили православную Пасху и День космонавтики – даты обоих праздников выпали на 12 апреля, подобное совпадение возможно лишь раз в 532 года. Редакция «УралПолит.Ru» решила сравнить интерес россиян к обоим праздникам. Результаты – в нашем исследовании.
Пасху отмечают примерно две тысячи лет. Первый полет человека в космос же состоялся лишь в прошлом веке, и это событие казалось тогда серьезным ударом по религии. «Бога нет!» – заявил миру СССР, явив всем вместо скорбного лика Иисуса улыбающегося Юрия Гагарина. Исследование Института стратегических коммуникаций и социальных проектов, проведенное по заказу «УралПолит.Ru» спустя полвека после полета человека в космос, показывает, какой из праздников популярнее у россиян и в мире.
Стоит отметить, что сравнение этих двух праздников представляется достаточно символичным. Все-таки Пасха для православных – одно из главных празднеств, которое отражает духовное развитие страны, а День космонавтики – чествование ее интеллектуального потенциала и отражение гордости за реальные достижения. Да, есть День Победы – день воинской славы России, который объединяет одновременно и духовное начало нашего народа, и его волю к достижению результата. Но гордость за страну как таковую можно измерить и по отношению населения к успехам в исследовании космоса – пожалуй, главному мирному достижению России, важному не только для отечественной науки, но и для всего человечества. Достижению, которое безусловно признается во всем мире. Фактически это тот же День Победы, тем более что на космическую отрасль тогда работала вся страна, только без миллионов погибших.
В рамках исследования были проанализированы сообщения о праздниках на основных социальных площадках: Facebook, «Одноклассниках», «ВКонтакте», «Твиттере», «Живом журнале» и других соцсетях*.
В общей сложности 12 апреля пользователи социальных сетей выложили почти 350 тысяч сообщений, посвященных обоим праздникам. Из них 270 тысяч – о Пасхе, и только 42915 – о Дне космонавтики. В целом стремление причаститься превысило гордость за научные достижения страны в 6,3 раза. При этом интернет-СМИ писали новости о праздниках хоть и со схожим результатом, но с немного иным соотношением: на 2754 текста, посвященных Пасхе приходится 756 о Дне космонавтики, соотношение – 3,64. Но это касается только непосредственно 12 апреля. Если же взять публикации за неделю, то журналисты оказались на одной волне с блогерами: 13474 против 2389 – соотношение 5,64.
Если анализировать сообщения в соцсетях по федеральным округам, то это соотношение выглядит следующим образом:
Во всех без исключения федеральных округах православный праздник оказался более востребован у пользователей и более обсуждаем, чем светский. При этом лидерами этого торжества православия оказались ЮФО, ЦФО и СЗФО. Любопытно, что на Северном Кавказе наука в эти дни оказалась более востребована, чем во всех остальных частях страны. Пасху здесь вспоминали всего в 4 раза чаще, чем космос. Эксперты Института стратегических коммуникаций и социальных проектов уточняют, что во многом такой результат связан с меньшим количеством православных в регионе.
По регионам ситуация выглядит следующим образом. Топ-10 субъектов страны по соотношению популярности Пасхи и Дня космонавтики:
Любопытно, что один из субъектов УрФО – Курганская область – при этом оказался внизу списка. Среди местных пользователей соцсетей стремящихся к богу всего в три раза больше, чем отмечающих запуск первого человека в космос.
Что касается столиц, то в Москве соотношение оказалось 7,38, в Московской области – 8,12. Показатель Санкт-Петербурга – 6,78. Средний Урал – 5,34 – значительно меньше, чем в среднем по стране – регион оказался более патриотичным, нежели верующим, что, наверное, логично для области, где куется щит и меч страны.
Если же взять отдельно Уральский федеральный округ, то рейтинг его регионов будет выглядеть следующим образом:
Наконец, стоит отметить, что праздники, хоть и в значительно меньшей степени, оказались популярны и за пределами РФ. Пользователи не только ближнего, но и дальнего зарубежья также писали о Пасхе и о Дне космонавтики. Так, к примеру, выглядит топ-10 стран, не считая России:
Любопытно, что и тут соотношение не в пользу науки. К примеру, в США на 105 сообщений «Христос воскресе» приходится лишь 61 обсуждение космоса, в ультрасовременной Японии соотношение 21 к 6. Впрочем, как отмечают эксперты Института стратегических коммуникаций, не исключено, что подобное соотношение связано не с интересом к теме, а просто с желанием поздравить друзей и родственников в России. То есть объясняется представлением иностранцев о том, с каким праздником важнее поздравить россиян в первую очередь.
* для составления визуальной информации использованы данные самой популярной российской соцсети «ВКонтакте», где опубликовано более 70 % всех сообщений об изучаемых праздниках.
Кирилл Гонцов, Игорь Чукреев
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях