Жить стало лучше. Чего стоила депутатам работа в Госдуме

С чем пришли и с чем покидают Охотный ряд уральские парламентарии

Государственная дума шестого созыва заканчивает свою работу. Соблюдены все необходимые ритуалы: парламентарии, получившие мандаты в декабре 2011 года, в последний раз отчитались о доходах. За пятилетку депутатства кто-то из народных избранников приумножил свои доходы в десятки раз, а кто-то, напротив, потерял все, ну или как минимум многое. «УралПолит.Ru» внимательно изучил декларации депутатов о доходах на старте их парламентской карьеры и в нынешнем году. Как работа на ниве законотворчества отразилась на благосостоянии парламентариев – в материале «УралПолит.Ru».

Заработали

Депутаты ГД шестого созыва впервые отчитались о своих дохода весной 2012 года – за предыдущий. Многие парламентарии получили корочки впервые, а следовательно, отчитывались за свои недепутатские доходы. Так, например, депутат-справедливоросс и красноярский бизнесмен Геннадий Носовко, представляющий в парламенте Свердловскую область, впервые задекларировал свой доход на уровне 6 млн рублей. Из недвижимости у народного избранника было два земельных участка, квартира и три автомобиля – Audi Q7, Mersedes-Benz и Volkswagen Teuareg. Доход на фоне остальных парламентариев, действительно, весьма скромный. К исходу депутатского срока депутат Носовко эту ситуацию исправил – в 2015 году он заработал уже 96 млн 499 тысяч рублей. С солидным автопарком парламентарий распрощался, зато приобрел сразу 10 земельных участков сельхозназначения. Его коллега из «Единой России» Отари Аршба, также совершенно незнакомый уральцам, за пять лет в Госдуме демонстрировал удивительные финансовые взлеты и падения. Так, в 2011 году он задекларировал 6,4 млн рублей, четыре дома, квартиру, шесть земельных участков и автопарк на зависть коллегам – три автомобиля «Мерседес Бенц», «Линкольн Навигатор», «Тойоту Лендкрузер». В 2015 году депутат, который планирует продлить свои полномочия в нынешнем году, отчитался о заработанных 18 млн рублей; количество недвижимости почти не изменилось. При этом в 2013 году народный избранник сумел заработать рекордную (для того года) сумму в 361 млн рублей.

Ощутимее всего из свердловских депутатов свое материальное положение за годы депутатства поправил экс-координатор ЛДПР в регионе Константин Субботин. Он приумножил свое состояние в 10 раз: в первый год работы депутат задекларировал доход в 409 тысяч рублей, на исходе созыва – 4,7 млн рублей. Практически такая же ситуация у самого неожиданного представителя Свердловской области в российском парламенте, депутата-пенсионера Валерия Якушева – 532 тысячи рублей на старте депутатского срока (для пенсионера у него был неплохой доход – 40 тысяч в месяц) и 5 млн рублей к концу работы в Госдуме.

Южноуральские депутаты также демонстрируют удивительные финансовые взлеты. Совладелец компании «Ариант» Александр Кретов пришел в Госдуму с доходом в 107 млн ррублей, а уже в 2015 году отчитался о заработанных 415 млн рублей. Еще более головокружительных финансовых успехов добилась его супруга – в 2011 году она задекларировала 76 млн рублей, а к концу депутатских полномочий супруга уже 333 млн рублей. Интересно, что известный челябинский бизнесмен Олег Колесников в Госдуме обогатился заметнее, нежели занимаясь предпринимательской деятельностью: в 2011 году он заработал 1,9 млн, тогда как в 2015 – 4,8 млн рублей. Аналогичная ситуация и у бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича, который получил депутатский мандат только в 2014 году. Будучи губернатором, он заработал 7,4 млн, а к концу депутатского срока – уже 15,7 млн рублей.

Самые внушительные доходы традиционно демонстрируют депутаты, представляющие в Госдуме Западную Сибирь. Их стартовые позиции в 2011 году уже были на зависть коллегам, но декларации 2015 года побили все рекорды. Так, совладелец компании «Новатэк» Леонид Симановский в 2011 году пришел в Госдуму с годовым доходом в 267 млн рублей, автомобилем «Мерседес Бенц», жилым домом и парой земельных участков. В 2015 году он задекларировал почти 907 млн рублей, еще один автомобиль «Мерседес» и маломерное судно Buster L. Самый впечатляющий финансовый успех демонстрирует, безусловно, представитель Тюменской области от ЛДПР депутат Михаил Шингаркин. В Госдуму народный избранник пришел с годовым доходом в 99 тысяч рублей (в среднем по 8 тысяч рублей в месяц), а заканчивает депутатский срок с доходом в 4,7 млн рублей – рост в 47 раз.

Потеряли

Не все депутаты Госдумы, придя в парламент, приумножали свои капиталы. У многих ситуация прямо противоположная – согласно декларациям, они теряли миллионы, а иногда и сотни миллионов. Депутат Александр Петров пришел в Госдуму с позиции помощника депутата и руководителя холдинга «Юнона» с годовым доходом в 10,5 млн, а в 2015 году заработал лишь 4,7 млн рублей. Однако до южноуральских коллег в рейтинге финансового падения Петрову еще далеко. Так, например, коммунист Александр Некрасов (девелопер из Санкт-Петербурга) пришел в Госдуму с доходом в 400 млн, а заканчивает работу в этом созыве в годовой зарплатой в 5,6 млн рублей – падение почти в 80 раз. Другой парламентарий, акционер компании «Макфа» и соратник экс-губернатора Юревича Вадим Белоусов за пять лет в Госдуме снизил свой доход в 23 раза: в 2011 году он задекларировал 116,6 млн, а в 2015 лишь 4,8 млн ублей. Его коллега, представитель ЛДПР Сергей Вайнштейн, в 2011 году заработал 79 млн, а на исходе депутатского срока отчитался о доходе в 6,8 млн рублей. При этом, например, эсер Валерий Гартунг нашел выход – его доход за пять лет в Госдуме упал с 47 млн до 18 млн рублей, тогда как его супруга за этот срок смогла значительно пополнить семейный бюджет. В 2011 году жена Гартунга задекларировала доход в 55 млн рублей, тогда как в 2015 году отчиталась о заработанных 244 млн рублей. В Западной Сибири самое оглушительное падение – у выходца из структур «Газпрома» Павла Завального. В 2011 году он начал работу в Госдуму с годовым доходом в 250,5 млн рублей. К концу шестого созыва Павел Завальный пришел с годовым доходом в 30 млн рублей и без автомобиля «Бентли».

Анализируя декларации уральских народных избранников, можно сказать, что за пять лет работы в Госдуме среднестатистический парламентарий приумножил свой ежегодный доход в два раза. При этом на старте шестого созыва средний доход депутата составлял порядка двух-трех миллионов рублей – на уровне федерального министра.

Полина Дикушина, Дарья Александрович, Екатерина Гонова

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях