Губернатор без повестки

Борис Дубровский предпочитает уклоняться от ударов, но теряет 10 % рейтинга в год

Глава Южного Урала не отмечает два года на посту руководителя Южного Урала. И на это есть причины. Как управленец и заводчанин он тяжело вошел в роль публичного политика и теперь теряет доверие челябинцев, полученное авансом при назначении президентом Владимиром Путиным на пост главы региона. Отдельные эксперты «УралПолит.Ru» связывают это с неготовностью южноуральского губернатора брать на себя политические риски при решении острых вопросов. Подробности – в материале экспертного канала.

Оценивая работу Дубровского в качестве губернатора, представители местных элит отмечают, что в сложных для региона вопросах глава лишь пытается уклоняться от ударов, работая на сохранение политической стабильности, но самостоятельно не формируя актуальную повестку. Это отражается на отношении к нему южноуральцев: по данным исследований челябинского филиала РАНХиГС, к концу второго года губернаторства влияние Дубровского на представителей местных элит уменьшилось. А уровень доверия к нему рядовых горожан сократился на 20 % и составил 43,5 %. Некоторые эксперты «УралПолит.Ru» связывают это с неготовностью южноуральского губернатора брать на себя политические риски при решении острых вопросов. Сначала его осторожное поведение списывали на знакомство с регионом и приставку «врио» к должности, но после выборов отношение губернатора к формированию повестки региона не изменилось.

«Перевод стрелок»

Показательным, по их мнению, стало выступление Дубровского в конце 2015 года по поводу Томинского ГОКа, которым губернатор «фактически дал понять, поставленный перед непростым выбором, что сделает все для того, чтобы переложить всю ответственность за принятие решения по ГОКу на федеральные власти». Теме ГОКа Дубровский в конце года посвятил несколько выступлений подряд – в ходе итоговой пресс-конференции и на заседании движения «За возрождение Урала». При этом в решении этого вопроса глава региона выступил против публичных протестных акций и радикальной деятельности, которые поставят в вопрос о доверии курсу правительства.

«В этом выступлении нетрудно было увидеть публичное обозначение администрации президента и ее главы Иванова как решающей инстанции в урегулировании конфликта. Такой «перевод стрелок» неприемлем в существующей системе власти, а потому ответ Москвы не заставил себя ждать», – комментирует политолог Александр Подопригора, уточняя, что проект ГОКа представляется областным властям одновременно политической проблемой и единственной реальной инвестиционной перспективой.

Директор Центра исследований легитимности и политического протеста Евгений Венедиктов с мнением, что губернатор Челябинской области в решении острых вопросов «плывет по течению», не согласен. По его мнению, Дубровский использует федеральные тренды и не является слабым звеном в российском институте губернаторства. «Предложение заменить референдум соцопросом – это не только способ сэкономить деньги, но следование примеру Путина, по поручению которого в Крыму провели соцопрос по поводу контракта на электроснабжение с Украиной. Это ловкий прием, отгораживающий народ от прямого волеизъявления, экономия и следование практике», –считает он. И подчеркивает: «Дубровский пусть и не формирует региональную повестку, – это очень сложно сделать в создавшихся экономических условиях, особенно, когда красные вдруг притворились «зелеными» и мешают притоку инвестиций в область, – но по течению точно не плывет».

По словам политолога Александра Мельникова, Дубровский лишь «четче расставил акценты и одновременно дал понять, что проблема Томинского ГОКа стала и для него лично, и для региона в целом главной из нерешенных в уходящем году».

Эксперт отмечает, что как житель области, Дубровский против излишней нагрузки на экологию региона и полностью разделяет опасения людей, но как губернатор не может руководствоваться эмоциями и связан многими ограничениями. «Он категорически отверг подозрения, что он устранился от решения проблемы и выступает в роли нейтрального стороннего наблюдателя. Напротив, губернатором ведется напряженная работа, прежде всего там, где вопрос можно решить – в Москве; предпринимаются доступные формальные (социсследование ВЦИОМ, экологический аудит проекта) и неформальные (диалог с главой администрации президента Ивановым) шаги», – комментирует политолог Александр Мельников.

С ним согласен политолог Андрей Лавров: «Налицо очевидный очередной призыв губернатора перевести проблему из митингово-истеричной плоскости в рамки цивилизованной, научной, профессиональной и правовой дискуссии. По сути, предновогоднее выступление губернатора – лакмусовая бумажка для лидеров противостоящих группировок».

«Губернатор не может или не торопится»

Еще одна проблема для Дубровского, перешедшая из 2015 года в 2016-й, связана с формированием новых очертаний правительства и носит кадровых характер. Постановлением от 31 декабря глава региона освободил от должности своего заместителя Ивана Сеничева, ставшего мишенью срежессированного скандала с внедорожниками и высказыванием про ****ую область. Вместе с ним из «обоймы» губернатора вылетел еще один ключевой игрок – Сергей Комяков, занявший пост главы Контрольно-счетной палаты региона. При этом скамейки запасных для этих постов в регионе нет.

«Не припомню за последние 20 лет случая, когда на конец декабря никто в руководстве области, а также в бизнес- и политических кругах не мог бы с уверенностью назвать фамилии людей, персонально и реально отвечающих за политический, включая медийный, и экономический блоки правительства в ранге заместителей губернатора. Ситуация действительно нестандартная», – отмечает политолог Подопригора, замечая, что назначение вице-губернатором Евгения Голицына не проясняет вопрос, кто же будет курировать кампанию по выборам в Госдуму.

По его словам, начало 2016 года для Дубровского пройдет под знаком неопределенности в экономике и властных структурах области. «Пустующее кресло ключевого, хоть и не публичного, вице-губернатора, контролирующего госимущество, природные ресурсы и управление делами правительства, говорит о том, что губернатор не может или не торопится подобрать на этот пост человека, столь же доверенного, как Иван Сеничев. Кадровые проблемы политического блока приводят к снижению качества подготовки решений и заявлений властей, а также оценки их возможных последствий», – комментирует Александр Подопригора.

«Произошедшая внутренняя перестройка продиктована теми политическими вызовами и кадровыми потерями, с которыми столкнулась губернаторская команда в 2015 году. Другое дело, что сиюминутный персональный состав заместителей, без Сеничева и Комякова и с двумя вакантными позициями, выглядит более легковесным. Несмотря на всю скудность кадровой скамейки, надо найти усиление», – считает политолог Мельников.

На первый план, по прогнозам экспертов «УралПолит.Ru», в условиях кризиса выйдут проблемы управленческого характера, которые челябинцы уже ощутили на «ежедневном драматическом опыте передвижений по родному городу». На сегодня уже все понимают, что назначение на должность сити-менеджера Челябинска главы Магнитогорска Евгения Тефтелева стало одним из самых провальных решений Дубровского. Но признать это глава региона пока не может. Впрочем, эксперты «УралПолит.Ru» не исключают, что отставка Тефтелева пока намеренно откладывается и остается козырем в рукаве губернатора.

«Сам факт того, что губернатор смог сменить главу города, уже говорит о его силе и политическом влиянии. К примеру, в Новгородской области конфликт мэр – губернатор длится уже не первый год, и глава региона ничего не может сделать с градоначальником Юрием Бобрышевым, что сразу дает понять: глава Новгородской области слаб», – замечает Евгений Венедиктов.

К слову, еще пару лет назад Дубровский приводил Челябинск в пример другим городам региона, говоря о необходимости решать «ландшафтную катастрофу» в муниципалитетах. Но в итоге, как замечает журналист, блогер Александр Полозов, областной центр сам «получил воплотившуюся в реальность страшилку про «ландшафтную катастрофу».

«Когда в Челябинске поменяли мэра, все мы слышали одно: мол, если вы хотите, чтобы дороги чистились, фонари горели, а клумбы благоухали, то лучшего и не ищите… Но дороги вторую зиму не чистятся, клумбы в центре миллионного города заросли бурьяном выше человеческого роста. Фонари пока горят, но уже начинает вериться, что только благодаря тому, что за них еще не отвечают магнитогорские ребята. Я прохожу мимо учреждения и четко понимаю: до прихода нового руководителя возле учреждения регулярно стригли газон и мели мусор, по крайней мере, – размышляет журналист. – Уровень разочарования зашкаливает, уже опасно гранича с открытой ненавистью и презрением, увеличивая без того подспудно ощущавшийся антагонизм между двумя областными центрами. Но главное – непонятно, как с этим быть».

В целом наступивший 2016 год формулирует перед Борисом Дубровским довольно непростую политическую повестку дня. И тяжесть ее фактически возложена на нового куратора политического блока администрации Евгения Голицина и его заместителя Сергея Обертаса.

«Действий ноль, и нет желания нормально работать»

Еще одна животрепещущая тема для челябинцев – экология. С 2014 года Дубровский говорил об установлении жесткого контроля качества воздуха в Челябинске и его улучшении к лету 2015 года. И даже создал экологический совет. Но жалобы горожан на выбросы и грязный воздух продолжают поступать. При этом сам губернатор на итоговой пресс-конференции признал, что не считает, что ему удалось сдвинуть что-то в экологии Челябинска в положительную сторону. «Действий ноль, и нет желания нормально работать», – признает директор благотворительного экологического фонда «Моя планета» и член областного общественного экосовета Виталий Безруков.

Не лучше, по оценкам экспертов, ситуация в экономической сфере: «встал» проект ТЛК «Южноуральский», а о распиаренной Стратегии-2020 и вовсе практически не упоминается. «Отдельно взятые резонансные мегапроекты экономику и бюджет области не вытянут, большая часть из них изначально нереалистична. Нужны институциональные перемены в системе управления регионом, новые форматы работы с обществом и бизнесом. Все крупные проекты, связанные с господдержкой, должны в обязательном порядке проходить общественную и профессиональную независимую экспертизу», – считает политолог Александр Подопригора.

Он отмечает ухудшение настроений населения, оценки им своего положения и перспектив: больше половины опрошенных челябинцев демонстрируют пессимизм, рейтинги доверия к региональным и федеральным представителям власти в городе падают.

Учитывая все это, провести «по инерции» важные политические кампании 2016 года в регионе не удастся, уверен эксперт, подчеркивая, что Южному Уралу требуются решительные, значимые для населения перемены в содержании, организации и стилистике политической работы и институтов в целом.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров