Федеральная программа использования газомоторного топлива буксует во всем регионе
Россия, обладая самыми большими запасами газа в мире, занимает лишь 14–16 место по использованию газа как моторного топлива. Федеральная программа перевода общественного транспорта на голубое топливо буксует – в том числе на Ямале и в целом в Уральском федеральном округе. Проблему обсуждает в Новом Уренгое полпред Игорь Холманских, но прогнозы газовиков неутешительны: пока нет свободных денег, регионы не будут поддерживать проект.
Использование природного газа в качестве моторного топлива стало одним из приоритетов государства в 2013 году. Правительство подписало постановление о переводе на газовое топливо не менее 50 % общественного транспорта в стране. Согласно документу, к 2020 году объем использования газомоторного топлива должен достичь следующих показателей: для городов с населением более 1 миллиона – до 50 % от общего количества техники, для городов, где более 300 000 – до 30 %, для муниципалитетов с населением более 100 000 человек – до 10 %. Общий объем финансирования программы за период 2015 –2020 годов составит 109 млрд 736 млн 901,2 тыс. рублей.
На территории УрФО под требование о переводе 50 % общественного автомобильного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб на газомоторное топливо подпадают города-миллионники Екатеринбург и Челябинск, о переводе 30 % техники – Тюмень, Магнитогорск, Нижний Тагил, Курган, Сургут.
С реализацией требований возникли проблемы: недостаточное развитие автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС); ограничения, связанные с выделением земли под заправки, и чрезмерные требования безопасности; нехватка бюджетных средств на реализацию программы; дороговизна техники на газомоторном топливе. «Это проблема общероссийского масштаба. Обновление парка – сдерживающий фактор. Сейчас средства от федералов все равно идут – больше 3 млрд рублей дали. У регионов сейчас денег на финансирование нет», – отметил в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» заместитель директора филиала компании «Газпром газомоторное топливо» в Екатеринбурге Петр Кузнецов.
В УрФО лидеры по исполнению поручения – Свердловская и Челябинская области. В этом году в рамках подготовки инфраструктуры Екатеринбурга к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году был приобретен 51 автобус на газоматорном топливе. Финансирование осуществлялось за счет средств бюджетов трех уровней – федерального, областного и городского – 843 млн рублей. «Купил Екатеринбург под чемпионат мира 50 автобусов. Это все, из-за чего регион вышел в лидеры», – размышляет Петр Кузнецов.
Ранее администрация города купила 58 белорусских МАЗов, также на газомоторном топливе. В 2016 и 2017 годах планируется приобрести еще более 60 автобусов. По словам директора муниципального объединения автобусных предприятий Владимира Кайсарова, все автобусы переданы АТП № 6, которое в ближайшее время будет полностью переведено на эксплуатацию транспорта только на газомоторном топливе.
Для сравнения, в 2012 и 2013 годах Челябинск закупал по 15 автобусов на метане. В 2014 году Челябинская область получила из федерального бюджета 74 млн рублей на обновление общественного транспорта и переход на газомоторное топливо. Как отмечал тогда министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Виктор Тупикин, переход на экологичное топливо поможет сократить расходы в два с половиной раза. «Экономия от перехода на газомоторное топливо составит более 350 тысяч рублей в год на одну машину», – заявлял он.
В 2015 году МУП «Челябавтотранс» купил 22 автобуса средней вместимости марки Bravis и десять «НЕФАЗов», на внутригородские маршруты также вышло четыре новых ПАЗа, работающих на газу.
Особая ситуация сложилась в ЯНАО, где под исполнение госзадачи подходят два города – Новый Уренгой и Ноябрьск (имеют население более 100 000 человек). Главная проблема в том, что в регионе всего две газонаполнительные компрессорные станции, причем они находятся не в тех городах, где транспорт должен быть переведен на газ – в Надыме и поселке Ягельный. К 2018 году в округе собираются построить еще три (Новый Уренгой, Ноябрьск, Пангоды). Планируемая стоимость одной станции – 199,4 млн рублей.
Пилотными территориями в рамках обновления парка техники также являются Салехард, Лабытнанги, Новый Уренгой, Ноябрьск и Надымский район. Глава региона Дмитрий Кобылкин посоветовал муниципалитетам покупать спецавтобусы в лизинг: «Учитывая ограниченность региональных бюджетных средств, приобретение транспорта возложено на муниципальные образования . Рекомендовано в Салехарде , Лабытнанги, Новом Уренгое , Ноябрьске и Надымском районе усилить работу по обновлению автопарка с использованием лизинга». На данный момент два автобуса приобрела только администрация Надымского района.
Сейчас все регионы УрФО составили планы обновления автобусов. «По данным – 54 собираются обновить в ЯНАО, РЖД рассматривает вопрос использования газотурбовозов и маневровые тепловозы с газопоршневой установкой. Эксплуатироваться они будут по маршруту Войновка – Сургут – Новый Уренгой», – уточнил полпред президента в УрФО Игорь Холманских.
Говоря о перспективах исполнения поручения правительства в регионах страны, эксперты предполагают, что сроки выполнения госзадачи будут переноситься. Причины – отсутствие системы стимулов и тяжелая экономическая ситуация в стране. «Программа требует расходов, а ситуация сейчас не такая, чтобы тратить бюджетные деньги на переоборудование. Кроме того, требуется определенная доработка технической стороны проекта. Сейчас отсутствует система стимулов для перехода на газомоторное топливо. Возможно, в дальнейшем будут приняты стимулирующие решения. Для этого потребуется время, поэтому думаю, что сроки выполнения перенесутся на несколько лет в среднем по стране. При этом ответственности с регионов никто снимать не будет», – высказал свое мнение корреспонденту «УралПолит.Ru» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«УралПолит.Ru» продолжит следить за исполнением госзадачи по переходу на газомоторное топливо в регионах УрФО.
Дарья Александрович, Алексей Вахрушев, Екатерина Гонова
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях