На днях бывший президент СССР Михаил Горбачев дал интервью немецкому изданию Welt am Sonntag, приуроченное 30-летию падения Берлинской стены. В беседе он сделал несколько заявлений, которые показались очевидцам той эпохи несколько странными, например оценка итогов Холодной войны, в которой «выиграли все».
На днях бывший президент СССР Михаил Горбачев дал интервью немецкому изданию Welt am Sonntag, приуроченное 30-летию падения Берлинской стены. В беседе он сделал несколько заявлений, которые показались очевидцам той эпохи несколько странными, например оценка итогов Холодной войны, в которой «выиграли все». Кроме этого, он удивился, что страны Запада «приписали победу себе» и «стали вести себя так, словно им все позволено, не подумав, как это воспримут в России». О том, почему капитуляцию Горбачев выдает за победу, о том, мог ли СССР победить в этом противостоянии и о том, как повторяется круг истории рассказал в интервью «УралПолит.Ru» политолог, военный журналист, руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем Александр Жилин.
«Заявление Горбачева, это как если бы Сталин объявил 9 мая о совместной с Гитлером победе»
– Михаил Горбачев высказался об итогах холодной войны – дескать, победили обе стороны, но Запад почему-то приписал победу себе – что скажете о такой оценке?
– Против Советского союза была применена гибридная система противодействия. Ее назвали Холодной войной, но там был применен комплекс мероприятий. Первое – внедрение в верховную власть коллаборационистов и предателей типа Горбачева, Яковлева, Шеварднадзе и прочих. Второе – падение цен на нефть. Третье – истерика по поводу «звездных войн» на волне которой новое партийное руководство толкнуло страну в чудовищные и совершенно неэффективные траты. Затем была спецоперация по отстранению от руководства Минобороны генералитета – это Руст, для прохода которого все было организовано в районе Красной площади, даже были срезаны провода, чтобы они не мешали посадке этого мальчика – в результате его приземления должностей лишились министр обороны, начальник Генерального штаба и многие другие. Четвертое и последнее – поездка Горбачева на Мальту, где он подписал капитуляцию в Холодной войне.
Подпись, которую Горбачев поставил, была капитуляцией. При этом, капитуляцией на чудовищных условиях – мы сделали все, что от нас требовали американцы, мы открыли им страну и пропагандисты, которые обслуживали Горбачева, я очень хорошо это помню, кричали «ура, победа». Но что это за победа, когда сдаются позиции? Прошло совсем немного времени и великой страны – Союза Советских Социалистических Республик не стало. Вот такая цена «обоюдной победы». Тот бред, который произнес Горбачев, чудовищного уровня. Это как если бы Сталин сказал: «9 мая мы с Гитлером одержали совместную победу по Второй мировой войне». Это равнозначные фразы.
Встреча российской и американской делегаций на Мальте, 2 декабря 1989 года
Но эти дикости продолжаются, потому что надо постоянно прикрывать легендами то, что произошло тогда. Горбачев так и не ответил за свое чудовищное предательство. Все серьезные международные историки говорят, что аналогов такого предательства мир не знал, но Горбачев до сих пор спокойно себе живет и прекрасно себя чувствует. Почему? Потому что неприкосновенность Горбачева есть моральная поддержка и моральная гарантия его последователям – коллаборационистам, которые так или иначе продолжают подобного рода политику. Они показывают всему миру: мы своих не трогаем. Если человек совершил для нас то-то и то-то, его пальцем никто не тронет ни в своей стране, ни за рубежом. Безопасность Горбачева – это символ торжества предательства в интересах англосаксов
– Горбачев сетует, что Запад после окончания Холодной войны «стал вести себя так, словно ему позволено все». На ваш взгляд, это его искренняя вера была в то, что Рейган, Тетчер и Гельмут Коль сдержат обещания, типа нерасширения НАТО на Восток и многие другие, многие из которых даже не были зафиксированы на бумаге? Был ли он наивный простачок или сознательно действовал в их интересах?
– Человек, который пробивается на должность Генерального секретаря ЦК КПСС не может быть дураком или наивным. Его вели. Началось все с Андропова. Горбачева привели к власти для того, чтобы он выполнил ту роль, которую он блестяще выполнил в интересах своих хозяев. Ни о какой наивности речи быть не может. Слишком большие потери. И когда он говорит о том, что Запад стал вести себя нагло – а как ведут себя с теми, кого победили? Как ведут себя со страной, которая многотысячный офицерский корпус из Восточной Европы бросила в грязь, в палатки. Если мы перестали уважать себя, кто нас будет уважать? Если мы до сих пор себя так ведем и с белой «тряпкой» капитулянта едем на Олимпиаду, где наши спортсмены в серую спецформу, как зеки, одеты – и мы это глотаем. Государственное знамя сбрасывают американцы с торгпредства в США и мы это глотаем.
Михаил Горбачев и Рональд Рейган, 1987 год
Мы хотим чтобы к нам относились с уважением? Американцы задержали главу Huawei. Как поступил Пекин? Через два дня четыре человека, несмотря на американские диппаспорта были в застенках. Тут же выпустили эту даму, извинились, никаких претензий нет. Вот так поступает великая страна, а у нас все – «партнеры». И потом, мы до сих пор платим за «макулатуру» – ценные бумаги США – это за что мы выплачиваем? И много чего другого. Мы иногда говорим: США – наш недоброжелатель. А чего вы держите все резервы в валюте стратегического противника? Почему даже бюджет верстается с учетом курса доллара? Я много могу привести примеров, свидетельствующем о том, что после того поражения мы стали зависимой страной. А если посмотреть, сколько предприятий ВПК сегодня принадлежит иностранцам? До сих пор мы переживаем тяжелейшие последствия.
«Западные «партнеры» стимулируют нас идти в тупик»
– От окончания Холодной войны выиграли все, считает Горбачев – а на ваш взгляд, был ли выигрыш, если посмотреть с нынешнего опыта? Ощущение, что гонка вооружений по новой раскручивается, войны в Африке и на Ближнем Востоке идут, санкции, НАТО включает в себя бывшие республики СССР, не говоря о восточном блоке?
– Была единая, очень мощная держава, которую разделили и части стравили между собой – мы не забыли об этом. Россия и Украина стали непримиримыми врагами. А где бесплатное образование, медицина? Во что вообще превратилось образование? Почему наша академия наук финансируется на уровне меньше, чем заштатные американские университеты? Падение жизненного уровня народа, который отлучен от ресурсов богатейшей страны, треть населения живет за чертой бедности и живет в условиях социального дарвинизма. Если все вместе вот это сложить – это похоже на победу? Вы очень точно подметили о новой «гонке вооружений». Я боюсь, что англосаксы, которые никогда не отказываются от механизмов, которые когда-то дали им положительные результаты, они попытаются нашу страну еще раз протащить по той же системе и попытаться принудить к капитуляции.
– Как это может выглядеть на практике, как вы считаете?
– Та же гонка вооружений. Очевидно же, что американцы не занимаются сегодня «ядерной дубиной», они не занимаются «Кинжалами» (гиперзвуковой ракетный комплекс авиационного базирования, – прим. ред.), «Сарматами» (перспективный стратегический ракетный комплекс, – прим. ред.)– ничего этого я не вижу по разведпризнакам. Но я вижу стремление уйти в космос и создать систему уничтожения космических группировок противника, связи, системы коммуникаций – вот этим они занимаются. Плюс оружие нового типа, когда при помощи компьютерных технологий можно повлиять на всю инфраструктуру страны. Например, если память мне не изменяет, в этом году в одном из миллионников Аргентины провели испытание такого оружия, когда просто вырубилась вся энергосистема этого города и наступил мгновенный коллапс. Если в Москве завтра отключить всю электроэнергию, сколько людей только в лифтах застрянет, не говоря об остальном? Они явно занимаются вооружениями совсем в других направлениях, гораздо более перспективных и эффективных. Но посмотрите, как льют фальшивый елей – Россия такая супердержава в военном отношении, сделайте еще 30 тыс. танков. Я утрирую конечно, но смысл в том, что нам стимулируют тупик. Мне кажется, что после подписания капитуляции, после окончания Холодной войны все должны были сделать вывод. Выстрела ни одного не было, комитет государственной безопасности на месте, система МВД на месте, ЦК КПСС на месте – все на месте, мелочи нет – страны. А то, что Горбачев сейчас опять об этом говорит, это не его личная инициатива, скорее это укладывается в комбинацию, которую пытаются выстроить против нас. Она тяжелая, сложная, многоходовая, но вокруг нас уже создали зону напряженности – Афганистан, Украина, Восточная Европа, Сирия – вот это все называется гибридной войной.
– Глядя американские фильмы и оценивая некоторые действия, возникает ощущение, что американские генералы скучают по временам холодной войны – тогда было два полюса, были определенные правила игры, конкуренция во всем и т. д. Не кажется ли вам, что эта ностальгия и сейчас приводит к жестким действиям со стороны наших, как говорит президент, иностранных партнеров?
– Думаю, в значительной степени, это преувеличение. С другой стороны, если учесть, что США всегда выполняли роль «силовика», обслуживающего интересы планировщика, то может и существует определенная ностальгия у ветеранов, но с позиции своего возраста, мне кажется, что это ностальгия по молодости, «когда мы были гусарами».
Михаил Горбачев и лидеры G7, Лондон, 17 июля 1991 года
«Советский Союз не дотянул совсем немного»
– Мог ли Советский Союз победить в этой войне и какие последствия в этом случае могли бы быть для мира?
– Советский Союз не дотянул совсем немного. Стратегическая ошибка заключалась в том, что после Хрущева, тот фундамент, который был, в значительной степени покосился, появилась значительная доля сарказма, лицемерия, пустословия, в партию стали принимать «оптом» и в этой партии очень быстро сделали карьеру подонки. Начиная со времен Хрущева мы потеряли главное достижение Второй мировой войны. Оно не только и не столько в том, что мы победили фашизм и нацизм, воткнули знамя Победы в Рейхстаг. Мы дали миру символ, «красный проект». Он появился в 1917 году и мир ахнул. Потом он себя подтвердил во время Великой Отечественной войны. И мир в значительной степени ориентировался на нас – на социальную справедливость, социальные достижения. Вот пример: в те времена наша разведка не прикладывала почти никаких усилий для вербовки источников информации. У нас было море инициативников – это люди, которые сами приходили и говорили, что хотят работать на СССР. Настолько это влияние было мощным. Но все это было растеряно, в итоге Холодная война была проиграна и Советский Союз рухнул.
– А если бы не рухнул?
– Если бы Советский Союз сохранился до сих пор в том состоянии, в котором он был, со своими социальными программами и прочим, сегодня это была бы страна номер один в плане социальной справедливости, примера для подражания. Тот капитализм, который сегодня существует, показал себя совершенно античеловечным. Процессы, которые происходят у нас, идут ведь и в других странах – возьмите медицину, образование, жизненный уровень народа. Цинизм ужасающий. И это мы еще не вступили в цифровой мировой концлагерь – вот там начнется ад. Но Советского Союза нет, ориентироваться на нас никто не хочет, потому что больше даже ужасаются нашим экономическим проблемам. Посмотрите материалы последнего съезда ЦК компартии Китая – на 15 лет все расписано с числами, датами. Цельный план – и спросят и головы снимут. Каждый год у нас президент выступает с посланиями к Федеральному собранию – кто-то хоть раз за 20 лет подвел итоги, спросил за невыполнение с конкретных чиновников? Майские указы президента прозвучали, чиновники на местах и пальцем не пошевелили – и никто за это не ответил. У нас нет образа будущего страны, нет образа победы – к чему мы идем. А если у нас нет образа, то у русского человека в голове начинается безобразие, которое приводит к очень тяжелым последствиям.
«Великая Россия обречена на противостояние»
– Интервенты, Япония, Финская война, Великая Отечественная, Холодная война – был ли Советский Союз обречен на постоянное противостояние, мог ли он жить вне его?
– Это не Светский Союз был обречен, это великая Россия обречена на него. Посмотрите всю нашу историю – нам не дают покоя. Ни одного столетия мы не прожили спокойно. Эта позиция будет сохраняться. Даже если мы, стоя сегодня на одном колене, рухнем ниц перед Западом – ничего не изменится. Они не изменят позиции. При Горбачеве они обещали общеевропейский дом, общеевропейскую семью и прочее. А в итоге? Они нас на порог не пустили и открыто говорят – мы вас брезгуем, после того, что вы сделали сами с собой. Поэтому Россия может быть уважаемой только если она сильная. Я считаю, что все должно быть соизмеримо – уровень жизни народа, оборона, экономика. Не надо бесконечно затягивать пояса, но и не надо жить как мы живем – народ отлучен от ресурсов, все платное. Жизненный уровень продолжает падать и никто не задается вопросом: «ребята, а деньги от ресурсов, они вообще где, у кого?». Нефтегазовые компании просят деньги из бюджета – это просто немыслимо. По телевизору мы собираем деньги на операцию детям – не можем создать фонд для онкобольных детей что ли? Вот о чем речь. А если говорить о противостоянии – оно было и будет продолжаться.
– И что нас на этом пути ждет впереди?
– Я четко вижу, что ставка делается на полный разрыв России. То, что сделали с Советским Союзом англосаксы хотят сделать с Россией. Это облегчит управляемость, создаст идеальные условия для их принципа «разделяй и властвуй». Некоторые процессы у меня вызывают большую тревогу. Например, массовое переселение граждан в московский регион. Принято решение, что Москва расширяется, плотность населения растет и в итоге получается очень опасная ситуация. Там где ресурсы – пять человек на квадратный километр, а основная масса здесь. Если враг, я сейчас гипотезу выдвигаю, условно говорю, все посчитает и нанесет удар по столичному округу – уничтожено будет чиновничество, система управления, а ресурсы уходят по взаимной договоренности – Китаю, США, еще кому-то. То есть, сегодня колоссальный перекос. Даже с точки зрения военной промышленности нет рассредоточенности. Что-то на Урале осталось от советских времен, еще где-то, но это пятачки, которые очень легко уничтожить. Нет системы и я очень этого боюсь, потому что если это вдруг произойдет, то стране точно конец.
Фотографии: Горбачев-фонд
© Сергей Табаринцев-Романов
Вы можете поделиться новостью в соцсетях