«На негативе очень сложно заработать»: УралПолит.Ru и «ФедералПресс» провели круглый стол в Кургане на тему позитивной повестки в СМИ

«На негативе очень сложно заработать»: УралПолит.Ru и «ФедералПресс» провели круглый стол в Кургане на тему позитивной повестки в СМИ

Интересен ли обществу позитив в повестке СМИ? Готов ли бизнес платить за позитив, а власть генерировать позитивные инфоповоды? Что мешает диалогу власти и СМИ? Эти темы сегодня, 30 апреля, в Кургане обсудили эксперты за круглым столом, организованным «ФедералПресс» совместно с Курганским Союзом журналистов и Курганской торгово-промышленной палатой.

Где «сидит аудитория»?

Как сообщила модератор круглого стола главный редактор «ФедералПресс» Наталья Оксак, исследования Mediascope по всей территории РФ на конец 2024 года показывают, что интернетом ежедневно пользуются 84% аудитории, причем аудитория в зависимости от территории «сидит» на разных площадках. В соцсетях – 21%, в видеомессенджерах – 19%, в мессенджерах – 18% и игры занимают 8% аудитории.

На первом месте по времени – видеоконтент, и доля видеоресурсов постоянно растет. Среди площадок лидирует YouTube (31%), затем следуют Telegram и ВКонтакте (по 19%),ТикТок (16%). Недооцененной, по ее мнению, остается соцсеть «Одноклассники», хотя там сидит довольно много жителей муниципалитетов.

Свежий апрельский опрос «ФедералПресс» в регионах России респондентов в категории 18+ по поводу потребности в позитивной повестке дал интересные результаты. 48% опрошенных заявили, что позитивная повестка нужна, 36% – важна, но не критична, 13% – не очень важна, совсем не важна – меньше 1%.

Каждый день ищут такие новости 40% респондентов, несколько раз в неделю – 23%, редко – 23,5% и никогда – 13%.

Среди наиболее интересных тем позитивной повестки названы культура и искусство, социальные инициативы, наука, спорт и здоровье. Примерно 25% считают, что СМИ должны делать акцент на позитивных новостях, 35% – да, делать это, но в сочетании с критическими темами, 12% считают, что важно освещать только реальные проблемы, а не позитив.

Платить за СМИ с позитивной повесткой не хотят 47% респондентов, 38% предпочитают бесплатные источники, и только 15% готовы платить за позитив, если это будет актуально.

На вопрос, готов ли бизнес инвестировать в создание позитивного контента в СМИ, только 34% считают, что это возможно, если это будет выгодно в долгосрочной перспективе. При этом треть опрошенных считает, что это может быть новостной контент (безотносительно к платформе), 27% – что это могут быть статьи и репортажи, 17% – видеоформаты, а также инфографика.

«Задача СМИ – генерация смыслов»

Ситуацию в Курганской области представила руководитель ЦУР Зауралья Жанна Чумакова:

– Социсследования по медиапотреблению третий год мы проводим раз в квартал. Это интернет- опрос 600 респондентов по области. Оценка февраля 2025 года показывает, что в первой тройке источников новостей в общей выборке являются интернет-СМИ 45%,ТВ – 40%,каналы в Telegram – 38%,радио и печать – по 6%, блоги – 3%. У молодежи – по-другому: каналы в Telegram-63%, паблики – 51%, интернет-ресурсы и разговоры с родственниками – по 25%, ТВ – 16%, блоги – 8%.

При этом следят за новостями в общей выборке 61%, а молодежь – 38%.Но среди подписчиков на паблики и группы главными темами стали новости страны, региона – 48%, юмор, развлечения (35%), новости района, дома, двора (31%),фильмы, сериалы (24%), политика, деятельность властей (22%).А предпочтительные форматы контента – картинки, фото – 46-50%,короткие посты – 44-42%, короткие вертикальные видео – 27-35%.

Среди тем Telegram-каналов чаще всего потребляют новости региона, страны (40%), СВО(26%), политика, деятельность властей (22%),новости района, дома, двора (21%).

«О позитиве и негативе. Если СМИ будут работать по принципу "3С" – страх, смерть, секс и насилие – то это будет паблик "ЧП Уездный город", – подчеркнула Жанна Чумакова. – Задача СМИ, наверное, не в этом. Их задача – генерация смыслов. И от того, как они это делают, многое зависит. Но уровень доверия к телевидению выше, по последним данным. Это связано с обилием фейков и разбросом информации. И не случайно мы говорим о проблеме цифрового детокса».

«Мы даем только позитивный контент»

Опытом монетизации контента поделилась за круглым столом Татьяна Хильчук, депутат Курганской областной думы, директор медиахолдинга «Область-45». Этот медиахолдинг состоит из сайта, соцсетей, рекламного агентства и телеканала.

– Мы – частный бизнес, поэтому нам очень важно понимать, что хотят и рекламодатели, и наши зрители. Госконтрактов у нас минимум, поэтому все, что мы имеем, это наши собственные заработки. Мы размещаем видеоконтент везде, базовая площадка ВКонтакте, там 66 тысяч подписчиков. И видеоконтент действительно сейчас в топе. И все, что мы делаем – это позитивный контент, – подчеркнула Татьяна Хильчук. – И рекламодатели и зрители это хотят, они хотят за это платить, в этом участвовать.

Медиахолдинг готовит программы, проекты на коммерческой основе. Основной профиль – деловые новости. В активе программы «Дело знаю», «Время – деньги», «Заводчанин» (рассказы о рабочих заводов области) и другие, популярные прямые трансляции с областных праздников.

«На негативе очень сложно заработать, – отметила Хильчук. – Ни один рекламодатель к вам не пойдет».

Говоря о задачах для СМИ, председатель Курганской областной Думы Дмитрий Фролов отметил, что представительная власть региона строит отношения с прессой в рамках системы, выстроенной исполнительной властью.

«Вместе проще выполнять задачи, которые стоят перед областью. И очень важно, что пресса ориентирована сейчас на развитие региона. Основные проблемы, с которыми столкнулся регион – это кадровые и демографические. И решать их можно, только создавая условия для жизни. В области строятся дороги, обустраиваются общественные пространства, идет огромный ремонт социального блока. Но у молодежи бытует мнение, что область по-прежнему является депрессивным регионом, хотя он сейчас таким совершенно не является. Благодаря прессе многие представители бизнеса узнают сегодня о новых программах поддержки на конкретных примерах, получают стимул для участия. Новостную ленту я системно смотрю, – отметил Фролов. – И мы реагируем на проблемы, там где депутаты могут их решить».

Председатель комитета по экономической политике областного парламента Евгений Кафеев также убежден, что позитивная информация очень важна.

«Я совсем небольшой блогер, у меня 1000 подписчиков, но информация о нашей с супругой жемчужной свадьбе собрала 67 тысяч подписчиков в "Одноклассниках". И необязательно такая информация должна быть глобальной, люди хорошо реагируют на новости района и села. Но многие читают позитивные новости с опаской, подозревая в ней рекламу. Делать такие новости очень сложно, но необходимо», – отметил депутат.

Эту мысль поддержали Лариса Терентьева, руководитель Курганского филиала страховой компании СОГАЗ, и председатель Курганского союза журналистов Ирина Борисова.

«Закон о рекламе учитывает все маркировки такого контента. Пресса сейчас не так свободно может писать об успехах компаний, – заметила Алена Кисель, главный редактор городского портала 45.ру, член правления Курганского союза журналистов. – Здесь большая ответственность на власти, которая сотрудничает с журналистами, заявила эксперт, чтобы найти инфоповод для позитива. Раньше для журналистов Курганской области было открыто правительство, в областной думе и сегодня можно наблюдать за дискуссиями депутатов, задать им вопрос лично. Но сегодня таких возможностей у нас все меньше и меньше, – подчеркнула Кисель. – В Забайкальском крае, например, есть вице-премьер по взаимодействию со СМИ, который быстро реагирует на все запросы. И в читинских СМИ много позитивных тем, и не потому что журналисты их выбрали, а потому что у них есть доступ к этим поводам и комментарии чиновников».

Журналисты хотят открытого диалога

На круглом столе оглашены предварительные итоги опроса СМИ Курганской области на тему «Взаимодействие редакций с органами власти всех уровней, а также производственными коллективами, финансовыми, банковскими и коммерческими структурами, общественными организациями».

Как отметил председатель Большого жюри Курганского союза журналистов Павел Овсянников, в номинации о самых открытых для СМИ лидирует департамент образования Курганской области, затем следует УМВД РФ по Курганской области (включая ГИБДД) и Социальный фонд России. Это тройка лидеров.

Но позитивные оценки получили также прокуратура Курганской области, СУ СК РФ по региону, «Водный союз», УФССП по Курганской области, Курганская областная дума, управление Россельхознадзора и ряд других ведомств и организаций.

В номинации «Железный занавес» неожиданно более половины негативных оценок получили структуры областной исполнительной власти, в том числе – правительство области и его департаменты (чаще всего департаменты информационной и внутренней политики и здравоохранения) и даже губернатор региона.

На втором месте в этой номинации по частоте в опросе отмечена мэрия Кургана (и Курганская городская дума, и администрация города).

Здесь же отмечены МПП «Велес», АО «Далур», «Почта России», СУЭНКО, региональный фонд капремонта, управление Роспотребнадзора по Курганской области, Курганская ипотечно-жилищная корпорация (КИЖК). Есть и позитивные оценки пресс-службы правительства и Курганской городской администрации, но единичные – только 2 СМИ сказали об этом.

В номинации о лучшем партнере на рекламном рынке оценки также разнятся в зависимости от масштаба рынка.

В печати нескольких мунципалитетов особо выделили рекламное агенство ИП Хализовой, которое размещает во многих районных газетах Зауралья рекламу строительных бригад, а также местных рекламодателей. В целом СМИ отметили также Курганмашзавод, предприятия энергетики, связи, лесопереработки, ,агрофирмы, банки, арматуростроителей.

Первые выводы по итогам опроса показывают: журналисты хотят диалога с властями по всей вертикали для работы на читателя, есть наработанные формы сотрудничества, но есть препятствия. В их числе – частое отсутствие реакции на запросы СМИ, неполнота информации, дефицит прямых контактов с отраслевыми структурами, отсутствие аналитики, дополнительных материалов.

По оценке Татьяны Хильчук, успех контактов со властью во многом зависит от умения журналистов находить общий язык с конкретными сотрудниками, а блогер, член Общественной палаты Курганской области Андрей Вагин по своему богатому опыту общения с городскими властями считает, что возможно «к некоторым СМИ у властей есть более трепетное отношение, чем к другим. Если честно, сейчас получить информацию стало сложно, – подчеркнул эксперт. – И сложно сказать, сколько общественных советов, созданных ранее при разных ведомствах, реально работают».

«Нашу газету читают треть населения округа, – рассказала Наталья Кочарина, главный редактор районной газеты Куртамышского муниципального округа «Куртамышская нива». – Сейчас газета не только в бумаге тиражом 3100 экземпляров, это и соцсети, и сайт,и видеоконтент. Мы готовы к вызовам будущего. И не только собираем хорошие новости, но и создаем их. Таков, к примеру, проект "Пчелкина елка", который получил поддержку и бизнеса, и властей. И, главное, участие читателей. Нам нравится рассказывать о наших земляках. Но хочется рассказывать и о проблемах. Сегодня в разговоре я нашла интересный опыт, учтем его. У нас нет проблем с информацией ни от бизнеса, ни от властей разных уровней».

Бизнес ищет дорогу в СМИ

Обсуждая роль СМИ для бизнеса, эксперты предложили несколько вариантов партнерства. Андрей Вагин напомнил о федеральном проекте «Том Сойер-Фест», в котором бизнес участвует на основе социальной ответственности. И напрямую помогая волонтерам обустраивать дома и города, он получает освещение этого участия в СМИ. Еще один вариант – материалы об интересных людях компании. Они всегда привлекают любого читателя.

Ольга Лютикова, председатель КРО «ОПОРА РОССИИ», призналась, что еще четыре-пять лет назад бизнес с опаской относился к СМИ.

«Было много желтой прессы. Теперь не то – сейчас меньше стало негатива, и бизнес стал не просителем, а партнером власти, – отметила эксперт. – С губернатором Вадимом Шумковым у нас сложился постоянный диалог. Мы уже не боимся вопросы задавать. И очень важно быть самому открытым. Отмечу – не всегда наша пресса готова разговаривать с бизнесом».

Илья Назаренко, президент Курганской ТПП отметил, что палата является площадкой для представления Зауралья на федеральном и международном уровне и важно, чтобы и власти, и бизнес, и СМИ были партнерами в этой работе.

Подводя итоги дискуссии, Наталья Оксак отметила главные выводы: для создания качественного позитивного контента нужен доступ СМИ к этому контенту, открытость власти и скорость контактов, причем личных, использование креативных форматов для публикаций, регулярный мониторинг общественного мнения и адаптация контента к целевой аудитории.

Фото: Антон Федулов

Автор: Павел Овсянников

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях