К какому году в регионе освоят шельфовые месторождения, за счет чего к 2020 году вырастет добыча газа и нефти в округе, что будут перевозить по Северному морскому пути помимо углеводородов, – на «УралПолит.Ru».
Директор департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития ЯНАО Юлия Чеботарева в рамках пресс-тура для журналистов уральских и федеральных СМИ ответила на главные вопросы о добыче газа и нефти в регионе. К какому году в регионе освоят шельфовые месторождения, за счет чего к 2020 году вырастет добыча газа и нефти в округе, что будут перевозить по Северному морскому пути помимо углеводородов, – на «УралПолит.Ru».
Юлия Павловна, ЯНАО – ведущий поставщик газа в России. Расскажите о новых центрах нефтегазодобычи в регионе?
Если брать поставки по газу – у нас 70 % по России, а по нефти и конденсату – 18 %. Их разработкой на территории округа занимается 60 предприятий. Это так называемая пятерка: «Газпром», «Газпром нефть», «Роснефть», «Лукойл», «Новатэк», а также их вертикально интегрированные компании. Всего на территории округа открыто 232 месторождения углеводородного сырья, из них в промышленную разработку введено 77 месторождений. Если в процентах – только 33 % из всех открытых месторождений у нас введено в промышленную разработку. Это говорит о долгосрочной перспективе. Сегодня на территории округа добывается 80 % российского газа и 20 % мировой добычи. Конечно, все это приводит к тому, что на территории округа открываются новые центры нефтегазодобычи. Такие крупные, как Бованенковский центр, Тамбейский, Новопортовский. Все они расположены на полуострове Ямал. А также группа Мессояхских месторождений – это на северо-востоке нашего округа, и Каменномысское – это месторождение находится прямо в акватории Обской губы. Разработка данных месторождений невозможна без развития инфраструктурных объектов. Самые крупные из них – газопровод Бованенково – Ухта, железная дорога Обская – Бованенково, порт Сабетта и нефтепровод Заполярье – Пурпе.
Расскажите поподробнее о самых крупных месторождениях и их связи с транспортной инфраструктурой?
Бованенковское месторождение – одно из крупнейших и уникальных. Его запасы составляют 15 трл кубометров, и оно является отправной вехой развития всего Арктического региона. Это месторождение развивается абсолютно синхронно с транспортной инфраструктурой.
Еще один очень перспективный центр нефтедобычи – Новопортовское месторождение. Оно было открыто еще в 60–70-е годы двадцатого столетия, но свою вторую жизнь получило только сейчас. Опять-таки все завязано на транспортную логистику. У нас в августе 2014 было эпохальное событие – первая отгрузка нефти с этого месторождения, это была нефть марки «Новый порт». Это очень высококлассная марка с малым содержанием серы. Эта нефть пошла впервые в Европу танкерным флотом по Северному морскому пути. Сейчас строится нефтеналивной терминал. Прогнозные объемы добычи нефти на этом месторождении до 2020 года – 8–9 млн тонн. Сейчас в год где-то 500 тыс. тонн.
Все крупномасштабные проекты реализуются со строгим соблюдением всех экологических параметров – у нас соблюдается баланс интересов компаний и КМНС. Очень много лицензионных участков именно в местах каслания, и кампания сначала декларирует свои планы на уровне правительства, потом на уровне муниципалитета. Очень часто с первого раза не проходят эту процедуру, потому что с экологической точки зрения много замечаний возникает поначалу, потом они все учитываются.
А что касается шельфовых месторождений?
По освоению шельфовых месторождений Обской губы идет активная работа. Но это опять же все на перспективу. Данные проекты будут реализованы где-то к 2020 году. Мы живем не только сегодняшним днем – у нас такое заделье на десятилетия вперед, что все могут спать спокойно.
Особо хотелось бы остановиться на «Ямал СПГ» и втором подобном центре на полуострове Гыдан. Какие прогнозы по этим проектам?
Сжиженный природный газ – это газ, который путем компрессии под низким давлением и при высоких температурах переходит в жидкую фазу. Это дает долгие сроки хранения, и ограничений по его транспортировке нет – хоть наземным, хоть морским транспортом. Ввод первой очереди «Ямал СПГ» планируется на 2017 год, второй – 2018 год, третьей – 2019 год. Первый год проектная мощность будет около 6 млн тонн, с соответствующим наращиванием до конца уже промышленного ввода в эксплуатацию – около 17 млн тонн. Как сказали президент и наш губернатор – будущее за сжиженным природным газом.
Кроме того, на перспективу планируется создание второго такого центра по сжижению природного газа на полуострове Гыдан – «СПГ-2». Он планируется на более долгосрочную перспективу. Предварительные работы по обустройству начнутся в 2016 году, а к логическому завершению все придет не ранее 2020 года.
В рамках реализации «Ямал СПГ» страна выйдет на страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Северный морской путь будет работать только на перевозку газа и нефти?
У нас будет российский Северный морской путь, который позволит сократить расстояние по транспортировке грузов как до Китая, так и до Европы. Он будет работать не только на перевозку углеводородов. Также он рассчитан на товары народного потребления, так как в этом случае идет финансовая экономия и по срокам доставки грузов.
По показателям в 2015 году мы видим, что добыча нефти и газа несколько снижается, по 2016 году – на уровне 2015, немного ниже. За счет чего будет рост добычи к 2020 году?
Падение началось в округе с 2004 года. Но я уже сказала, что это старые месторождения – нужны высокотехнологичные методы, так как запасы трудноизвлекаемые. Если в 2004 году объем добычи был 42 млн тонн, к 2010 стал 24 млн тонн, на этом уровне примерно и держится. На конец 2015 года мы ожидаем 20 млн тонн. Увеличение к 2020 году будет благодаря вводу нефтепровода Заполярье – Пурпе, который позволит вовлечь в разработку новые месторождения – Русское, Мессояхское, Яхинское. Нефтепровод будет запущен в 2016 году.
Что касается газа – его добыча складывается из потребностей. Только из-за этого. Что касается конденсата, увеличение идет, потому что компании начали добывать газ из Уренгойского и Ямбургского месторождений – это жирный газ, в нем хорошее увеличение конденсата.
Как сказывается кризис на геологоразведке?
У нас на сегодня разведанных запасов более чем достаточно, но нельзя на этом останавливаться. Есть падение по геологоразведке, но это складывается в силу объективных причин. В том числе, это прежде всего экономические риски – предприятие не знает, найдет или нет сырье, а деньги вкладываются большие. Мы обращали внимание на то, что законодателю нужно минимизировать экономические затраты, когда предприятия выходят еще на неизведанные просторы.
Можно решить этот вопрос на региональном уровне?
Что касается углеводородов – все регулируется федеральным законом и лицензия выдается «Роснедрами». Регионы могут регулировать вопросы только по общераспространенным ископаемым – гравий, ракушечник, песок. Но мы все равно выходим на федеральный уровень и общаемся по этому вопросу.
Актуально ли для округа стимулирование добычи твердых полезных ископаемых?
Полномасштабная добыча твердых полезных ископаемых не перекроет добычу углеводородов. На перспективу – возможно, но у нас очень мало хозяйствующих субъектов вовлечено в производство на базе твердых полезных ископаемых. У нас только ЧМК, и все.
То, что говорили про кимберлитовые трубки, которые якобы в северной части округа, – это пока не более чем утка, потому что никто официальное подтверждение этой информации пока не предоставил.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях