Важнейший стратегический проект на территории ЯНАО готовится к своему воплощению на практике. Недавно стало известно о подписании главой правительства РФ Дмитрием Медведевым распоряжения по заключению концессионного соглашения о строительстве Северного широтного хода (СШХ) – железнодорожной ветки, которая сделает мечту об освоении российской Арктики реальностью. Все подробности – в материале «УралПолит.ру».
Важнейший стратегический проект на территории ЯНАО готовится к своему воплощению на практике. Недавно стало известно о подписании главой правительства РФ Дмитрием Медведевым распоряжения по заключению концессионного соглашения о строительстве Северного широтного хода (СШХ) – железнодорожной ветки, которая сделает мечту об освоении российской Арктики реальностью. Все подробности – в материале «УралПолит.ру».
Само распоряжение было подписано еще 8 августа, однако достоянием общественности стало лишь после публикации на сайте правительства РФ. Документ гласит, что полномочия государства в рамках концессионного соглашения возлагаются на РЖД: госкомпания будет обеспечивать финансирование реконструкции линии «Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги», протяженность которой превышает 1660 км. Концедентом выступает Росжелдор, концессионером – специальная проектная компания ООО «СШХ» (совместное предприятие РЖД и компании «Спецтрансстрой»). Правительство Ямала обеспечит вложения в строительство автодорожной части моста через Обь в районе Салехарда.
Масштабы проекта впечатляют. В частности, только на строительство железнодорожной части моста через Обь будет выделено свыше 50 млрд рублей. На создание линейного участка от Салехарда до Надыма – еще 60 млрд. Намного дешевле обойдется введение в строй железнодорожной части перехода через Надым (автомобильный мост был открыт еще в 2015 году) – 1,5 млрд рублей. Помимо средств концессионера, финансирование будет доведено за счет капитального гранта правительства РФ.
В целом же, согласно расчетам РЖД, создание железнодорожной части Северного широтного хода обойдется в общей сложности в 235 млрд рублей. Конкретные сроки реализации – с 2019 по 2022 год, ввод в эксплуатацию намечен на первый квартал 2023-го.
Впрочем, старт строительству СШХ был дан в марте 2018 года – соглашение лишь окончательно уладило все формальности со стороны государства. Итогом реализации СШХ станет создание транспортного коридора, соединяющего всю транспортную систему страны с Северным морским путем через ямальский порт Сабетта. Как следствие – рывок экономики не только ЯНАО и регионов Уральского федерального округа, но и всего государства в целом.
Стоит отметить, что о Северном широтном ходе мечтали еще во времена СССР. В новейшей истории об идее вспомнили в 2006 году – тогда правительство РФ впервые заговорило о возрождении амбициозной стройки. К делу перешли в феврале 2014 года, когда была создана межведомственная рабочая группа по реализации СШХ. Маховик закрутился – и, видимо, уже не остановится вплоть до 2023 года.
Огромный вклад в строительств СШХ внес врио губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов. Молодой глава региона, занявший пост в мае текущего года, показал себя сильнейшим лоббистом, за неполные три месяца сумевшим добиться запуска проекта.
В течение лета Артюхов успел встретиться с главными партнерами округа по воплощению проекта: председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером и главой РЖД Олегом Белозеровым.
«Это крайне важный проект и для наших жителей, которые очень ждали, когда появится мост через Обь. Строительство СШХ – это развитие экономики округа, а значит, и дополнительные налоговые доходы, которые мы сможем потратить на строительство новых детских садов, школ, спортивных комплексов и другой необходимой людям социальной инфраструктуры», –утверждает Дмитрий Артюхов.
Финальным аккордом стала встреча с премьером правительства РФ Дмитрием Медведевым, прошедшая в конце июля. Сегодня наблюдатели и эксперты уверены – именно там судьба СШХ была определена окончательно.
«С большой долей вероятности именно разговор с премьером поставил точку в ситуации вокруг Северного широтного хода. Безусловно, отмечу тут заслугу Артюхова как лоббиста», – заявил директор фонда «Региональная политика» Евгений Забродин.
Он также подчеркнул, что не стоит расценивать проект строительства СШХ как именно ямальский.
«Это стройка федерального масштаба, в которой заинтересованы крупнейшие недропользователи страны. Вариант, при котором он не получил бы федеральной поддержки, даже при учете донорского статуса Ямала, не так реалистичен, однако все же был возможен. Однако округу удалось добиться лучших условий для его выполнения», – резюмирует Забродин.
Глава Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, в свою очередь, также указывает на то, что окончательное решение о реализации проекта было принято в ходе последней встречи Дмитрия Артюхова с премьер-министром.
«Кто принимает у нас решения? Власть. И Дмитрий Медведев как премьер и второй человек в стране – а мы понимаем, что позиции Медведева несколько шире, чем просто премьер-министра, – принимает именно такие решения», – говорит эксперт.
Журавлев также отмечает заслуги Артюхова в лоббировании скорейшего принятия решения по концессионному соглашению.
«Я бы сказал, что если бы пришел не Артюхов, а некто иной, пусть не имеющий отношения к этому проекту, то задача все равно была бы выполнена. Однако в том, что решение было принято настолько быстро, определенно есть его заслуга. Врио губернатора показал себя главой, способным доводить до конца задуманное в кратчайшие сроки – это жирный плюс к его репутации», – комментирует ситуацию политолог.
Кроме того, подчеркивает Журавлев, проект по созданию СШХ выходит далеко за рамки интересов ЯНАО.
«Это огромный стратегический вопрос. О воплощении СШХ мы говорим уже много-много лет. Это инфраструктурная база для освоения Севера и дальнейшего развития нашего сырьевого сектора. А развивать Север как-то иначе, чем через добычу полезных ископаемых – тем более высокорентабельных, – попросту нельзя. Но вслед за сырьем придет и все остальное», – резюмирует Дмитрий Журавлев.
Дарья Панкратова
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях