«Боливар всех не вывезет». В Челябинске признали – в ЖКХ куча проблем, без помощи государства не справиться

Поможет ли политическая воля одномоментно решить все проблемы в ЖКХ?

Всероссийский форум «ЖКХ – новое качество», организованный партией «Единая Россия», состоялся в Челябинске больше месяца назад, но специалисты и эксперты в этой сфере продолжают обсуждать его итоги. Выводы, сделанные на форуме, очень значимы для отрасли – некоторые эксперты даже называют грядущие преобразования революционными.

Всероссийский форум «ЖКХ – новое качество», организованный партией «Единая Россия», состоялся в Челябинске больше месяца назад, но специалисты и эксперты в этой сфере продолжают обсуждать его итоги. Выводы, сделанные на форуме, очень значимы для отрасли – некоторые эксперты даже называют грядущие преобразования революционными. Что должно измениться в сфере ЖКХ и, главное, к лучшему ли будут эти изменения – в материале «УралПолит.Ru».

Участники мероприятия – а это были в основном работники отрасли и потребители услуг – подняли три важных вопроса в коммунальной сфере, касающихся каждого россиянина. Это ограничение роста коммунальных платежей, перевод платежей за общедомовые нужды в состав платы за жилье, а также выплата гражданам субсидий и сокращение бюрократического аппарата для их получения.

Решения приняты по всем – в резолюцию вошли, в том числе, пункты о переходе на долгосрочное тарифное регулирование, перевод УК на гослицензирование уже с 1 сентября этого года (причем при получении лицензий УК должны иметь раздельные счета – отдельно на оплату жилищно-коммунальных услуг и предназначенные для оплаты поставщиков ресурсов), расширение полномочий жильцов при решении судьбы УК и большая ответственность управляющих компаний. Соответствующий законопроект уже принят в третьем чтении и его вот-вот подпишет президент. Но в какую сторону изменится после этого наша жизнь? Похоже, перемены к худшему.

Все равно заплатят жильцы

Понятно, чем вызвано принятое на челябинском форуме решение переложить оплату общедомовых нужд на управляющие компании, говорят специалисты. Стремлением «подстелить соломки под очередное повышение коммунальных тарифов», желанием избежать социальной напряженности. Но есть сомнения, что средства достижения благой цели выбраны правильно.

Директор СРО «Ассоциация управляющих и собственников жилья» Елена Гостинина рассказала, что предложение о перекладывании общедомовых нужд на плечи управляющих компаний вызвало на совещании бурное обсуждение. По ее мнению, выносить ОДН в структуру жилищных услуг нецелесообразно, потому что это не жилищные, а коммунальные услуги. Многие участники форума даже просили вернуться к прежнему порядку, потому что единственно правильное решение – побуждать граждан устанавливать приборы учета и экономить ресурсы.

«Мы просто немного испугались – как люди будут платить, если нормативы будут увеличены. Это важный момент, но иных способов побудить меня установить, например, индивидуальный прибор учета, нет. Единственное, чего хотелось бы, – чтобы тем людям, которые получают субсидии (у кого в совокупном доходе семьи более 22 процентов уходит на коммуналку), приборы учета были установлены за счет бюджета», – сообщила эксперт.

Вместе с тем она добавила, что понимает беспокойство жилищных компаний и ресурсоснабжающих организаций, которые боятся, что эти новшества затронут их интересы, поэтому «надо действовать грамотно – только строгий учет и контроль».

Директор по развитию екатеринбургской УК «Лига ЖКХ» Илья Сотонин свое мнение по поводу перекладывания оплаты ОДН на плечи управляющих компаний высказал кратко: в итоге жильцы все равно заплатят за все.

«Сейчас никакой проблемы с общедомовыми нуждами нет. Возможно, поставщики ресурсов боятся, что это и их затронет. Но ведь это в структуре не коммунальных ресурсов, а коммунальных услуг. Они же раскидываются пропорционально площади. Не думаю, что тут что-то изменится», – добавил он.

По его мнению, поставщики просто готовятся к тому периоду, когда жители будут напрямую платить ресурсникам за тепло, электричество и так далее.

«Есть такая возможность, но это правильно. Если УК не может делать наценки на коммунальные ресурсы, это дополнительный риск – ведь она должна ресурсникам платить полностью все. А жители ей что-то недоплатили, и откуда брать разницу? Для нашей компании, если бы жители платили напрямую ресурсникам за электричество, например, было бы хорошо. Но это конкретно для нас. Возможно, другие компании хотели бы пропускать через себя деньги. Вероятно, они что-то на этом зарабатывают нечестным путем», – предположил Илья Сотонин.

Рассмотрим проблему утечек, к примеру, в подвалах. Это общая собственность жителей дома, эксплуатацией которой по их поручению занимается управляющая компания. И после проведенных исследований, которые тоже стоят денег, УК понимает что необходима полная реконструкция общедомового оборудования. Текущих платежей на это явно не хватает. Управляющая компания объясняет это жителям и просит собрать дополнительные средства. Жители, не поверив, отказывают. Кто виноват в высоких потерях и, соответственно, больших начислениях по ОДН? А самое главное – где, при несправедливости финансовой ответственности, взять деньги на устранение утечки?

Оставив подозрения в корыстолюбии, можно подойти по-другому – просто вспомнить небольшие управляющие компании в маленьких городах. В небольших городах тариф по строке «Содержание жилья» может быть и 10 рублей, и 6, а есть и 3 рубля за квадратный метр. Таким УК точно не по силам платить «за себя и за того парня». Ведь собственных доходов у них нет. Выходит, их подталкивают к тому, чтобы в случае возникновения пресловутых «рисков» залезть в карман к поставщикам ресурсов.

Вывод такой: игра с общедомовыми нуждами по большому счету безрезультатна. Не стоит обольщаться – за ОДН все равно заплатят жильцы многоквартирного дома. Или ресурсники.

«Управляющий – жулик. Но это наш жулик»

Вторая новация форума – у управляющей компании могут отобрать лицензию. Это может произойти при трех и более нареканиях со стороны контролирующего органа (Госжилинспекции), если меры не были приняты. Однако даже в случае очевидных нарушений теперь за свою УК могут вступиться жители. И у жильцов, и у управляющей компании возникает один вопрос: «Как это так?».

Достаточно сложно представить себе эту процедуру на практике. Вероятно, вскоре последует разъяснение, ведь, как рассказала Елена Гостинина, в сфере ЖКХ сейчас действует 1500 нормативно-правовых актов, по жилищным услугам их 120 с лишним. «Возможно, добавится еще с десяток. Ждем», – завершила она.

Елена Гостинина добавила, что не видит в праве собственников жилья наложить вето на решение контролирующего органа ничего плохого. «Ошибиться может каждый, если неумышленно это произошло – не отчитались, например, или не доложили об устранении нарушения. Но если эта управляющая компания в целом устраивает жителей дома, у них остается право наложить вето на лишение лицензии», – говорит эксперт.

Однако заместитель директора Института экономики УрО РАН Сергей Баженов считает ситуацию с «правом вето» жильцов нереальной. По его мнению, население к этому просто не готово. «Где проходят общие собрания жильцов? В доме. И все знают: чем больше дом, тем меньше людей приходит на собрание. Мы можем принимать любые революционные решения, но они не попадут на нужную почву, потому что люди просто не готовы к контролю над ЖКХ. На это нужно время», – уверен он.

Выходит, и эта законодательная инициатива обречена на бездействие, ведь жильцам до нее еще «расти и расти».

Кстати, сегодня есть множество примеров, когда жильцы не знают и не хотят знать подробности деятельности своей управляющей компании. И преданно отстаивают ее интересы даже в самых вопиющих случаях. Например, с этим столкнулся в Артемовском крупнейший коммунальный ГУП на Среднем Урале – «Облкоммунэнерго».

Несколько местных УК просто не перечисляли поставщику ресурсов плату и задолжали десятки миллионов рублей. Когда долги становились астрономическими, артемовские компании банкротились, на их место приходили новые, но созданные теми же людьми, и история повторялась заново. А жильцы, успокоенные небольшими скидками в квитанциях, новыми клумбами во дворах и пластиковыми окнами в подъездах (на деньги ресурсников), изо всех сил защищали свои управляющие компании во всех инстанциях. В результате «Облкоммунэнерго» было вынуждено перейти на прямые расчеты с артемовскими потребителями.

«Не отвечаю за все»

На форуме так и не был решен третий принципиальный момент – ответственность управляющих компаний за какие-то огрехи или даже сознательные недочеты в работе. Сегодня эта ответственность четко нигде не прописана. Законодатели и чиновники считают главным дисциплинирующим фактором для УК получение государственной лицензии. Но достаточно ли этой «индульгенции»?

Лицензию на обслуживание многоквартирных домов УК должны получить до 1 мая 2015 года. Прийти для этого придется в Госжилинспекцию, как недавно подтвердил министр строительства и ЖХ РФ Михаил Мень. Предполагается, что запуск механизма лицензирования даст возможность вывести с рынка «плохие» управляющие компании – те, что просто «сидят» на домах и ничего не делают.

Кстати, в лицензионные комиссии будут входить и представители крупных отраслевых СРО. Несмотря на заявления о том, что саморегулируемые организации не оправдали возложенных на них надежд.

Сергей Баженов убежден, что в настоящее время управляющие компании действительно не несут никакой ответственности. «Сейчас нужно сделать шаг назад. Сделать так, чтобы в отрасли были не только частные структуры, но и государственные, или совместные, 50 на 50 – в зависимости от территории. Чтобы население было заинтересовано в поданной услуге и научилось правильно реагировать», – считает он.

Судя по всему, переход на гослицензирование – если не шаг, то хотя бы движение в этом направлении. В Госжилинспекции Свердловской области «УралПолит.Ru» сообщили, что действительно готовятся к новому порядку выдачи лицензий управляющим компаниям, хотя признались, что этот механизм еще только настраивается.

Однако эксперт-«практик» Илья Сотонин выступает против лицензирования по новому принципу. По его мнению, вмешательство государства излишне: «Боливар всех не вывезет». Он предположил, что могут даже появиться какие-то рычаги для недобросовестной конкуренции через Госжилинспекцию.

«Если бы были созданы условия для развития нормального рынка в сфере ЖКХ, а не то, что есть сейчас, не нужно было бы никакого контроля со стороны государства. Жители могли бы сами как клиенты управляющих компаний контролировать их. Поэтому уже через год-два увидим, что ничего не изменилось», – считает он.

В заключение эксперт добавил, что сейчас все хотят контролировать, но для этого просто не хватит людей, поэтому «не стоит разводить бюрократию».

Новые изменения в законодательстве изначально были направлены на борьбу с «сидящими на домах» управляющими компаниями и облегчение жизни жильцов. Однако выводы экспертов в целом сводятся к тому, что одномоментного изменения к лучшему в сфере ЖКХ, которого ждут от нового закона, не произойдет. А законодательство предстоит еще дорабатывать и дорабатывать – похоже, этот процесс будет бесконечным.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров