Тюмень и Тюменская область вызывают все больший интерес у туристов – как местных, так и приезжих, в том числе иностранцев. Достаточно сказать, что за последние два года поток туристов в регион вырос на 40 %.
Тюмень и Тюменская область вызывают все больший интерес у туристов – как местных, так и приезжих, в том числе иностранцев. Достаточно сказать, что за последние два года поток туристов в регион вырос на 40 %. Перспективы въездного и внутреннего туризма 31 июля обсудили участники туристического рынка в рамках встречи, организованной тюменским «ФедералПресс-центром». Основной лейтмотив круглого стола: туристам не нужны европейские гостиницы и прочий городской архитектурный новодел. Им подавай контрасты местной жизни, исторические места, этнический колорит и экзотику дикой природы.
Есть что посмотреть
Оборот предприятий туриндустрии юга Тюменской области вырос с 2,9 млрд рублей в 2009 году до 3,84 млрд в текущем (пока это оценочные данные). На территории региона работают 168 турфирм, которые обеспечивают до полутора миллионов туристов в год (из них порядка 30 тысяч человек – иностранцы). Расходы туристов в Тюменской области приближаются к 10 млрд рублей в год. Что привлекает туристов в регионе, который еще недавно рассматривался как центр освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири, а сейчас видит свое будущее в качестве нефтесервисного и логистического центра с ярко выраженной агропромышленной экономической составляющей?
По словам начальника отдела туризма департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Галины Сторожко, «в части направлений культурно-познавательного туризма и санаторно-курортного отдыха регион обладает уникальными ресурсами и брендами, отличающими нас от соседних регионов Уральского федерального округа».
«Во-первых – это город Тобольск с единственным за Уралом ансамблем каменного кремля, купеческая Тюмень, семья Романовых, Распутин, Менделеев и другие, – говорит Сторожко. – Нам не только не стыдно показать памятники истории и культуры области, но и есть чем гордиться. Приезжающие в Тюмень всегда с восторгом отзываются о красотах деревянного зодчества, Ялуторовск славится интерактивной экскурсией в Острог, позволяет окунуться в быт сибирских крестьян, сделать сувениры своими руками, испечь хлеб в русской печи. О Тобольском кремле уже знают далеко за пределами территории области. Все большую популярность приобретает туркомплекс «Абалак» и проводимый на территории комплекса фестиваль «Абалакское поле». Это масштабное и зрелищное событие, посетители которого смогут увидеть турниры клубов исторической реконструкции, стать участниками конкурсов и мастер-классов, окунуться в атмосферу средневековья. Во-вторых, это термальные источники и лечебные грязи, используемые для лечения и отдыха в санаториях области, пользующиеся огромным спросом среди жителей как области, так и соседних регионов».
Тем не менее чиновница указала и на уязвимые места. Например, в части делового туризма Тюменская область пока слабо конкурентна среди регионов Уральского федерального округа в связи с отсутствием крупных площадок под проведение выставочных и конгресс-мероприятий. «Однако нельзя не отметить заметно выросший уровень сервиса в отелях Тюменской области, – говорит Галина Сторожко. – В 2009 году прошла сертификацию гостиница «Восток» – в категории «3 звезды», в прошлом году отель «Евразия» получил категорию «4 звезды». Появляются новые отели международного уровня, способные не только разместить с комфортом приезжающих туристов, но и проводить деловые мероприятия как регионального, так и международного уровней благодаря наличию современных конференц-залов».
В числе проблем, мешающих развитию туризма в Тюменской области, чиновница отметила проблему «гостеприимства». Также ощущаются дефицит опытных экскурсоводов, переводчиков, менеджеров по въездному туризму, несоответствие материально-технической базы современным стандартам, недостаточное развитие туристских маршрутов и не отвечающий современным требованиям уровень оказываемых сервисных услуг, дефицит информации о туристических ресурсах Тюменской области в России и за рубежом.
Туроператоры: «Побольше креатива!»
Представители туристического бизнеса в свою очередь обращали внимание на детали, которые кажутся незначительными, но они очень важны для туристов. По словам директора ООО «Глобус-турс» Павла Шаманенко, количество экскурсий по Тюмени и Тюменской области растет, но есть еще неосвоенные туристические ресурсы. Например – речные круизы. В городе есть река Тура. Она регулярно мелеет, но проблема не только в этом. Есть возможность проводить речные прогулки, однако, к сожалению, в Тюмени практически не обустроена береговая инфраструктура – судам просто негде парковаться.
В Тюменской области по-прежнему популярен Тобольск, но местные экскурсоводы осваивают и территорию соседней Свердловской области, ее восточной части, которая ближе к Тюмени, чем к Екатеринбургу. В частности, это Нижняя Синячиха, где есть музей деревянного зодчества под открытым небом, Ирбит, где находится музей мотоциклов.
Директор филиала национального туроператора «Алеан-Тур» в Тюмени Юлия Юдина отметила санаторно-курортное направление въездного туризма. «Наши санатории, к сожалению, по ценовой политике не конкурентоспособны с другими, соседними, областями, но все же пользуются спросом, – считает Юдина. – Но мест не хватает. Надо эту отрасль развивать. Главное же направление сейчас – это договорная кампания с базами отдыха, их активное продвижение и наполнение».
Директор ООО «Тюменьзарубежтур» Наталья Карманова заострила внимание на проблеме вандализма: «За последние 15 лет Тюмень похорошела, много объектов реставрировано, город приобретает свое лицо. Тем не менее нашим СМИ нужно показывать не только то, что сегодня создано и охраняется, надо обратить внимание на зоны отдыха, где наша молодежь сегодня проводит свое время. Ведь это же вандализм – кататься на досках по мраморным ступеням драмтеатра на площади 400-летия Тюмени. Скамейки изуродованы».
По словам директора турагентства, на все эти недостатки особенно обращают внимание иностранцы. «В 2010 году у нас были французы – делегация по изучению русского языка и культуры, – вспоминает Карманова. – В целом они восприняли все увиденное позитивно, но есть к чему прислушаться. Например, в Тобольске рядом с могилами декабристов – неубранные могилы. Едем на знаменитые источники «Эльдорадо», а там заборы с колючей проволокой. Такое ощущение, что это не «Эльдорадо», а историческая зона ГУЛАГа. Даже популярный детский лагерь «Ребячья республика» спрятан за глухим забором. Иностранцы это подмечают».
Все больше и больше турагентств и фирм понимают, что нужно заниматься не только выездным туризмом, но и внутренним. «Удивительно, но больше всего иностранцам нравится Ялуторовск, – рассказывает Наталья Карманова. – Потому что там сохраняется некоторая историческая самобытность, а люди, приезжающие к нам, больше всего любят смотреть на то, чего у них нет. На Севере есть ханты и манси, но у нас живут те же зыряне. Было бы неплохо создать этнос-деревни. А пятизвездочными отелями иностранцев не удивишь. В Ялуторовске – 21 конфессия. И я помню, когда они вышли в национальных костюмах, со своей национальной кухней, когда они приглашали попеть и потанцевать, то сначала иностранцы проявили настороженность; но открытость, знаменитое сибирское гостеприимство приводят к тому, что они становятся «нашими». Индустрия гостеприимства – это большие возможности, надо привлекать местных жителей. Нужен Тюмени и свой экопарк. Есть для этого еще невырубленные участки – Гилевская роща, например. Там вполне можно сделать культурный парк для отдыха и развлечений».
Экскурсовод центра экскурсионных услуг «Любимый город» Марина Сафина выделила такую проблему, как дороговизна услуг предприятий туриндустрии. «Вот близится период горячих источников. Это в большей степени зимний вид отдыха, он очень интересен для туристов из соседних областей, – говорит Сафина. – В первую очередь это Екатеринбург, Челябинск, Пермь. Общаясь с организаторами этих туров, встречаешься с самой главной проблемой – очень дорого. Чтобы собрать экономный пакет, приходится тратить очень много сил. И они ждут от нас, чтобы мы такой пакет подготовили. Мы могли бы, но надо, чтобы весь город был в этом пакете представлен. Второе интересное направление – сплав по Туре. Такой сплав организовал департамент по молодежной политике с 15 июля по 15 августа. Оказывается, у нас потрясающий вид на город со стороны Туры».
Директор «Туристической конторы Николая Дробунина» Николай Дробунин – за креативные направления во въездном туризме. Сам бывший музейный работник, он работает не на потоке, а по индивидуальным заказам. С собой он носит экскурсионный чемоданчик, содержимое которого продемонстрировал участникам круглого стола. В нем преимущественно антикварные вещи XIX века, характеризующие историческое прошлое Тюмени. Например, наган, выстрелами из которого, по словам Дробунина, он будит уставших от экскурсии туристов. «Правда, много денег уходит на патроны», – посетовал экскурсовод-одиночка.
«Тюмень – город замечательный, есть что показать туристам, – говорит Дробунин. – Но наш подход заключается в том, чтобы рассказывать о Тюмени не только о хорошем, но и, к примеру, о проституции XIX века. Есть специальная экскурсия по этому поводу. Вот настоящий желтый билет – документ, официально выдаваемый проституткам в начале ХХ века за подписью полицмейстера. Милицию возил – они в восторге были, ведь их дореволюционные коллеги проституцию курировали. Женщин-то в городе не хватало – была такая проблема».
Креативное направление – экскурсии с элементами костюмированного представления. «У нас скоро будет экскурсия, Иосиф Виссарионович Сталин ее будет вести – об истории города Тюмени, – делится планами Дробунин. – Будет в августе новый проект – экскурсия в бане на колесах. Вы едете, паритесь, а я рассказываю о городе. Все сидят в трусах на полке у большого окна. Баня реальная. Это единственный случай, когда экскурсовод везет экскурсию в одних трусах, в красных банных. Нас интересуют эксперименты. Жириновский тоже скоро у нас будет вести экскурсии. Ему же надоело весь день сидеть в Госдуме, тяжело. Поэтому он бросает это дело и уходит в экскурсионный бизнес, к нам, в Тюмень. А то приезжают туристы, и им под нос суют все эти супер-гостиницы, которых у них полно и гораздо лучшего качества. И не везут их в старые кварталы. В центре Тюмени на ул. Водопроводной стоит старый дом, где живет всего четыре семьи, топят печкой и ходят за водой на колонку. А в 300 метрах – правительство Тюменской области. Вот что нужно туристам. Они, иностранцы, удивляются – говорят, контрасты здесь похлеще, чем в Нью-Йорке».
Директор экскурсионного бюро «Паром Тревел» (австралийский туроператор), бывший журналист и знаток местной экзотики Роман Мамонтов согласен, что туристам нужны необычные ощущения. «Да, иностранцы едут смотреть «правду жизни», – говорит Мамонтов. – Таких туристов, австралийцев и англичан, мы везли из Санкт-Петербурга в плацкартном вагоне до Тюмени. Потом они ехали на обычном маршрутном автобусе до Тобольска, а жили в деревне Покровка у обычных людей. Все, что бы мы ни показывали здесь в Тюмени, иностранцы восприняли хорошо. Но больше всего им понравилась лапта – наша народная игра. Будучи любителями бейсбола, они ее оценили».
По словам Романа Мамонтова, большая проблема – мало информации о городе. Такая информация в избытке должна присутствовать в аэропорту Рощино, на железнодорожном вокзале. Среди иностранцев, приезжающих в тюменский регион, популярны «нефтяные экскурсии» – хотят видеть нефть, что говорится, в натуре. «Увидеть реальные нефтяные вышки, покрутить вентили, трубу опустить глубоко в землю», – отметил Мамонтов.
Интересует иностранных туристов и процесс производства водки. Ведь русская водка у всех на слуху, можно сказать, национальный бренд. Только с хозяевами водочного производства почему-то трудно договориться насчет экскурсий. Участники круглого стола попросили начальника отдела туризма областного инвестиционного департамента Галину Сторожко договориться со скрытными производителями «насчет водки».
Экологический туризм – тоже востребованная форма отдыха и развлечений у иностранных туристов. К сожалению, это направление пока слабо развито в Тюменской области, хотя возможности немалые. По словам руководителя ООО «Акватория» Сергея Северина, иностранцам очень понравилось на его турбазе собирать ягоды. «Водили их на земляничные бугры – немцы в шоке были, это в 130 километрах от Тюмени, – говорит Северин. – А грибов там… Грузди можно косой косить. Места рыбные там есть. А еще баня на плаву – на 12 человек. Плавает по речке – можно попариться и сразу в воду».
Без сервиса и комфорта – никак
Генеральный директор бизнес-отеля «Евразия» Ирина Косогорова оценила стремление туроператоров показать необычные места Тюмени, но попросила не перегибать палку – особенно с историей тюменской проституции. «Знаю, есть такая экскурсия, и она пользуется спросом», – сказала Косогорова, но все-таки не следует представлять город в совсем уж неприглядном виде, пусть даже в историческом контексте. И все же первое, с чем сталкиваются туристы, приезжая в город, – это отель. А с сервисом у нас не все так хорошо, главным образом – из-за кадровых проблем.
«Восемьдесят процентов наших гостей – россияне, 20 процентов – иностранцы, – говорит главный менеджер «Евразии». – Согласна с тем, что гостям важны старые кварталы – деревянные дома с наличниками и так далее. Но страшно слышать от гостей, которые после экскурсии заявляют, что у нас тут в Тюмени сплошные кабаки разврата. Люди, которые проводят экскурсии, – за все в ответе, за общее впечатление о городе и стране. Я не считаю, что мы должны всякие мифы транслировать так, чтобы они принимались за историческую правду. О том, что Сталин мел улицы Тюмени, например».
По словам Косогоровой, Тюмень, к сожалению, пока не может обеспечить уровень комфорта, санитарии и сервиса, к которым привыкли иностранные туристы. И нужно «больше таких мест, как «Акватория».
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях

