Первый мегапроект Дубровского. Он объединяет города-спутники в Челябинскую агломерацию

Вслед за «большой Москвой» может появиться «большой Челябинск»

Региональные власти собирают Челябинскую агломерацию. В союз, пока не закрепленный юридически, вместе с областным центром войдут восемь муниципалитетов. Их главам предстоит сообща построить дороги, улучшить инфраструктуру, разобраться с водой и канализацией, а также решить, где разместить свалку для Челябинска.

Региональные власти собирают Челябинскую агломерацию. В союз, пока не закрепленный юридически, вместе с областным центром войдут восемь муниципалитетов. Их главам предстоит сообща построить дороги, улучшить инфраструктуру, разобраться с водой и канализацией, а также решить, где разместить свалку для Челябинска. По словам экспертов «УралПолит.Ru», такое сотрудничество городов и районов с южноуральской столицей предрекалось многие годы, но в отдельных случаях оно может грозить главам ослаблением их влияния. Подробности – в материале экспертного канала.

Южноуральские власти планируют превратить окрестности областного центра в «большой Челябинск». Пилотный проект, рассчитанный на три года, представят Минрегиону РФ уже в ближайшее время. Сегодня его разработкой в правительстве Челябинской области занимается специальная рабочая группа. Тем временем на днях главы восьми муниципалитетов и районов подписали межмуниципальное соглашение о создании Челябинской агломерации.

К слову, о таком межмуниципальном взаимодействии говорил в своем послании Федеральному собранию РФ президент Владимир Путин, а чуть позже – врио губернатора Борис Дубровский, выступая перед депутатами заксобрания в марте. Тогда глава региона подчеркнул, что муниципалитетам необходимо развивать совместные проекты. В частности, строить общие социальные объекты в граничащих друг с другом городах и районах. «Руководители таких соседствующих территорий должны собраться и принять решение вместе. А мы его поддержим. Мы вообще будем поддерживать решения, направленные на улучшение качества жизни человека», – отметил Борис Дубровский.

Спустя месяц идея врио губернатора получила физическое воплощение. По словам главы Челябинска, председателя гордумы Станислава Мошарова, в своеобразный союз вошли те города и районы, которые находятся в «суточной миграции» от Челябинска: Сосновский, Красноармейский, Еткульский, Коркинский, Еманжелинский, Аргаяшский районы и Копейск. «Хотим мы этого или нет, но сегодня мы уже существуем в агломерации: живем в одном муниципалитете, работаем в другом, отдыхать ездим в третий. Создание агломерации как раз поможет решать проблемы на стыке этих муниципалитетов и даст толчок для их развития», – комментирует он.

Мэр подчеркнул, что проект Челябинской агломерации претендует на включение в пилотную программу Минрегиона РФ. «В нее войдут около десяти «пилотников» на территории всей страны. Мы надеемся, что тот проект, который мы сегодня готовим для участия в конкурсе, оценят по достоинству, и Челябинская агломерация войдет в число пилотных, – рассказывает Мошаров. – Результатом трехлетнего проекта станут изменения в схеме и действующем законодательстве на примере конкретных территорий».

Соглашение, по словам градоначальника, позволит Челябинску совместно с территориями-союзниками рассматривать конкретные инвестиционные проекты и изыскивать новые площадки для инвесторов. «У нас есть около десяти проектов, которые можно уже сегодня реализовывать. Есть конкретные интересанты и инвесторы. В частности, проект скоростного сообщения между Челябинском и Копейском, строительства совместных коммуникаций в других муниципалитетах. Ведь когда инвестор, заходя на площадку, спрашивает, какое на территории проживает население, и слышит ответ – 200 тысяч, то ему это неинтересно. А если называют, что в Челябинской агломерации – почти 1,8 млн человек, то инвестор с большим удовольствием идет. И вообще эта агломерация позволяет территориям развиваться совместно, решать спорные вопросы, – продолжает Станислав Мошаров и признается: объединение создается, чтобы попасть в федеральные программы: – Если попадем в «пилотник», то, возможно, сможем рассчитывать на какие-то федеральные программы, которые будут действовать на территории агломерации».

Политолог Александр Мельников, обращая внимание на следование региональных властей федеральному тренду, подчеркивает, что попасть в пилотный проект Федерации Челябинской области будет не так-то просто. «Идея перспективная хотя бы потому, что развитие агломераций сегодня является одной из приоритетных стратегических задач федерального масштаба, и ее реализация даст серьезные конкурентные преимущества региону. Но чтобы идти в голове этого процесса, крайне желательно оказаться в числе регионов, включенных в пилотные проекты Минрегионразвития РФ. Вопрос в том, насколько это реально с точки зрения конкуренции и сроков, ведь отбор пилотных проектов стартует уже 1 мая, и выбрано их будет всего пять–десять, причем в это число войдут разного уровня агломерации. А некоторые конкуренты, например, Самара, прорабатывали эту тему заблаговременно», – комментирует он.

Участникам Челябинской агломерации предстоит решить ряд острых вопросов. К их числу мэр Челябинска относит строительство хранилища твердых бытовых отходов: «Оно может быть сразу для нескольких территорий и работать эффективно. Еще одна тема – совместные коммуникации. Не секрет, что сегодня челябинский водоканал работает на нескольких территориях, и на их стыке есть проблемы».

Сами главы соседствующих с Челябинском муниципалитетов говорят, что де-факто агломерация существует здесь многие годы и опасаться ее закрепления на бумаге ни жителям этих районов, ни властям особо нет причины. «У нас единые транспортные, электрические системы, водоводы, газопроводы, канализация. Строительство тоже челябинцы ведут. Единственное, чтобы не было изменения границ, подчинения Челябинску и создания единого муниципалитета. А в остальном все давным-давно надо было делать. Совместно-то и горы можно перевернуть», – уверен глава Сосновского района Владимир Котов.

От союза с Челябинском он в основном ждет поступления налоговых отчислений в бюджет района, а в ответ готов не только предоставить земли под строительство домов, но и места в новых детсадах.

«Надеюсь, что это будет выгодно при планировании и проектировании каких-то долгосрочных программ, прежде всего транспортных, каких-то схем логистики, общих проектов, которые будут интересны для всей агломерации. То есть это будет распространяться на все входящие в нее территории. Пока это пилотный проект, но если под него будет достойное финансирование, то действительно можно показать хороший результат», – комментирует мэр Копейска Вячеслав Истомин.

Самый главный город-спутник Челябинска в разговорах присоединяют к южноуральской столице уже больше десяти лет. Копейску неоднократно предрекали будущее в качестве района областного центра, но местные жители всегда выступали против этого. И продолжали ежедневно ездить в Челябинск на работу, учебу и отдых. На сегодняшний день, по данным администрации, в областном центре работают около 20 тыс. копейчан. В рамках соглашения об агломерации муниципалитет планирует наладить с Челябинском новое транспортное сообщение – посредством скоростного трамвая. Правда, пока этот проект существует лишь в качестве идеи.

На совещании в Копейске глава региона подчеркнул, что муниципалитетам необходимо развивать совместные проекты

Еще один острый для Копейска вопрос – тепло- и водоснабжение. «Сегодня мы пьем челябинскую воду. Не менее волнует состояние очистных сооружений, – поясняет Истомин, отмечая, что взаимосвязь муниципалитетов будет благом, если будет подкрепляться реальным финансированием. – Если же будет просто декларирование – ну, будем обсуждать какие-то общие вопросы. Хуже-то не будет. Наша задача – сделать лучше. А дальше жизнь покажет».

Эксперт по проблемам оптимизации городских пространств Александр Полозов в разговоре с журналистом «УралПолит.Ru» предположил, что вслед за челябинской на Южном Урале также могут появиться еще несколько агломераций. В частности, логичным он называет объединение Озерска с Кыштымом и Каслями, Миасса – со Златоустом и Чебаркулем, да и Магнитогорск, по его словам, имеет вокруг достаточно населенных пунктов, которые по факту уже вовлечены в его экономическую и социальную активность.

При этом эксперт не исключает, что противники процесса будут говорить о возможном уходе уплаченных налогов на нужды других муниципалитетов или полной потере самостоятельности территорий. «Самый главный враг агломеративных процессов – чиновничество, которое будет бояться потерять привычную для себя комфортную среду. Чиновники будут прикрываться всем чем угодно – интересами жителей, бизнеса, кого угодно, – будут выискивать и приводить в пример опыт неудачных агломераций», – комментирует Полозов, вспоминая ситуацию с попыткой создания Тагильской агломерации. Проект, о котором свердловские власти широко заявили в декабре 2013 года, встретили без особого энтузиазма. Эксперт уверен: в этом виноваты сами чиновники: «Проблема свердловского проекта в том, что не нашлось силы, которая бы додавила его. Если бы провели информационную кампанию среди бизнеса и жителей и сказали бы честно о плюсах и минусах, то результат был бы другим».

В числе возможных последствий создания агломерации аналитики называют повышение стоимости жилья. Впрочем, строительные фирмы с таким мнением не согласны. По словам копейского застройщика, вероятность роста цен на квартиры после вхождения муниципалитета в состав Челябинской агломерации невелика. «Цены и так уже высокие. Если это и произойдет, то квартиры просто не будут покупать», – пояснил собеседник «УралПолит.Ru».

«Мы уже находимся в алгомерации, даже не надо объединяться, и большинство покупателей жилья у нас – это челябинцы, для которых важны два критерия: цена и чистый воздух. Я не ожидаю какого-то роста цен. Наоборот, у нас цена рыночная и соответствует спросу и предложению, она удобная тем, что сами копейчане могут позволить купить себе жилье, причем не только в ипотеку», – считает глава Копейска Вячеслав Истомин.

Его коллега Владимир Котов также не видит ничего плохого в аналогичной ситуации, сложившейся в Сосновском районе: «Жилье и так у нас стоит практически как в Челябинске, а где-то даже дороже. Думаю, что ничего страшного в этом нет. Чем больше будем строить, тем дешевле оно будет».

Также эксперты «УралПолит.Ru» называют возможным перенос промпредприятий из Челябинска на территории соседних муниципалитетов. «Есть ряд вопросов, которые в долгосрочных перспективах видятся отрицательными. Но они традиционны – существуют моменты, которые не объедешь никак. Их нужно решать. И должен быть какой-то модельный опыт. Даже если сейчас ничего не делать, жизнь все равно расставит все по своим местам. Если Челябинск захочет разрастаться, он будет это делать и однажды поглотит и Копейск», – отмечает Александр Полозов.

Отметим, на сегодняшний день подписан пилотный вариант межмуниципального соглашения о создании Челябинской агломерации. Официально его подписание, по словам глав, состоится позже. В документе не прописана юридическая форма союза, что вызывает у некоторых градоначальников беспокойство. В том числе пока не ясно, каким образом в агломерации будут приниматься решения, касающиеся нескольких муниципалитетов.

Добавим, вопрос создания Челябинской агломерации поднимался еще при губернаторе Михаиле Юревиче. Тогда глава региона предложил обеспечить 40-километровый радиус доступности Челябинска, сократив время нахождения в пути жителей пригорода.

Как отмечают главы, тогда вариант агломерации не прижился из-за попыток давления на руководителей муниципалитетов. «Нас ранее пытались силовыми методами объединить. Но это никогда к добру не приводит. Надо же продумать, как правильно сделать. Саму подоплеку сделать так, чтобы люди понимали, что это выгодно», – вспоминает Владимир Котов.

Более масштабно вопрос агломерации, правда, уже между двумя городами-миллионниками, в 2013 году затрагивал депутат Законодательного собрания Челябинской области Константин Захаров. Объединение Челябинска и Екатеринбурга, по словам парламентария, позволило бы развить территории вдоль транспортной артерии между городами, а также научный, инновационный, технологический потенциал областей, способствовать росту рынка труда и бизнес-сотрудничеству с Тюменской областью и Пермским краем. Впрочем, пока идея Захарова о конурбации не продвинулась дальше обсуждения.

Челябинская агломерация может войти в число пилотных проектов, которые будут реализованы в России. Наравне с ней в Москве будут рассматриваться концепции из Самары и проект Нижнетагильской агломерации. Сроки поджимают: документы должны быть сданы до 1 мая. На рассмотрение предложений отведен месяц.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях