Годовщина взрыва на Сортировке: настоящих виновников ЧП спрятали от суда. Фамилии и должности ответственных железнодорожников

Виновной в ЧП может быть РЖД, монополист отказывается давать комментарии

В минувшую пятницу, 4 октября, исполнилось 25 лет одной из крупнейших техногенных катастроф произошедших на железной дороге – взрыву на Сортировке в Екатеринбурге. Непосредственный участник тех событий раскрыл «УралПолит.Ru» тайну расследования этого инцидента. Эти вновь открывшиеся обстоятельства могут привести к пересмотру уголовного дела о причинах взрыва, больно ударить по бюджету Екатеринбурга и буквально обанкротить СвЖД.

В минувшую пятницу, 4 октября, исполнилось 25 лет одной из крупнейших техногенных катастроф произошедших на железной дороге – взрыву на Сортировке в Екатеринбурге. Непосредственный участник тех событий раскрыл «УралПолит.Ru» тайну расследования этого инцидента. Эти вновь открывшиеся обстоятельства могут привести к пересмотру уголовного дела о причинах взрыва, больно ударить по бюджету Екатеринбурга и буквально обанкротить СвЖД.

За воспоминаниями об октябрьских событиях 1993 года, которым в минувшую пятницу предалась вся страна, в Екатеринбурге забыли о другой актуальной дате – 25-летии взрыва на Сортировке, который ошарашил уральцев в 88-м. Один из немногих жителей уральской столицы, для которого те события до сих пор не потеряли актуальности, – директор «Уральского сыскного агентства» Владимир Матюшенко. 25 лет назад он был старшим следователем следственного отдела управления транспортной милиции. Двое суток после трагедии работал в составе следственной группы и уверен, что установил точную причину взрыва. Но в 1988 году власти не были заинтересованы в объективном расследовании причин катастрофы. Поэтому итоги его работы оказались спрятаны под сукно или убраны на дальние полки архивов. Однако правду необходимо установить хотя бы сегодня, уверен Матюшенко.

Как это было

4 октября 1988 года около 04:30 утра на станции Свердловск-Сортировочный покатился под уклон состав с двумя вагонами, перевозившими груз Минобороны СССР – 46,8 тонн тротила и 40 тонн гексогена. Взрывоопасный поезд врезался в товарняк с углем. От удара вагоны слетели с рельсов, оборвавшийся электропровод упал на взрывоопасный груз, и произошел мощнейший взрыв.

Ударная волна распространилась на 10-15 километров. Взрыв слышал и почувствовал весь город: стекла вышибло не только в центре Свердловска, но даже в противоположном от Сортировки районе – ЖБИ. В эпицентре взрыва осталась воронка диаметром 40 и глубиной 8 метров. Погибли 6 человек, более 500 получили различные ранения. В основном – резаные раны, от осколков стекла. Городу повезло, что взрыв произошел ранним утром. Иначе жертв было бы в разы больше.

По официальной версии, виновником катастрофы стала 35-летняя диспетчер станции Татьяна Хамова. Она, якобы не убедившись, что локомотив удерживает состав со взрывчаткой, дала зеленый свет транзитному поезду, из-за чего и произошло столкновение и последующий взрыв. Причины детонации после падения провода так и остались неизвестны.

Следствие велось четыре года. Хамову обвинили в нарушении инструкций и требовали для нее шесть лет тюрьмы. Но суд несколько раз возвращал дело на доследование. В итоге, из-за резонанса, дело отправили в Челябинский суд, где его успешно замяли.

Версия, не ставшая официальной

В 88-м году Владимир Матюшенко сам жил недалеко от сортировочной станции. «Жил я в доме у железной дороги, в двух километрах от станции. От взрыва у меня окно вылетело вместе с рамой. Но я пострадавшим себя не считаю. Ведь с процессуальной точки зрения я, как пострадавший, не имел бы права вести это расследование», – говорит Владимир Андреевич.

Прибыв на место катастрофы, Матюшенко сразу же установил, что между столкновением составов и взрывом был промежуток времени чуть больше двух минут.

Как выяснилось, после столкновения и обрушения контактной сети высоковольтных проводов автоматика сама отключила напряжение. В итоге провода упали на взрывоопасные вагоны обесточенными. Но, по инструкции СвЖД, после отключения автомата оперативному дежурному разрешается «однократное ручное включение участка сети».

«Дежурным энергодиспетчером, который сидел на станции Свердловск-Пассажирский (около семи километров от места взрыва) был продиктован приказ произвести однократное ручное включение фидера обесточенного участка электросети, с ручной записью в журнале. В двух километрах от точки столкновения, на тяговой подстанции, дежурный электромеханик записал этот приказ в свой журнал. Я помню, время было отмечено 02:32 мск. После этого в обрушенную контактную сеть было подано 3000 вольт. Мощный электроразряд прошел через вагон и груз, вызвав его детонацию», – рассказал Владимир Матюшенко «УралПолит.Ru».



Владимир Матюшенко показывает на ту самую кнопку, нажатие которой и привело к крупнейшей на железной дороге катастофе. 1988 год

По данным бывшего следователя, электромехаником, нажавшим кнопку была Ольга Родненко. В ходе допросов она признавалась, что взрыв произошел после нажатия рубильника. Женщина в окно увидела взметнувшееся в небо пламя, а ногами ощутила сейсмический удар. Ее жизнь спасло только то, что она успела инстинктивно спрятаться за стальным щитом мнемосхемы.

Родненко действовала по приказу, основанному на инструкции, утвержденной начальником Свердловской железной дороги, членом ЦК КПСС Скворцовым. Документ согласован с главным инженером дороги и подписан начальником службы энергоснабжения. «Эти три лица и должны были стать обвиняемыми. Но один из них был неподсуден по определению. Это же высший состав номенклатуры! А обвинение двух других лиц все равно бросало бы тень на Скворцова. Хамова же была единственным персонажем, кого можно было бы хоть как-то назвать обвиняемой», – считает Матюшенко.

Дело на 100 млрд рублей

Суд должен был не только найти виновных, но и определиться с ущербом. Ведь кому-то его нужно было возмещать. Что и было проделано. Так как груз принадлежал Министерству обороны СССР, за ущерб причиненный этим министерством отвечал союзный бюджет. По данным Матюшенко, выплаты признанными пострадавшими СвЖД и Свердловску-Екатеринбургу продолжались до 2000 года и составили около 100 млрд рублей.

«УралПолит.Ru» обращался с официальным запросом в СвЖД с просьбой подтвердить или опровергнуть эту информацию. Ответ так и не был получен. Что неудивительно: ведь если сегодня достать из архивов дело о взрыве на Сортировке и отправить на новое, беспристрастное, расследование, может оказаться, что выплаты пострадавшим были получены незаконно, ведь и виновные были бы другие. А значит, эти выплаты пришлось бы возвращать.

«Я считаю, что в настоящее время возможно признать факт перечисления денежных средств для восстановления города после взрыва из средств государственного бюджета СССР и РФ незаконными и обратиться в суд с иском о взыскании необоснованно перечисленных денежных средств и возврате их в федеральный бюджет. Прошу принять меры к восстановлению интересов государства», – написал в своем обращении в транспортную прокуратуру Владимир Матюшенко.

В августе этого года Владимир Андреевич получил ответ на свой запрос. «По информации, предоставленной Свердловской железной дорогой, ОАО «Российские железные дороги» создано как новое юридическое лицо на основании постановления Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», в связи с чем информацией о выделении ФГУП «Свердловская железная дорога МПС РФ» из государственного бюджета СССР и РФ на ликвидацию последствий взрыва на ст. Свердловск – Сортировочный в 1988 году и их расходовании не располагает. Кроме того, установленный ст. 196 Гражданского кодекса РФ трехгодичный срок исковой давности истек, в связи с чем оснований для предъявления иска не имеется», – пишет заместитель транспортного прокурора Е.В. Рюхинская.

Прошло 25 лет с момента взрыва на Сортировке. Сменилась страна, сменился город и та самая номенклатура. Но сегодня стало еще сложнее официально установить причины взрыва. Ведь ставки выросли в разы.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров