Весной-летом 2015 года антикризисный триллион рублей, который изначально хотели распределить между банками в виде облигаций федерального займа, частично направлен на помощь производственным госкомпаниям.
МОСКВА, 15 сентября, ИА УралПолит.Ru. Весной-летом 2015 года антикризисный триллион рублей, который изначально хотели распределить между банками в виде облигаций федерального займа, частично направлен на помощь производственным госкомпаниям. Счетная палата в своем отчете указывает, что при докапитализации госкомпаний платежи в бюджет за полученные займы не предусмотрены — в отличие от банков, которым господдержка предоставляется на возмездной основе. По мнению аудиторов, такой подход приведет к тому, что федеральный бюджет недополучит часть доходов бюджета (15 млрд из 111 млрд рублей), запланированных на 2015 год от держателей ОФЗ.
В отчете подчеркивается, что докапитализация банков за счет ОФЗ осуществляется на возмездной основе — по условиям заключенных договоров банки перечисляют в бюджет процентные платежи за полученные ОФЗ по ставке купонного дохода переданных им облигаций, это в среднем около 11% (то есть они целиком возвращают государству, эмитировавшему долговые бумаги, доход по ним) плюс дополнительно 1%, пишет газета «Известия».
Иные условия докапитализации действуют для трех госкомпаний — Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Государственная транспортная лизинговая компания и всероссийский оператор ЛЭП «Российские сети». Для них платежи в бюджет за приобретенные ОФЗ и возврат полученного по ним купонного дохода не предусмотрены, отмечают аудиторы, в то время как федеральным бюджетом на 2015 год запланировано получение доходов в размере 111,4 млрд рублей от владельцев антикризисных ОФЗ. Учитывая, что в пользу докапитализации госкомпаний распределено 162 млрд рублей, федеральный бюджет может недополучить порядка 15 млрд рублей — эти средства дополнительной помощи останутся у перечисленных госкомпаний.
Механизм докапитализации банков через Агентство по страхованию вкладов (АСВ) закреплен принятыми в декабре 2014 года поправками в закон о страховании вкладов физлиц. Законом предусмотрено право АСВ передавать банкам ОФЗ, полученные от государства, в виде имущественного взноса. ОФЗ пополнили капитал банков, а в обмен АСВ приняло от банков их собственные долговые инструменты или привилегированные акции. Этот механизм не действует в отношении Сбербанка, для которого установили особый порядок господдержки: его смогут докапитализировать через ЦБ, который при необходимости предоставит «дочке» кредиты. Ни АСВ, ни ЦБ не смогут влить в банки больше, чем составляют капиталы получателей на 1 января 2015 года. На цели докапитализации банков поправками в закон о бюджете предусмотрено выделение до 1 трлн рублей.
Но в апреле 2015 года приняты поправки в бюджет, по которым на основании решения правительства АСВ вправе за счет полученных ОФЗ оплатить размещаемые в рамках увеличения уставного капитала акции ОАК в размере до 100 млрд рублей. Июльскими же поправками эта норма распространена на ГТЛК (в пределах 30 млрд рублей) и «Россети» (32 млрд).
В результате, говорится в отчете Счетной палаты, на докапитализацию банков предусматривается направить ОФЗ на общую сумму 838 млрд рублей. В отчете также приведена информация о распределении этих облигаций. Так, по состоянию на 1 июня 2015 года (окончательный срок подачи заявок) АСВ от 29 банков получило письменные заявки на заключение договоров на общую сумму 821,5 млрд рублей. С учетом средств в пользу ОАК, ГТЛК и «Россетей» нераспределенный остаток составил 16,5 млрд рублей.
Большую часть купонного дохода в бюджет вернет, впрочем, само АСВ. По данным на июль этого года советом директоров АСВ приняты решения о приобретении субординированных обязательств 17 банков на сумму 280,4 млрд рублей. Из них согласие ЦБ на заключение договоров получено по 9 банкам. По состоянию на 14 июля 2015 года договоры были заключены с 7 банками, общая номинальная стоимость переданных им ОФЗ составила 117 млрд рублей.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях